Методики детского массажа
Прошли мы наш первый курс массажа, результаты порадовали, но не понравилась массажистка.... Как профессионал он молодец, как человек тяжеловата и нудновата. Ну да пофиг... Решили мы сами вечерами заниматься массажами и гимнастикой перед купанием. Делаю пока то что видела от массажистки нашей, но много читаю по этому поводу и в этот пост буду собирать полезные материалы. Если кому пригодится буду рада=)
Правила массажа для новорожденного
1. Когда новорожденному начинать делать массаж? Пока новорожденному не пойдет второй месяц, массаж делать нельзя! Карапуз только родился и привыкает к внешнему миру. Дополнительные нагрузки ему сейчас ни к чему. Однако мамины очень легкие поглаживания малютки только приветствуются.
2. В самом начале ваших занятий выполнять весь комплекс упражнений не требуется. Достаточно начать с каких-то отдельных частей тела. Например, с легких поглаживаний ножек и ягодиц, которые так любят карапузы. Спустя несколько дней уже можно переходить к массажу животика, спинки и грудки.
3. Не всем деткам нравится зарядка для новорожденного для ручек. Однако именно у этих конечностей распространен повышенный тонус. Поэтому делать такую зарядку нужно обязательно. Она очень проста:
- положите малютку на горизонтальную поверхность, разведите ручки крохи в стороны, потом снова прижмите к грудке. Так нужно сделать 4-5 раз.
- поочередно поднимайте ручки новорожденного к голове, потом снова опускайте вдоль его туловища.
4. Заниматься массажем для новорожденных нужно ежедневно. Карапуз привыкнет к занятиям и не будет проявлять недовольства. Начинать процедуры нужно с минимальной длительности (5-10 минут). К концу второго месяца она будет составлять 30 минут. Увеличивать все следует плавно.
5. Курс массажа длится 20 дней. Затем идет перерыв на 2-3 недели.
6. Самые первые ваши занятия лучше проводить под контролем специалиста.
7. Отвлекайте малыша от такой трудной для него работы: пойте песенки, агукайте, рассказывайте детские потешки, улыбайтесь.
Когда массаж противопоказан?
- любые лихорадочные состояния у младенца
- заболевания, связанные с повышенной чувствительностью кожи
- грыжи, склонные к ущемлению
- пиелонефрит, гепатит, туберкулез
- заболевания, характеризующиеся ломкостью костей и сосудов
- гнойные и острые воспаления кожи, лимфатических узлов, костей и мышц
Приемы массажа для новорожденного
Поглаживание – нежные и равномерные скользящие движения ладонью по коже ребенка
Растирание – вкладывание бОльших усилий в движение ладони, чем при поглаживании. Воздействие на кожу ребенка происходит в различных направлениях.
Разминание – это глубокий массаж мышц, при котором захватывается сама мышца, которая разминается ритмичными спиралеобразными движениями пальцев.
Поколачивание – это легкие, но очень ритмичные удары кончиками пальцев или ладонями. Применяется для очень упитанных новорожденных.
Все эти приемы нужно проводить в особой последовательности:
поглаживание – растирание – поглаживание – разминание – поглаживание – поколачивание – поглаживание
Массаж для новорожденных всегда должен начинаться с легких движений. Поглаживание повторяют 4-6 раз, остальные приемы – 8-12 раз. Давление должно усиливаться только после того,как произошло расслабление мышц ребенка.
Движения сверху вниз должны быть всегда легче, чем движения снизу вверх.
Массаж всего тела
Принципы растирания и разминания подойдут для массажа кистей и стоп.
Ягодицы, ручки, ножки, спина и грудная клетка будут рады поглаживаниям и легкому поколачиванию (возраст малютки 2-3 месяца). Все эти манипуляции снизят тонус мышц, расслабят и улучшат кров- и лимфообращение.
Животик массируют круговыми движениями ладонью по часовой стрелке (если у новорожденного понос, то против часовой)
Грудную клетку массируют, начиная с середины грудины к плечикам, и снова с середины -к боковым поверхностям.
Ягодицы – ведем ладонь от тазобедренных суставов к анусу.
Ручки – начинаем с кисти и ведем к подмышечным лимфоузлам.
Спина – от позвоночника двигаемся к бокам, от поясницы – к плечу.
Ножки – ведем ладонь от стопы к лимфоузлам паха.
