Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК قسطنطين

Запись

قسطنطين 23 мая 2014, 15:56 , Хьюстон ···

Старое по-новому. Смена парадигм

Собственно, ничего нового в этом нет. Новое, неожиданное, свежее для меня. Озарения, инсайты, мысли, наблюдения. Будет висеть наверху и периодически обновляться. Комментарии отключены, дебатов тут мне не надо.

Итак:

1. Вечность. Не бесконечно продолжающееся время, а совокупность всего времени (и всего пространства), что было, что есть, что будет, что может быть, что могло бы быть. Все возможные варианты реальности: те, которые "произошли", те, которые "произойдут", те, которых "никогда не было" и те, которых, скорее всего, "никогда не будет". Какова продолжительность вечности? Некорректный вопрос. Может быть, через время Пуанкаре, может, быть, миг (ага, планковское время :)). То, что мы наблюдаем как реальность, есть всего лишь проекция вечности. Иногда это дается нам понять, но по большей части мы остаемся глухи к этому. Поэтому вечность мы будем постигать не когда-то тогда, где-то там, за гробом. Постигаем мы ее уже сейчас, в нашей земной жизни, через эти ее проекции. Добро пожаловать в вечность!


2. Писание, Предание, богодухновенность, богопросвещенность. Писание есть человеческий отклик на Божественный призыв. Как всякое дело рук человеческих, оно может содержать и содержит множество фактических неточностей. И это НОРМАЛЬНО, поскольку это слово Божие, но выраженное через людей, которым свойственно ошибаться, а не "божественный диктант". Проводя аналогию с вдохновением. Если я говорю, что моя жена вдохновила меня написать поэму, это может означать все что угодно, кроме одного: то, что она сама написала ее. И я не вижу причин говорить о богодухновенности иначе.

Что касается Святых Отцов, Священного Предания и т.д. Следование Святым Отцам - это не повторение, не перекомпиляция и не переложение их мыслей и произведений для современного читателя, это следование их полету богословской мысли, их смелости и дерзновению. Если мы хотим быть верными Святым Отцам, нам следует вместо усыпания текста цитатами учиться богословствовать самим в духе и силе Святых Отцов. Это как с цсл языком. Верность Кириллу и Мефодию - в дерзновении перевести Писание и Богослужение на понятный язык, а не в консервации непонятных форм.

UPD 16.1.16 Чувствуем ли мы себя в подлинном смысле детьми своих Отцов? Если твой отец положил начало какому-то делу, то верный сын будет развивать это дело, а не просто законсервирует его в том состоянии, которое ему оставлено отцом. Об этом (в том числе) и притча о талантах.

3. Бог. Наверное, мое нынешнее понимание Бога и Его отношения к миру можно охарактеризовать словом "панентеизм", хотя я не хочу подписываться ни под какими мировоззренческими концепциями в своих рассуждениях о Боге. Бог не тождественен с космосом, Бог "больше" космоса (и в этом отличие от пантеизма), но Бог включает в Себя космос, пронизывает его, "везде существует и все наполняет", одновременно трансцендентен и имманентен миру. В терминах паламитского богословия это, наверное, будет звучать как "нетварные божественные энергии пронизывают этот мир, но сущность Бога остается непостижимой", но, опять же, я предпочитаю оставить какие-то формулировки и "деление Бога" на сущности и энергии за кадром.

UPD 11.12.15 Вообще же о Нем лучше молчать, чем говорить. Если же говорить, то, конечно, на языке поэзии, а не догматических формулировок. Он больше всего мироздания и меньше самой ее неделимой части (см. выше о Вечности), Он всегда "здесь и сейчас" и всегда больше, чем здесь и сейчас. Он старше всего на свете и в то же время Он - "просто маленький мальчик" (с) С.Калугин. Он всемогущ, и Он бессилен. Ему не нужен мiр, но Он почему-то настолько дорожит им, что отдал Себя полностью. Пока так.


