Педагогический прикорм и высаживание. Из теории в практику.
Никогда бы не подумала, что с упоением буду писать о «маленьких» и «больших» делах своего чада; писать и радоваться каждой самостоятельно съеденной, моим ребетоночком, ложкой каши или супа.
Очень насущные, как мне кажется, для каждой мамочки темы – личная гигиена ребенка и прикорм, волнуют и мои мысли. Хочется написать сразу обо всем, и логично было бы начать с прикорма. Но… начнем с высаживания, с благодарности старым добрым традициям, которые утекают от нас с развитием современных цивилизаций, но оставляя свой след в книгах, находят русла, по которым могут вытекать в наш мир.
Я высаживаю свою малютку с 1,5 месяцев. Сначала я даже не знала, с какого ракурса мне подойти и как правильно взять ребенка, так, чтобы нам обоим было комфортно. Впервые о высаживании я узнала на курсах по беременности и долго не могла въехать – это как!? Высаживание, нам представили как один из методов гигиены для малыша. Первый метод – подгузники, второй – естественное пеленание (подгузники из ткани), и третий метод – высаживание. Хм… ну, а все-таки, это как!? Объяснения, что как только ребенок захочет пописать или покакать, его нужно поднести к тазику (или нечто подобному) и все, не совсем удовлетворили мой пытливый ум. Мне как-то не верилось, что можно взять, да и угадать, когда другому человеку захочется сделать свои дела… интуиция!?
Ребетенок у нас первый, и мне, поначалу, во многое с трудом верилось. Мне было не понятно, даже, когда мне говорили о простой материнской интуиции, например, что мама по плачу ребенка, может определить чего ему надо: молока, игрушки, просто внимания, или это нечто из таких вещей, как колики, режутся зубки, погода и т.п. Да, ну, быть такого не может, тем более что моя интуиция не была особо интуитивной. Правда, как говорится, ничто не вечно под луной! И я дождалась расцвета своей «интуиции». С появлением ребенка я стала улавливать мельчайшие нотки различия в плаче моей крохи…и метод высаживания, со временем, стал для меня неотъемлемой частью проявления, моей, той самой возродившейся, интуиции.
Я читала…информацию в интернете (которая нисколько меня не поддержала, в моем рвении, понять и решиться на новое для меня), обсуждала эту тему с другими будущими мамами (а позже, и с мамами наших ровесников и более опытными женщинами), искала нужные книги – вещь, без которой многое оставалось бы тайной для человека. И куда бежать, без Ингрид Бауэр «Жизнь без подгузников»!? Книга-синоним метода высаживания. Именно в ней я нашла для себя ответ на вопрос о том, что это и с чем его едят, в ней я нашла ресурс к переходу из теоретика в практика.
Все первые 1,5 месяца я прислушивалась к своей девочке, пыталась увидеть в нашем быту возможности к реализации прочитанного, наблюдала, наблюдала и еще раз наблюдала!
Что из этого вышло? Вышел удачный опыт, с которым, как мы считаем всем семейством, стоит делиться со всеми, кого этот вопрос интересует и не оставляет равнодушным.
Я вынесла для себя мысль, о том, что высаживание – это не метод приучения к горшку. Воспринимать его так – это ошибка. Более того, этот метод выходит за рамки приземленности, обычных бытовых слов «пись-пись» и «а-а-а». Исходя из всего услышанного, прочитанного, и исходя из собственного опыта, я бы определила высаживание как:
- путь, для налаживания особой взаимосвязи (особых взаимоотношений и близости) между матерью и ребенком
- возможность для ребенка, принять свою телесность, быть в гармонии со своим телом
- возможность воспринимать свои выделения, как нормальный физиологический процесс, свойственный всему живому, а не как грязь или нечистоты, которых надо стыдиться
Наверное, можно определить этот метод еще более точными словами, и правильными выражениями, но пока, вот так.
Когда малышка родилась, я сразу не хотела надевать на нее подгузник, но отсутствие опыта высаживания и не имение перед глазами, живых примеров осуществления этого процесса, все равно привело меня к ним. И они стали, словно костылем, оперевшись на который, было еще труднее встать на этот путь, путь «естественной гигиены». Раньше я не относилась предвзято к этому предмету туалета, но одна сравнительная фраза из книги Ингрид Бауэр, засела мне в голову. Дословно не помню (уже почти год, не возвращалась к этой книге), но смысл ее звучит так: - Представьте себе, что на вас (вместо штанишек) надели целлофановый пакет, вы в него писаете и какаете в течение всего дня. Периодически вам меняют этот пакет, на другой. Как вы себя чувствуете, нося между ног «пи-пи» и «а-а», которым уже не место около вас?
Конечно, современный подгузник не сравнить с целлофановым пакетом, но даже если представить, себя в нечистых мокрых трусах, которые меняют, дай Бог, раз в два часа, уже становится не по себе. Каждый может, быть согласным или нет, но для себя я решила, что если это неприятно мне, почему это должно быть приятно моему ребенку!? И я сократила до минимума время проведения в подгузнике. Днем малышка находилась в самодельных трусиках или в длинной рубашечке, а на прогулку и на ночь мы надевали то, что изначально было создано для кратковременных путешествий с малышом, чтобы мама, могла чувствовать себя более комфортно (при этом не предполагалось, что каждая мама, захочет себе такого комфорта в течение всего дня).
