Обучение и развитие. Чего я постараюсь избежать или по волнам моей памяти.
1. Не отдавать ребенка в сад/на занятия, если он физически/психически не готов.
Это наверно один из самых важных пунктов. В советские времена у большинства мам выбора не было, не было и у моей мамы. С учетом того, что я изначально родилась весьма хилым ребенком, ясли с полутора лет привели меня к постоянным болезням, болела сильно и долго - ангины, бронхиты, моя мама 3 дня ходила на работу и 3 недели сидела со мной на больничном. считаю это психосоматикой т.к. я до сих под достаточно ярко помню ясельные ужасы (например, что горшков было меньше, чем детей и чтобы получить "свежий" горшок - нужно было вскакивать после сна с кроватки и нестись сломя голову - мне не всегда удавалось, моя кроватка было далеко от двери) ну и помню свою тоску по маме и дому - в общем ужас!
Как отступление - родовые сценарии - насколько он сильны! Если я всегда прекрасно помнила об ужасах в яслях/садиках отдала Настю в сад, когда? Правильно в 1,6 года! Да - Настя другая, очень общительная и она не была так ко мне привязана и пошла она не на полный день а в ГПК на 2 часа, но рано все равно! Однако я пошла и дальше, когда ей не было и 2-х лет, я вышла на работу, за какой такой надобностью, сейчас не могу ответить, была возможность сидеть дома, да и на работе кроме меня было кому работать, но вышла же!
Возвращаясь к своему детству, так худо-бедно, мы дожили до моего 3-х летия (день рождения у меня летом) и в сентябре я должна была идти в садик -это у нас было совсем в другом месте. Мама, видимо решила, что я окрепла и подросла (к слову сказать у нас была очень интеллигентная семья) и вполне потяну акромя садика еще и кружок, выбрала мама фигурное катание. Отлично помню этот осенний день, мы идем с мамой по парку, приходим переодеваемся и тут - первое разочарование- где же коньки? - сначала без коньков! - все мне не интересно, но тут происходит страшное, мама отводит меня в зал и уходит - почему-то я этого совсем не ожидала, как так меня же только что забрали из садика, я так хотела побыть с мамой и тут снова одна, вокруг все не знакомые. Помню на втрое занятие я очень не хотела идти, а перед 3-им устроила жуткую истерику и мы больше не ходили туда. Отмечу, что спорт я люблю и прыгить/бегать, мне нравилось, другое дело, что я не была готова к такой нагрузке, мне тяжело давался сад, а т.к. избежать его было нельзя, то наваливать на меня доп. нагрузку было бессмысленно, потому что я все равно постоянно болела, да - до 2-го класса. Тут есть еще один важные момент - после моей истерики мама разрешила мне не ходить и это послужило мне ключом в дальнейшем- будет истерика - разрешат не ходить.
2. Нужно очень внимательно присматриваться и прислушиваться к ребенку, выявить его наклонности и направить его в правильное русло.
Покончив с фигурным катанием, мама записала меня на рисование в библиотеку в нашем доме. Выбор весьма странный т.к. рисовать я никогда не любила, но видимо мама руководствовалась соображениями удобства - в нашем доме же! Ну и вроде развивается ребенок. Тут я пошла по старой схеме и закатила истерику - занятия прекратились. Дальше был английский - там же в библиотеке - эти занятия мне понравились больше, но куда приятней было дома с мамой - поэтому парочка истерик и мои мучения были окончены.
Потом моя мамы выходила замуж, у нее была тяжелая беременность моей сестрой, поэтому до моего 2-го класса особо меня не напрягали кружками, не навязчиво отдали на хореографию, но тоже без успешно.
Мой вывод выбрав направление - нужно проявлять твердость и настойчивость - никаких хочу не хочу - это как обучение в школе - обязательно.
3. Не отдавать ребенка слишком рано в школу.
В те времена была сумасшедшая мода отдать ребенка в школу как можно раньше - меня отдали в 6,1 года (лет?), я была одна из самых маленьких, был еще мальчик младше у которого ничего не получалось и учительница говорила его родителям о том, что ему тяжело и рано, но родители были непреклонны - пора в школу. Я между тем умела читать, считать и что там еще полагается, но мне было жутко не интересно, я хотела домой играть, поэтому я проболела почти весь первый класс. Помню, за хорошо выполненные задания нам ставили бабочки - а мне было по барабану -есть бабочка нет бабочки, главное от меня отстали с этими крючками и я могу пойти играть. Домашние задания не задавали, но т.к. я все время болела, многое приходилось делать дома, помню придет мама - я пишу крючки - мама уйдет на кухню - я бегу играть - приходит мама- сажусь писать - и так до вечера, за день с горем по полам 3 строчки писала ))
К слову, мою сестру отдали почти в 7 (в 6, 10) она, сразу сообразила что к чему и зачем ставят бабочки ))
4. Не делать уроки за ребенка.
