Вот такое изречение одного йога инструктора зацепило меня в недавно прочитанной статье.
Предлагаю начать глубже знакомиться с философскими основами йоги, чтобы подключить все свои внутренние ресурсы.
Шагать по ним будем постепенно.
Асаны, та практика, что мы начали с азов изучать в марафоне, это всего лишь третья ступень.
Предшедствующие две: Яма и Нияма.
Принципы ЯМЫ - собирательное название для всеобщих моральных заповедей.
1. Ахимса. В переводе слово «химса» означает «жестокость», «несправедливость». Приставка а- означает отрицание. Однако, следует отметить, что ахимса - это не просто отстутсвие насилия.
Ахимса включает в себя доброту, дружелюбие, внимательное и разумное отношение ко всему окружающему пространству.
2. Сатья является следующей ямой и представляет собой принцип правдивости. Но правду нужно уметь говорить правильно. Человек должен учитывать последствия правды на его окружение. Если, высказывая правду, приносится вред, то лучше вообще промолчать. В Махабхарате говориться: «Говори приятную правду. Не гвори неприятной правды. Не лги, даже если ложь приятна».
3. Третим принципом ямы является астея. «Стея» переводится как воровство. Астея, как противоположность, учит нас не брать ничего из того, что не принадлежит нам по праву. Применяя принцип астеи в своей жизни, мы также не должы использовать в корыстных целях и извлекать выгоду из людей, которые нам доверяют и пологаются на нас.
4. Следующий принцип - брахмачарья. Составными этого слова являются корень «чар» (движение) и «брахма» (истина). Брахмачарью нужно понимать как движение к истине, к сути. Часто это слово используется только лищь как «воздержание» (особенно половое). На самом деле, брахмачарья формирует отношения, лишенные чрезмерных чувственных удовольствий, которые открывают в каждом понимание высшей истины.
5. Последним принципом ямы является апариграха (нестяжательство). Париграху можно перевести как «брать», «хватать». Апрариграха же подразумевает, что мы должы использовать только самое необходимое, и не использовать ситуацию для извлечения максимальной прибыли, которую мы не знаем, куда применить и которая остается невостребованной.
НИЯМА -это правила, предназначенные для самоочищения
1. Шауча. Этот принцип соотносится с чистотой - как внутренней, так и внешней. Внешняя чистота означает элементарную чистоплотность. Внутрення же чистота имеет связь как со здоровьем человека, с функцией органов тела, также и с умственной чистотой. В поддержании качества внутренней чистоты основополагающую роль играет практика асан и пранаямы.
2.Сантоша (умение довольствоваться тем, что есть, скромность). Истинный смысл сантоши - это принятие всего таким, как есть.
3. Тапас является третей ниямой и представляет собой деятельность, направленную на поддержания тела в идеальной форме. Это и практика асан совместно с пранаямой, и правильное питание, а также правильный образ мыслей.
4. Четвертая нияма - свадхьхяя. «Сва» означает «свое», «адьхяя» переводится как «изучение», «исследование». Т.е. свадхьяя означает изучение самого себя.
5. Последней ниямой является ишварапранидхана. Термин «ишварапранидхана» обозначает принцип «подношения всех своих действий и их плодов Богу»
Используя данные принципы ямы и ниямы, человек не допускает излишних утечек энергии своей жизни и формирует оптимальные условия для полного осуществления всех эволюционных процессов.