Через 1,5 месяца после рождения Софии, я, в очередной раз, воодушевившись еще одним примером, одной мамы (из интернета), убрала из нашей жизни и ночные подгузники. Это было трудно: как аккуратно взять на руки, как подсадить так, чтобы не проснулась, как, в случае промаха, убрать мокрые пеленки не разбудив и т.п. На мой взгляд, трудно решиться на что-то, чего никогда сам не видел и в чем до конца не уверен. И поддержка в лице немногих примеров (издалека) и одна книга, пусть даже замечательная, не могут дать той самоуверенности и стойкости, в преодолении трудностей (с которыми, безусловно, встречаешься), которые хотелось бы иметь. Кто не рискует, тот не пьет шампанского - прошло несколько недель, и я уже не представляла себе, как можно жить по-другому. С того времени (можно считать с 2,5 – 3 месяцев), мы с малышкой спим в сухой кроватке, всю ночь, в одних и тех же штанишках или трусиках. Не буду преувеличивать, промахи бывают (особенно после того, как я кому-нибудь рассказываю о наших успехах в этом деле), но все-таки это редкость, нежели правило.
Лето – благодатное время для высаживания. В это время года мы с малышкой были особенно чутки друг к другу, и подгузники одевали только в дальние поездки. Жду не дождусь этого времени, но больше, конечно, хочется его, в отношении солнышка и тепла…
Было бы глупо не написать про трудности, о которых я упоминала. Иначе, все это будет смахивать на хвастовство, нежели на опыт, которым мне хочется поделиться с теми, кто думает опробовать этот метод в быту своей жизни; кому нужны плюсы и минусы, а не радужная улыбка идеального человека, который успевает все, везде и всегда.
Следовать всем принципам метода мне не удается. Возможно это лень, может быть не внимательность, это может быть всем чем угодно. Я не всегда бываю чуткой:
- днем, когда знаю, что малышка вот-вот пописает, но я мою посуду (или что-нибудь в этом духе) и сознательно пропускаю тот момент, когда могу помочь
- в течение дня, когда приходят гости, и мне не хватает рук и ног, чтобы и общаться с гостями, и налить им чаю, и уделять время ребенку, да еще и высаживать его (хотя один раз получилось:))
- ночью, когда я слышу, что малышка ворочается, и хорошо бы, сейчас нам пописать, но я без сил после трудного дня и мне лень поднять голову с подушки (хотя, проще было бы высадить, ведь потом, через 10 минут, надо будет проснуться окончательно, чтобы поменять мокрую пеленку и штанишки)
- ночью, когда я вообще ничего не слышу, после СУПЕР тяжелого дня (просыпаюсь уже от плача моей девочки, которая просит сменить мокрые штанишки)
Подгузник для меня, словно сотовый телефон для 80-летнего. Пользоваться я им умею, куда без этого, но я о нем всегда забываю. Для меня так естественно, что она без подгузника, что, если после улицы или дальней поездки, я его не сниму вместе с верхней одеждой сразу, то я про него вообще забуду. Надежда только на малышку, которая стала, показывать, что она хочет в туалет (об этом чуть позже) и на мужа, он меня одергивает:
- Ты подгузник ребенку поменяла?
- Нет? – сказано отрешенно, в никуда
- Может поменяешь?
- Да, конечно! – и тут, я прихожу в себя, малышка то, давно в нем, вот блин!
И получается: как здорово, мой ребенок не носит подгузников, попка дышит и никаких целлофанов, но стоит одеть и не снять сразу – получаем наихудший (в моем представлении) вариант – мой ребенок весь день в целлофане:(!
По поводу прерывистого ночного сна, мне трудно выразить однозначное мнение. Когда малышка хочет в туалет ночью, она начинает ворочаться, я просыпаюсь, беру ее на ручки (в той же, лежачей позе) и держу над тазиком. Она, не просыпаясь, писает (не говорю никаких обозначающих слов в этот момент) и я укладываю ее обратно, она минутку, другую кушает мое молочко, и я могу дальше спать. Чаще всего, я высаживаю ее в полусонном состоянии (как лунатик:)), поэтому заснуть до конца (или заново, как кому больше нравится) мне не составляет труда. На кормление она просыпается отдельно, не ворочаясь…просто начинает плакать…и тогда, мы кушаем, конечно, дольше. За ночь, таких пописов может быть 3-4, бывали дни, когда всю ночь их не было или был только 1, а бывало раз 7 (умотаться можно:), учитывая, что еще раза 3 кормление).
В принципе, получается, что я просыпаюсь чаще, чем могла бы просыпаться, от того, что изначально помогла ребенку распознавать свои рефлексы, не пропускать их мимо. Теперь, даже если («а бы, да ка бы») малышка спит в подгузнике, как только она почувствует, что мочевому пузырю надо бы «выпустить пар», она будет показывать это физически, и если я не высажу ее, в конечном итоге, она проснется. Высажу – на ее сон это не повлияет.