Массаж для новорожденных всегда начинать лучше с рук и ног. Конечности ребенка следует чуть подсогнуть. Ваши руки должны находиться в расслабленном состоянии.
Важно:
- никогда не массируйте коленную чашечку новорожденного, а также внутреннюю
поверхность бедра
- в месте расположения почек нельзя похлопывать
- во время массажа не задевайте половые органы малютки
Массаж для новорожденного в картинках
Приступаем.
1. Ваш ребенок должен быть в хорошем настроении. Прежде чем начинать массаж ножек и ступней, убедитесь, что малыш к этому готов. Для этого возьмите его за ножку и немного ее подсогните, покажите конечность карапузу. Все в порядке? Ребенок по прежнему улыбается? Тогда можно его раздеть и начинать процедуры.
2. Для массажа пользуйтесь специальным детским маслом. Мы пользовались фирмой Бюбхен.
3. Возьмите ножку ребенка, подсогните ее, чтобы вышли газики. Продолжайте удерживать руку под коленкой малыша, ведите ладонью от лодыжки, продолжив движение мимо коленки, затем по внешней поверхности бедра (внутреннюю не трогаем!)
Массаж верхней части тела.
1. Поглаживания от плечиков к середине груди
2. Легкие поглаживания от плеч к запястьям
3. Очень нежно осуществеляем круговые движения по животику. Пупочек и область вокруг него НЕ массируем.
Массаж лица и спины
1. Для лица используем подушечки пальцев
2. Длинные поглаживания от шейных позвонков к анусу
3. Если ребенок стал плакать и сопротивляться, то прекратите массаж немедленно
http://bepanten.ru/index.php?id=13#3
КОМПЛЕКС МАССАЖА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ
В этом возрасте, между 4 и 5 месяцами, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног.
С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине - "парение").
1. Массаж рук.
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 4-6 раз.
б) Растирание. Производят так же, но слегка сдвигая кожу.
2. Скрещивание рук - упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны. 6-8 раз.
3. Массаж живота
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.
б) Растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки. 3-4 раза.
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев. 2-3 раза.
4. Рефлекторное упражнение - сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине - "парение" (рефлекс положения).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Взрослый, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ног и наклон головы вперед. 1-2 раза.<
5. Массаж ног
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, а затем растирание - 2-3 раза.
б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.
в) Поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз.
г) Растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра. 5-6 раз.
o Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.
д) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. 4-6 раз.
е) Разминание голени. Производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу. 2-3 раза.
6. "Топание" - упражнение пассивное
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол. 8-12 раз.
7. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах - упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах. 2-3 раза.
8. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой - за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1 -2 раза в каждую сторону.
9. Массаж спины и ягодиц
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук 4-6 раз.
б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз.
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца), в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. 4-6 раз.
г) Вибрация. Производят похлопывание ягодиц. 2-3 раза.
10. Рефлекторное упражнение -разгибание позвоночника и ног - "парение" (рефлекс положения).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад. 1-2 раза.
11. Массаж грудной клетки
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам.4-6раз.
б) Растирание. Согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. 2-3 раза в каждом межреберье.
в) Содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе. 4-6 раз.
12. Попеременное сгибание и разгибание рук - упражнение пассивное
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую. 6-8 раз.
13. Присаживание - упражнение пассивное
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть. 2-3 раза.
14. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой - за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.
15. Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе - упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах - сначала медленно, потом ускоряя до бега. 6-8 раз. Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание. 4- 6 раз.
16. Приподнимание ребенка на ноги - упражнение пассивное.
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться - сначала на колени, потом на ноги. 2-3 раза.
17. Массаж стоп
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, затем растирание - 2-3 раза.
б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава - 4-6 раз, затем так же растирают - 2-3 раза.
в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. 4-6 раз.
18. Переступание-упражнение активное.
Исходное положение: ребенка ставят лицом к взрослому. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3-6 шагов.
Общая продолжительность занятия - 8-10 минут.
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.
Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.
В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.
В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каж-
дое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.
В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.
Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобраз-ноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.
Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.
В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.
По окончании валяния нужно приступить к щшщеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.
Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхно-сти, а остальные — на задней поверхности (рис. 288).
Рисунок 288.
Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.
Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.
Массаж стоп и рефлекторный массаж
И. п. — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.
Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.
Массаж рук
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.
Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.
Круговые движения руками
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.
Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить (рис. 289 ).
После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.
Скрещивание рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать:
Рисунок 289.
сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.
В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.
По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.
В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.
Поворот со спинки на живот и обратно
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.
“Полет” на животе
И. п.: лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто (рис. 290).
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.
Рисунок 290.
Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.
После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.
По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.
После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.
Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи (рис. 291).
Рисунок 291.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.
Рисунок 292.
Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину (рис. 292). Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.
Покачивание на мяче
И. п.: лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — ярко раскрашенный большой надувной мяч.
Рисунок 293.
Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.
После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать (рис. 293).
Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И МАССАЖ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его потянуть за руки, он будет делать попытки встать на ноги.
К этому времени он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.
Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы занятия гимнастикой были для ребенка радостью, а упражнения выполнялись с удовольствием.
Техника проведения массажа и гимнастики
Сведение рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.
Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.
Поочередное и одновременное сгибание ног
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 294.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 294). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.
Переворот со спины на живот
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.
Ползание
И. п.: лежа на животе.
Рисунок 295.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.
Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды — разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 295). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.
В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 296.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.
Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ебенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 296). Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Поднимание выпрямленных ног
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 297.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.
Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 297).
Переворот со спины на живот
Подробное описание данного упражнения приведено выше.
Приподнимание туловища из положения лежа на животе
И. п.: лёжа на животе.
Рисунок 298.
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 298).
Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.
Приседание с поддержкой за согнутые руки
Исходное положение: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Круговые вращения руками
Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 299).
Рисунок 299.
К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.
К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе.
Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно.
Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.
В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.
Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.
В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.
Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.
Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.
Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».
Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.
Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.
Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.
Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:
– окончательная нормализация тонуса мышц ног;
– воспитание опорной реакции стоп;
– обучение малыша удержанию предметов;
– развитие ритмичности движений.
Для этого нужно использовать:
– ритмичный счет и ласковое общение во время занятий;
– активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть;
– пассивные упражнения;
– соответствующие возрасту игрушки;
– плавание;
– массаж с использованием более интенсивных приемов.
Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.
Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.
Комплекс 3
1. Массаж рук:
– поглаживание (по 3–4 раза);
– кольцевые растирания (по 3–4 раза);
– поглаживание (по 2–3 раза).
2. Скрещивание рук (6–8 раз).
3. Массаж ног:
– поглаживание (по 2–3 раза);
– кольцевые растирания (по 3–4 раза);
– продольное разминание или валяние (по 2–3 раза);
– поглаживание (по 2–3 раза).
4. «Скользящие шаги» (по 5–6 раз).
5. Разгибание и сгибание ног (5–6 раз).
6. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).
7. Массаж ягодиц и спины:
– поглаживание по всей поверхности (2–3 раза);
– растирание или пиление по всей поверхности (2–3 раза);
– поглаживание по всей поверхности (2–3 раза);
– разминание длинных мышц спины (5–6 раз);
– разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);
– пощипывание или поколачивание ягодичных мышц;
– поглаживание (2–3 раза).
8. «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).
9. Массаж живота:
– поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота – по 2–3 раза);
– растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2–3 раза);
– пиление прямых мышц живота (2–3 раза);
– пощипывание пупочной области;
– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).
10. Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).
11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп:
– поглаживание (по 2–3 раза);
– растирание (по 5–6 раз);
– поколачивание;
– поглаживание (по 2–3 раза);
– разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз).
12. Подтанцовывание.
13. Массаж груди:
– поглаживание (2–3 раза);
– вибрационный массаж (3–4 раза);
– поглаживание (2–3 раза).
14. «Парение» на спине.
15. Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5–6 раз).
16. Ползание.
1. Массаж рук
3–4 раза выполните поглаживание всей руки, после этого 3–4 кольцевых растирания и снова поглаживание (см. комплекс 2, упражнение 1). Если тонус мышц после 4 месяцев уравновешен, а ладонь ребенка хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.
2. Скрещивание рук на груди
Описание данного упражнения дано в комплексе 2, упражнение 2. В возрасте 3–6 месяцев ребенок должен хорошо держаться за ваши пальцы, так что во время выполнения упражнения придерживать его кисть не обязательно. Темп движений можно менять от медленного к быстрому, затем опять к медленному. Сопровождайте упражнение ритмичным счетом.
