Чем заниматься с трехлеткой?
ПолезноеБыл задан вопрос в одном сообществе.
Сохраню для себя ответы.
1) Коробка с "сокровищами", книжки с картинками, рисование, конструктор, вырезать картинки из старых журналов, слушать аудиосказки, играть с мелкими предметами (делать бусы, засовывать монеты в копилку или собирать фасоль в бутылку), рассматривать фотоальбомы... Зависит от интересов ребенка. Иногда старший не хочет оставаться один, пока мама укладывает младшего - я в таких случаях брала его с собой, и в ход шли сказки, песни, загадки и разговоры.
2) Чтение, ролевые игры, творчество, конструирование, диафильмы... Пока младенец мал и не мешает старшему, этот список может быть практически бесконечным.
3) Купание, дуракаваляние, задушевные беседы)))
Вообще, звать гостей с детьми для общения было для меня лучшим выходом. Так и мне весело, и детям.
А так из идей у нас вот что было:
- купить книжек "для 3-леток" или "3-4" (можно и "2-3", главное, чтоб интерес был) - всякие развивашки, математика, тесты и т.п. (самый хит - с наклейками) и разбирать за раз 1-2-3 задания (но по опыту скажу, что книжки эти лучше не держать в открытом доступе ребёнка - вмиг "изучит" и дальше всё неинтересно будет). Буквы он уже к тому времени знал, а вот цифры и любого рода счёт очень полюбил именно около 3 лет
- наклейки это вообще отдельный хит. Либо специальные книжки (у нас была любимая атлас мира с животными, надо было животных на правильную страничку наклеить, пока мама про них рассказывает), либо просто лист самых дешёвых плюс блокнот
- пазлы. У нас увлечение пазлами началось в 2,5 года - сначала пробовали вместе простые наборы 4х4, потом он сам до 100 кусочков самостоятельно собирал - главное, чтобы картинка была интересная (например, любимый персонаж)
- лего (только берите фирменное, а не китайские подделки). В 3 года мы познакомились с наборами creative - небольшая коробочка, но из деталек по схеме можно собрать 3 разные модели. Сначала собирали вместе по схеме, потом начал свои собственные конструкции придумать (кроме лего наверняка есть куча всяких интересных конструкторов, например, брёвнышки - тут уж по ребёнку смотрите, что ему нравится)
- как показал опыт, ребёнок не потерял интерес к процессу готовки, просто ему надоели уже привычные способы приготовления пищи. Попробуйте осваивать новые блюда - например, мы с удовольствием лепили пирожки и вареники, сын обожал работать миксером и блендером, делать то, что раньше ему не разрешалось ("ты теперь такой взрослый")
- развивашки ради развивашек (лепка, рисование и т.п.) - дело скучное и неблагодарное. Если вам не интересно, ребёнок тоже быстро потеряет интерес. Можно делать тематические поделки - к какому-нибудь празднику (пока что в голову приходит Хэллоуин, ну и уже хочу начать подготовку к НГ, наделать ёлочных украшений и открыток всем друзьям и знакомым). Замечено - мама должна быть готова довести весь процесс до конца, даже если ребёнку станет неинтересно через 5 минут. Не исключено, что когда он увидит готовый результат, он захочет в следующий раз "тоже так сделать". Кроме тематических поделок, можно делать что-то для украшения интерьера - например, букеты из осенних листьев, рамку для фотографии в подарок бабушкам/дедушкам.
- лепка может быть из чего угодно - пластилин, самодельное солёное тесто, тесто из кукурузной муки, глина, воск, с применением природных материалов. Почитайте книжку "секреты пластилина" - там много интересных идей.
- рисование не обязательно должно быть как в школе, только карандаш или краски, есть куча техник, которые интересно хотя бы попробовать - зубной щёткой, мыльными пузырями, мелом, пластилином, ватой, пальцами, на теле, в ванной, по стеклу, по камням или ракушкам, плюс это всё сочетется с аппликацией из чего угодно - из бумаги, крупы, природных материалов вроде осенних листьев.