Не маленький минус «не всегда высыпаться по ночам в течение года», но для меня по-другому быть уже не может, да я по-другому, уже и не хочу. В новом для себя, теперь я консерватор:)!
Есть еще одна трудность, с которой думаю, сталкиваются все, и придерживающиеся этого метода, и люди, которые его не понимают. Где-то в 10 месяцев, София стала отказываться от того, чтобы я высаживала ее днем по маленькому. Вся выгибалась над тазиком, вырывалась. Я не стала настаивать (это основной принцип метода: нежно, деликатно предлагая, а, не настаивая (а то можно вообще отвратить от туалета до глубокой старости)) и отпустила этот процесс в свободное плавание. Через некоторое время, такой же отказ начался от высаживания по большому (кстати заметить, учиться высаживать по большому гораздо легче, чем по маленькому – проще определить, что процесс пошел, и больше времени, чтобы успеть подставить горшочек или тазик) – и реакция моя была такой же. Начался период, когда малышка писала и какала где угодно, только не там где хотелось бы мне. Мы купили много штанишек и трусиков, и меняли, не настаивая ни на чем, продолжая хвалить за то, что сам процесс делается (с похвалами главное не переусердствовать).
Горшочек – как альтернативу тазика, я поставила в игровую, когда Софии было 6 месяцев. Сначала она с ним играла, интересовалась им, потом стала периодически позволять высадить себя в него. Так мы недельку писали и какали в горшочек, место тазик (и ночью так попробовали, но это оказалось неудобно для нас обеих). Потом, начался период отказа от высаживания, а когда я отпустила ситуацию, София перестала обращать на него внимание, будто его и в комнате нет. А сейчас – благодать (ну, или почти благодать). Рассказываю…
За неделю до нашего годовасия, во едино слились два обстоятельства, которые вместе с почти годом высаживания, дали приятный, для всего нашего семейства, результат. Первое обстоятельство – это ненадобность горшка, второе – открытый туалет и мама в нем.
Не слишком романтично, но интересный вариант (может, у кого тоже сработает). Так как мы с Софией 90% всего будничного времени проводим исключительно вдвоем, мы и делаем все вдвоем. И часто, очень часто, София не отпускает меня из поля своего зрения, из чего следует, что двери в квартире не закрываются, все двери не закрываются – даже в туалет. За ненадобностью горшка в комнате, я решила поставить его в туалет, там он меньше мешается и смотрится гармоничнее:)…
И вот, в один прекрасный момент, захожу я в туалет и говорю:
- София, хочешь составить мне компанию? Хочешь вместе сделаем пи-пи? – сижу сама и показываю на горшок.
София посмотрела, затихла и ушла. На следующий раз, я сделала тоже самое. София подошла и присела не далеко от горшка, посмотреть что там такого интересного. После дневного сна, в очередной раз, когда я зашла по своим делам и предложила ей присоединиться ко мне, она подошла к горшку, закинула на него ногу (мол, помоги сесть), я усадила ее, и она посидела вместе со мной, просто за компанию:).
На следующий день, «просто за компанию» дал свои плоды, и теперь наступила почти благодать!!! Перед тем как пописать, малышка показывает мне на кофточку (вроде как: - мам, сейчас будет мокрой), идет к двери туалета (либо я говорю ей, что мы идем в туалетик, и она следует за мной – бывает по-разному), я сажаю ее на горшочек, сажусь сама, и она делает «пи-пи»:)))! Сколько же радости у нас у всех было! Всем бабушкам по телефону позвонили!!!
Когда она в подгузнике, вне дома, она тоже показывает на кофточку и с интересом смотрит, удивляется, что ощущения какие-то другие, по ножкам не течет водичка, и штанишки остаются сухими. Любопытно и интересно!
Так происходит не каждый раз, но с каждым днем все чаще. Бывает так, что она дойдет до горшочка, а пописает рядом; бывает, она мне на дверь показывает, а я в каких-то своих мыслях, все ее спрашиваю: - Что Софи? Что там? Чего ты хочешь? (и тут льется струйка:)). Ну, что тут можно сказать, маме тоже надо привыкнуть:).
По большому, пока «не трогаю», каждый раз хвалю и кладу рядом или в горшочек (педиатр порекомендовал). Вместе смотрим, вместе радуемся, хлопаем в ладошки. Сегодня повела меня к горшочку, явно намереваясь сходить по большому, долго вместе с ней сидели – встали посмотреть, ничего не нашли:), все равно похлопали (ведь сидели долго и даже старались)… будем ждать!
При всех плюсах и минусах, с которыми я встретилась в своем опыте, я за метод высаживания. В моем представлении, подгузник словно утяжеляет, выглядит камнем тянущим вниз, назад. Когда мой ребенок без него – вокруг витает какая-то легкость, свежесть, ощущение чистоты. Если Бог даст, со следующими нашими детками, я буду использовать этот метод с самого их рождения.
В общем, каждый решает сам, у каждого свой путь и свое время – звучит по философски, но может относиться и к делам обыденным, совсем приземленным, которым надо учиться, например, к делам «маленьким» и «большим».