3. Массаж ног
Выполните поглаживание по всей длине ноги, затем переходите к кольцевому растиранию по наружной поверхности ног (см. комплекс 2, упражнение 3).
Новый прием – разминание (продольное разминание и валяние). Валяние выполняйте следующим образом: голень ребенка поместите между своими ладонями так, чтобы одна рука оказалась на задней поверхности голени, а другая – на наружной. Обеими ладонями одновременно совершайте круговые энергичные движения, направленные в противоположные стороны, воздействуя на мышцы. Постепенно продвигайтесь в сторону бедра, затем обратно. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза (рис. 27).
При продольном разминании нужно положить ногу ребенка себе на ладонь, поддерживая ее за нижнюю часть голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной части голени и, смещая их по направлению к большому пальцу, выполняйте одновременно круговые и поступательные движения, как при замесе теста (рис. 28). Размяв мышцы наружной части голени и бедра, возвращайтесь назад, к стопе. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза в обе стороны.
Завершите массаж общим поглаживанием ног ребенка.
Рис. 27. Валяние
Рис. 28. Продольное разминание
4. «Скользящие шаги»
Данное упражнение описано в комплексе 2, упражнение 4. К 4–6 месяцам движения ног малыша практически свободны, так как мышечный тонус уже хорошо уравновешен. «Шаги» делайте сначала в медленном темпе, затем ускоряйтесь, а в конце упражнения замедляйте движения. Упражнение лучше выполнять с ритмичным счетом.
5. Разгибание и сгибание ног
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите их за верхнюю часть голеней так, чтобы ваши большие пальцы оказались на внутренней их поверхности, а остальные обхватили наружную и заднюю поверхности голеней. Одновременно согните обе ноги ребенка, разводя колени и слегка надавливая на живот. После этого медленно разогните их. Упражнение повторите 5–6 раз с ритмичным счетом.
Если малыш сопротивляется сгибанию ног, нужно сначала слегка погладить область под коленями, тогда движение сделать будет легче. Если, напротив, ребенок не желает разгибать ноги, движение нужно выполнить с легким потряхиванием, тогда разогнуть ноги будет проще.
6. Повороты на живот
В 5-месячном возрасте малыш уже может перевернуться на живот самостоятельно и поддержка за руку ему не требуется, поэтому положите яркую игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться и попросите его это сделать, сказав: «Повернись на живот!». Слова следует подкрепить легким поворотом таза и ног малыша в нужную сторону (рис. 29).
Рис. 29. Поворот на живот
7. Массаж ягодиц и спины
Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц. Затем выполните растирание тыльной стороной слегка согнутых пальцев или их подушечками (см. комплекс 2, упражнение 6). К уже знакомым приемам можно добавить пиление. Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины (рис. 30).
Разминание проводите в виде накатывания или сдвигания. Суть этих движений заключается в смещении мягких тканей и их полукружном сдавливании (рис. 31). Между растиранием, пилением и разминанием не забудьте выполнить поглаживание.
Рис. 30. Пиление на спине
Рис. 31. Разминание спинных мышц
Когда спина малыша станет розовой, можно переходить к растиранию ягодиц. Затем их нужно хорошо размять (рис. 32). Поколачивание ягодиц проводите тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 33).
Рис. 32. Разминание ягодиц
Рис. 33. Поколачивание ягодиц
Движения должны быть ритмичными, легкими и быстрыми. Однако этот прием нельзя проводить в области поясницы (область проекции почек). Поколачивание можно заменить пощипыванием (рис. 34) или рублением (рис. 35), а завершить массаж следует поглаживанием.
Рис. 34. Пощипывание ягодиц
Рис. 35. Рубление ягодиц
8. «Парение» на животе
Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Подложите ладони под его живот так, чтобы ваши мизинцы соприкоснулись, а большие пальцы расположите на уровне нижних ребер. Придерживая малыша под живот, приподнимите его над столом так, чтобы он оказался в горизонтальном положении. При этом ногами ребенок должен опираться в вашу грудь, а его тело – образовывать дугу. Мышцы ягодиц и спины напряжены, голова приподнята (рис. 36).
Данное упражнение основано на врожденных рефлексах положения и является отличной тренировкой для вестибулярного аппарата и задних мышц всего тела.