4. Таинство/таинства. По сути дела, есть только Одно Таинство с большой буквы - это Сам Бог, высшее Бытие, наполняющее все существующее Собой. Все из Него черпает свое бытие и без Него ничего нет (см. пролог Евангелия по Иоанну). Это Высшее Таинство проявляется в мир через малые таинства (к которым может быть применено слово "некоторые") и через вообще все существующее, что из-за своей причастности к Главному Таинству, может быть также названо малыми таинствами (к которым может быть применено слово "все"). Таким образом, как и в случае со словом "Святой" мы имеем три определения: "Один", "некоторые", "все". К сожалению, в основном говорят о втором, изредка о первом и почти никогда о третьем. Итак, переходя собственно к "таинствам", мне кажется, можно сформулировать несколько уровней (или, лучше, точек зрения). Как минимум, четыре (может, больше, но я могу выделить четыре): магический, мифологический, рациональный, плюралистический. Упрощенно можно представить так (рассмотрим на примере христианского венчания).

а) магический. В момент, когда священник говорит "установительные слова", на венчающихся сходит благодать Святого Духа, они становятся мужем и женой пред Богом, после смерти будут вместе навеки и т.д. по вкусу.

б) мифологический. В ходе таинства по молитвам Церкви в лице священника на венчающихся призывается благодать Святого Духа о подании им сил и содействия в построении "малой Церкви" и т.д. по вкусу.

Подходы а) и б) довольно схожи между собой, как можно видеть. Обычно в таком духе отвечают т.н. "воцерковленные" люди. Следующие два подхода отличаются как от а) и б), так и между собой. Тем не менее, я нахожу их вполне (а в чем-то даже более) христианскими, если христианство не сводить "к катехизису"

в) рациональный. Обряд играет роль "истончителя" материальной реальности пространства-времени, но гораздо важнее, что он истончает и умягчает человеческую душу, делает ее более восприимчивой к Таинству. Такими "истончителями" могут быть и другие "предметы" традиции, от слов Священного Писания до запаха ладана и звука колоколов. Психологическим языком выражаясь, эти "истончители" помогают нам снять внутренний барьер между нашим внешним человеком и Богом внутри нас самих через аппеляцию к нашему архетипу. Душа становится более восприимчивой к Божественному внутри нее самой. При таком понимании значение слово "таинство" расширяется и приобретает некоторый кажущийся привкус субъективизма. Таинством в такой парадигме может быть что угодно "религиозное". Собственно, два этих слова ("таинство" и "религия") становятся синонимами.

г) плюралистический/метафизический/мистический. Как было сказано выше, Высшее Таинство, Бог, постоянно "беседует" со всем своим творением, В ТОМ ЧИСЛЕ, путем той или иной религиозной традиции. Но также и путем самого бытия. В этом смысле, все существующее является таинством в силу своей приобщенности Единому Творцу. Это можно проиллюстрировать множеством примеров как из Священного Писания, так и из мистиков самых разнообразных религиозных традиций, ощущавших свое единство с Ним. При таком подходе все зависит от восприимчивости самого человека, и, в этом смысле, является противоположностью подходу магическому.

UPD 16.1.16 Здесь будет позже про покаяние. Есть идея переосмыслить покаяние вне концепции греха. Покаяние именно как постоянный творческий процесс переосмысления себя, как позитивный момент созидания себя.

UPD 27.12.16 Грех. Можно выделить три вида греха, о чем прикровенно сказано в мифе о "грехопадении". В первую очередь - неспособность видеть Нетварное за тварным. Адам ходил перед Богом, лицезрел Его во всем, и Бог был непрестанно с Адамом. Кажется Ефрем Сирин говорит, что древо познания добра и зла - это Сам Творец, к Которому Адам приступает, "ослепленный" и невидящий Его. Следом идет поляризация понятий добро-зло. Помним, что Бог не сотворил ничего злого! Зло рождается из противопоставления добру. Второе - это бегство в себя, интроспекция в худшем смысле этого слова, нарциссизм (в первую очередь, духовный). Сюда же - суд, суждение, как отсутствие подлинного смирения ("То хорошо, это худо") Третье - безответственность, которое в мифе выражается в перекладывании вины, на внешние обстоятельства ли, или на бесов, опять же проистекающее от отсутствия смирения.

UPD 11.05.17 Цель нашего бытия - обожение. Что сделал Христос? Он принял на Себя наше естество и обожил его. Вкушение этого естества в Евхаристии и символизирует наше обожение.

1

КОММЕНТАРИИ

                                                                                    Автор отключил комментирование в записи