Следствием того, что меня отдали рано явилось мое не желание учиться, мне не хотелось, мама очень переживала, она приходила, садилась рядом и все мне разжёвывала, сидела и ждала пока я все не сделаю и я вошла во вкус, сама не делала ничего, а вечером, желательно часов в 22.00 - когда мама уже не скажет подумай сама, подойти и сказать, что ничего не понимаю, тогда мама быстренько все сама решит и объяснит, а я перепишу - этот прием у меня работал до 6 класса.
5. Не перегружать.
меня не переубедить в том, что кружков должно быть не больше 2-х. В идеале - спорт и творчество. Помню у меня в 5-м классе был перебор - танцы, плаванье, музыкальная школа. Я так уставала, и успевала я только в плавании - тренер возлагал на меня большие надежды, мне все давалось очень легко, без напряга завоевала золото на соревнованиях, но мы переехали (( возить меня было неудобно и не кому и плавание мое осталось в прошлом.
6. Проявлять участие в жизни студии, общаться с учителями.
В конце 2-го класса, к нам в школу приходил представитель музыкальной школы, и я захотела! Сходили на прослушивание, меня взяли, с сентября пошла (мне 8 лет) и мне действительно нравилось все, кроме моей учительницы по фортепьяно - это был кошмар, она постоянно на меня орала, не дай Бог перепутать пальцы, а один раз я пришла с не подстриженными ногтями (возможно мне было уже 9 лет, в музыкальную школу я ходила рекордно длительный срок - аж 3 года!) как она на меня наорала, затем схватила, чуть ли не за шкирку отволокла в другой кабинет и подстригла мне там сама ногти под корень, очень больно. При этом, я как и все дети, считала, что взрослый человек, тем более преподаватель - заведомо прав и я считала себя полной бездарью и тупицей. Каково же было мое удивление, когда мнго лет спустя моя мама сказала, что Галина Соломоновна (училка моя) была не лучшим учителем и не правильно подходила к детям. Почему мама не вмешалась и не поменяла мне учителя для меня загадка. В итоге, она (училка) меня все таки допекла и я решила, что в музыкалку больше не пойду - прием тот же - истерика.
7. Не делать из учебы культа, давать больше свободы.
как я уже писала, семья у нас была очень интеллигентная, поэтому в доме всегда учеба ставилась на первое место. как объясняла мама, нужно получить хорошее образование, чтобы потом была возможность найти хорошую работу. При этом тут же опровергая это изречение собственным примером - у мамы за спиной был мед. вуз, у отчима физ-мат МГУ - мы еле сводили концы с концами, хотя были 90 - тут не до жиру.
В итоге мы имели такую картину:
- во первых в школу я не шла только тогда, когда у меня шпарила температура, все остальное не считалось -отстану.
- у нас не было ремонта, носили мы какие-то обноски, но ходили на курсы английского с носителем языка. ( да, моя мама постоянно придумывала мне новые занятия) - я их ненавидела т.к. я отличалась от контенгента в худшую сторону и чувствовала себя не ловко. Потом мама меня отправила на другой английский, потом на гитару - кроме музыкалки и плавания я не где особо не задержалась, но сколько было выброшено денег!!!! К тому же мне было не ловко пригласить одноклассников домой - как-то все худо-бедно привели свои дома в порядок кроме нас.
- ни каких профессиональных династий - апогей маминых стараний. Наш дедушка был профессором микробиологии, соответственно, мама и тетя заканчивали мед и мне чуть ли не с детства говорили, что надо идти в мед. И вот в 10 -м классе меня переводят в школу при мед. вузе - я это воспринимаю, как нечто неотвратимое - класс платный (дорогой) мама выкладывает последние деньги, в итоге. Я за всю свою жизнь не выпила столько водки сколько мы выпили в 10-м классе. Дети с деньгами -это зло, т.к. основная масса детей была из обеспеченных семей, деньги у них были не малые, при этом многие знали, что поступят по блату иди за деньги и не парились с уроками вообще, хорошо, что траву, почему-то курили только в 11 )) и тут я поняла что химия - это не мое я не могу не хочу и не буду. Истерика, приходы домой поздно и в не трезвом виде и в 11-й класс я пошла в школу около дома.
- наконец-то свобода - только в 11-м классе с меня сняли гнет ожиданий т.к. мама махнула рукой и просила только "закончить школу" - больше мама не пыталась сделать за меня домашнее задание, она не интересовалась этим совсем - видимо разочарование полностью ее поглотило и я наконец-то стала учиться с удовольствием. Потом сама выбрала ВУЗ вовсе не мед и с удовольствием училась там, никакой мамы, никаких проверок и советов, ближе ко второму курсу мне повезло и я смогла жить отдельно - как итог хорошие знания и без пяти минут красный диплом.