В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НЕ ЖЕЛАЮЩИХ ЗАЧИСЛЯТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ И ПРЕ
1. СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
В соответствии со статьей 9 ФЗ-№152 «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.
Подписание согласия на обработку персональных данных - это право каждого человека, а не обязанность.
Более того, обязательное получение согласия на обработку персональных данных при получении образования противоречит Конституции РФ, статья 43 которой гарантирует гражданам право на образование без каких-либо условий.
В соответствии со статьями 2, 15, 18 Конституции РФ права и свободы человека, являющиеся высшей ценностью, действуют непосредственно, а Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантии получения образования гражданами Российской Федерации не обусловлены обязательным условием дачи согласия на обработку персональных данных.
2. СПРАВКА О СОСТАВЕ СЕМЬИ
В действующем законодательстве отсутствуют нормативно правовые акты, предусматривающие предоставление гражданами указанной справки в сфере начального, основного, среднего и общего среднего образования. Таким образом, со стороны общеобразовательной школы имеет место незаконное требование с родителей, чьи дети обучаются,справок о составе семьи, то есть излишнего документа, не предусмотренного действующим законодательством.
3. СНИЛС
Присвоение СНИЛС несовершеннолетнему ребенку противоречит Федеральному закону
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В статье 3 данного закона однозначно говорится, что целью индивидуального
(персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Именно поэтому индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональных частей, которые фиксируют поступления страховых взносов от застрахованного лица или его страхователя.
В соответствии со статьей 1 застрахованными лицами являются граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с
особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования», регулирующем открытие индивидуального лицевого счета в пенсионном фонде, не предусмотрено открытие указанного счета на детей, которые по естественным причинам не работают и не обязаны делать отчисления в пенсионный фонд. По этой же причине детям не предусмотрено присвоение СНИЛС. Для получения социальных выплат по действующему законодательству достаточно СНИЛС матери. Об этом же свидетельствует Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который также не имеет положений об обязательности наличия СНИЛС у детей. Для получения материнского капитала и других выплат на ребенка требуется СНИЛС матери.
4. МЕДИЦИНСКИЙ ПОЛИС ОМС
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. И это право не ставится под условие предоставление или отказ от предоставления полиса ОМС гражданином РФ.
Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 г. № 158 дают право вообще отказаться от получения полиса ОМС. В соответствии с разъяснениями, предоставленными в письме Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 30.03.2014 г. №901/30-3, отказ от предоставления полиса ОМС не означает отказ от получения медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств ОМС.
Соответственно, требования школы незаконны и не обоснованы действующим законодательством РФ.
5. ОБЯЗЫВАНИЕ ШКОЛЫ НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАЧИСЛЕНИИ В ШКОЛУ ЧЕРЕЗ НА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Руководство школы не имеет право принуждать родителей к зачислению детей через пгу, так:
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гражданин выбирает форму получения государственной услуги, при этом электронная форма предоставления государственной услуги является дополнительной, а не электронная (иная) - базовой.
Ст. 5 данного Закона гласит: При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в ИНЫХ ФОРМАХ, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ПО ВЫБОРУ ЗАЯВИТЕЛЯ.
Ссылка администрации школы на ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ «О персональных данных» говорит лишь о том, что учебное заведение и так может обрабатывать персональные данные учащихся без дополнительного на то разрешения, а вот каким способом ПД субъекта будут обрабатываться автоматизированным или иным (традиционным) - это выбор каждого человека (заявителя).
Если субъект персональных данных или его законный представитель не подписывает согласие на обработку персональных данных автоматизированным способом, организация должна обрабатывать сведения в пределах установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 15.09.08 г. № 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» (Опубликовано. 24.09.2008 г. в "РГ1 - Федеральный ВЫПУСК № 4757).
Школа не имеет право ссылаться на примерные правила, приказы, распоряжения, постановления и иные локальные и ведомственные документы в качестве возможного ведения электронного документооборота и/или зачисления в образовательное учреждение посредствам электронных заявлений через портал государственных услуг, так как это вступает в прямое противоречие не только с п. 3 ст. 5 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О персональных данных», ст.ст 19, 150 ГК РФ, но и со ст. ст. 24, 28, 29, 38, 39, 43 Конституции РФ.
Отказ от автоматизированной обработки персональных данных, равно как и отказ от получения электронных услуг в сфере образования, является не нарушением закона, а реализацией предусмотренного федеральным законодательством права граждан на отказ от электронного документооборота.
ВАЖНО:
Согласно Приказу Министерства и науки РФ "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 22.01.2014 г. № 32:
Для приема в школу родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют:
оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя,свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.
П. 10. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы;
П. 12. Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в школу не допускается.
Приказ Министерства и науки РФ "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 22.01.2014 г. № 32 дает конкретный список запрашиваемых школой документов, куда не входит СНИЛ, ИНН,Полис ОМС и т.д., данные документы/справки являются излишними, а и их требование - незаконным.
С уважением,
Чекан Е.В.
АБ "ЮРГАЗЭНЕРГО"