- мультики в ограниченном количестве - тоже хороший вариант, особенно если потом это обсуждать и инсценировать с участием всех членов семьи
- учились пользоваться компьютером с помощью этого сайта
- старшему обязательно нужна подвижная деятельность. Пока (если) младший спит немного один, хорошо повозиться со старшим - побороться, покачать на ногах, покатать верхом (или пусть этим займётся папа). На прогулке мы играли в паровозик - сын брал меня за руку и тянул, я была вагон, а младший - ценный груз :-) Бегали, насколько позволяла моя физ. форма. Брала его за руки за спиной и кружилась в разные стороны
- ещё мы спасались походами и приглашениями в гости, а как мелкий подрос, стали чаще выбираться "в люди" - по всяким музеям и прочим мероприятиям
Из того, что еще не упоминалось, а моему в 2,9 оч нравится - разыгрывание сказок знакомых(можно по ходу менять сюжет) - а как - простор для фантазии. Можно персонажей взять из игрушек имеющихся, можно нарисовать на пальцах, можно самим изображать(скажем у нас "теремок" - это Олег залезает под одеяло, а я по очереди играю всех зверей приходящих), можно по ходу рисовать любыми техниками, можно персонажей слепитьсделать из картона и т.п.
Очень ему нравятся сказки моего сочинения про ситуации, случающиеся с ним. У меня пока очень простые выходят - в основном описание ситуации(но не с мальчиком ,а скажем с ежикомгрузовикомптенчиком) произошедшей, 1-2 волшебных или даже не очень финта, счастливый конец и завуалированное подведение морали. Кстати и в воспитании очень помогает - я потом напоминаю, что с героем случилось, когда он неверно действовал, и на Олега это влияет волшебным образом.
Ролевые игры. Тут степень включения мамы от полной до отсутствия. Как правило первые пару раз разыгрываем какой-то сюжет вместе, потом он его сам начинает дополнять и потом может вообще сам вспомнить и разыграть - мне остается только иногда восхищенно ахать в тему:)) Сюжеты простые - пожар, люди выбегают, звонят пожарным, приезжает пожарная машина и все тушит, спасает всех, все радуются. Или готовим еду, режем-варим, потом всех кормим, потом все довольные радуются и пляшут. Машины приезжают на заправку, заправляют бензин, платят денежку в окошко и едут дальше. Машины едут по дороге, сталкиваются, авария, звонят в полицию, приезжает полиция, все разруливает, эвакуатор увозит поврежденные машины к механику, тот их чинит - все радуются. Как видите - в основном с машинами, он у меня фанат колесного транспорта:)) Есть еще пяток таких же сюжетов и иногда добавляет уже и сам новые. На мой взгляд - крайне развивающее занятие + недостающим звеном может стать хоть кубик, хоть щетка, хоть пустая ладонь - воображение зашкаливает:)
На улице играем в догонялки, строим дороги-гаражи-больницы-сады в песочнице, ходим как великаны, как мышки, как гномики, пятимся раком, прыгаем как лягушки, мяч гоняем. К хозяйству он тоже слегка охладел, но если подать в интересной форме - часто все равно делает. Плюс у него есть любимые дела - пылесосить, включать свет, приносить табуретку, блендерить, запускать духовкустиральную машинку и т.п. - ну опять же все с техникой:))
Ну и читаем много. Я покупаю книжки, которые мне нравятся - хороший слог, глубокий смысл, приятные иллюстрации - такие с удовольствием читаю и по двести раз.
Ну и еще - у моего скука обычно появляется если я не проявляю инициативу и начинаю с ним играть только по просьбе. Стоит пару раз проявить инициативу и самой подойти-предложить интересное, пусть и на 10мин всего - сразу веселеет. Ну и обнимать-целовать-щекотать почаще:)
Во-первых посмотрите в том же Лабиринте все книжки издательства "Розовый жираф" - из них много и на наш возраст.
Дальше, что мы читаем сейчас:
Груффало
Карлхен(там много книжек про него есть)
Веста-Линнея и Капризная мама
Крот в городе
Всех любимей Ты
Колыбельная книга
Когда медведик спит
Книжки-мальчишки издательства Азбука(там маленькие книжки про паровозик-катер-трактор-самолет)
Летняя книга
Барто и Чуковского тоже читаем
Про ежика и медвежонка
Ну еще много, это самые любимые, которые навскидку вспоминаются:)