Рис. 36. «Парение» на животе
9. Массаж живота
Сначала выполните поглаживания: круговое, встречное и косых мышц живота. После этого разотрите живот подушечками пальцев (см. комплекс 2, упражнение 9): сначала круговое растирание, затем растирание прямых мышц живота. После этого можно добавить пощипывание вокруг пупка для профилактики пупочной грыжи и укрепления тканей пупочного кольца (рис. 37). По завершении массажа живота не забудьте сделать поглаживание, стараясь при этом не надавливать сильно на живот малыша.
Рис. 37. Пощипывания вокруг пупка
10. Приседание с прогибанием позвоночника
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы своих рук в его ладони, а остальными обхватите его кисти. Затем разведите руки малыша в стороны и выпрямите их.
После этого легко потяните ребенка за руки со словами «Сядь» или «Присядем», побуждая его приподнять верхнюю часть туловища и голову и постепенно доводя положение тела до сидячего (рис. 38).
Переложите руки ребенка в одну руку, соединив их спереди и вверху. В этом положении средним и указательным пальцами свободной руки проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника. При этом он должен разогнуть ее (рис. 39). Это упражнение нужно выполнить 1–2 раза, а затем бережно опустить ребенка на стол, поддерживая его голову рукой.
Это активное упражнение основано на стремлении малыша сесть и врожденном кожно-спинном рефлексе. В начале упражнения задействованы мышцы брюшного пресса и передней поверхности шеи, а в конце – спинные мышцы. Кроме того, это очень хорошая подготовка к будущему самостоятельному сидению.
Рис. 38. Приседание
Рис. 39. Приседание с прогибанием позвоночника
11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп
Выполните поглаживание и растирание стоп ребенка (см. комплекс 2, упражнения 11 и 12). Затем, надавливая на основание пальцев и растирая наружный край стопы, вызовите рефлекторное разгибание и сгибание стоп малыша. Массаж завершите легкими поколачиваниями по его подошвам и поглаживанием.
12. Подтанцовывание
Исходное положение: возьмите ребенка под мышки и «поставьте» спиной или лицом к себе. Это упражнение – вариант рефлекторной «ходьбы». Дело в том, что шаговый рефлекс к 4-месячному возрасту, как правило, угасает, но при опоре стоп о твердую поверхность ребенок начинает «танцевать» на месте. Во время выполнения данного упражнения следите за тем, чтобы малыш не вставал на цыпочки: так вы воспитаете у него хорошую опорную реакцию.
13. Массаж груди
2–3 раза выполните поглаживание верхней половины груди. После этого выполните вибрационный массаж всей грудной клетки (см. комплекс 2, упражнение 14). Затем 2–3 раза погладьте ребенка по межреберным промежуткам.
14. «Парение» на спине
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите руки под спину ребенка и обхватите его туловище так, чтобы ваши кисти оказались на уровне нижних ребер и обхватывали его тело за заднюю и боковые поверхности грудной клетки. Поднимите малыша горизонтально. В ответ на это ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы передней части тела (рис. 40).
Рис. 40. «Парение» на спине
Если малыш упорно запрокидывает головку назад, упражнение выполнять не следует: ребенок к нему еще не готов. Подержите для начала ребенка в полувертикальном положении, с каждым разом уменьшая угол наклона.
15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»
Упражнение для рук, напоминающее удары боксера (см. комплекс 2, упражнение 15), теперь можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца или погремушки. Все движения при этом выполняйте, изменяя темп и ритмично при этом считая. При круговом движении руками исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз.
Круговое движение руками – пассивное упражнение, достаточно сложное для мышц плечевого пояса и рук. Фактически это пассивная комбинация всех возможных движений плечевого сустава, поэтому выполнять это упражнение можно лишь после того, как малыш хорошо освоит скрещивание рук и упражнение «бокс».
16. Ползание
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите их за нижние части голеней, после чего согните и разогните их, выполняя движения, похожие на движения лягушки. После нескольких пассивных движений задержите ноги ребенка в положении с разведенными бедрами и предоставьте ему возможность оттолкнуться самостоятельно. В результате толчка малыш должен продвинуться вперед. После этого снова нужно согнуть его ноги, стимулируя следующее движение. В качестве дополнительного стимула можно использовать игрушку, поместив ее на некотором расстоянии от ребенка, чтобы ему было интереснее ползти.
http://video.yandex.ru/#search?id=32734451-06-12&where=all&text=гимнастика и массаж для 4 месячных детей