у нас не школа
домашнее образованиеМеня попросили написать про домашнее образование.
Я хотела для Сони ДО еще с тех пор, как она родилась, но решиться было трудно. Не загадывая на 12 школьных лет, а только на ближайший год. Сказать себе, в первую очередь: "Я намерена в этом году оставить дома своих томпсонов и взять их образование в свои руки".
Я очень хотела ДО и очень опасалась, что не справлюсь, не смогу, не дадут разрешения (этого до сих пор боюсь, т.к. еще не дали) - в общем, обычные метания перед серьезным решением. В какой-то момент, когда уже было решено ехать на север на эти два месяца, я сказала себе: да какого ж ... Я не люблю школьную систему, не доверяю ей, вечно с ней то сражаюсь на родительских собраниях, то поражаюсь ее ограниченности, страдаю от обязаловки и школьных мероприятий (интересно вот, я одна их на дух не переношу?) и пр. Почему я не сделаю так, как мне давно хотелось?
Я поговорила с Мишей, заручилась его поддержкой. Наутро после разговора встала с ощущением, что все правильно, и у нас будет ДО.
Какое-то время еще разбиралась со своими внутренними установками и страхами, пока не переехали в Абирим, я даже не обдумывала, что и как.
Здесь у меня было время на раздумья,- о да, тут прекрасно придумываются разные проекты! У меня было такое же чувство насчет ДО, как если бы я из большого города переехала в деревню, купив там кусок земли. То есть, я понимаю, что здесь будет дом, баня, сад и цветники с огородами, но одномоментно это не возникнет, надо строить.
Мы начали строить. Для начала стали каждый день читать, до этого я могла сослаться на усталость и отправить детей в кровать без книжки. Каждый день стали чем-то заниматься: рисуем, лепим, подельничаем.
Ничего сверхнеобычного. Тут и там беремся за буквари на русском и на иврите. Кстати, девочки из Израиля, отличная книга про буквы у нас, с набором карточек. Наоми Шошани "На что похожи буквы"
נעומי שושני למי דומות האותיות
Томка фанатеет от книжки по логике. Там все основные понятия в картинках и задачки нарисованы. Я по 20 раз рассказываю по нарисованному "У Тома было шесть машинок... Три машинки уехали, сколько осталось?"
Том предовольно улыбается: "Дааа... это все мои машинки. И те, что уехали- тоже."
ОДновременно с этим я стала отмечать про себя, какие развивающие занятия придумывают дети сами. Как известно, фантазия у них неограниченная и незашоренная, в отличие от взрослых. Я могу использовать эти интересы как идеи для занятий с ними, подхватывать, рассказывать, придумывать по этоим темам игры и пр.
Вот Соня нарисовала карту деревни и дорогу, по которой мы приехали из Хайфы. Отметила города, которые мы проезжали.
Вышли ночью посмотреть на звезды, говорили о космосе.
Том строил маршрут для стеклянных шариков.
Мы вырастили из косточки авокадо, щучий хвост и неизвестное растение, ползучее и фиолетовое. Кактусы пересадили, и теперь отращиваем корни еще одному кактусу. Обрезали пучок зеленого лука и выращиваем его заново.
Сегодня Сонька решила посадить семечки от яблока. Пинцетом их доставала на салфетку, нашла два пророщенных, и мы их тут же посадили в землю.
Ходим с секатором по деревне и срезаем разные травы (у нас это поощряется, прореживать кустики трав), говорим о том, чем они хороши и полезны.
Соня ходила рисовать с натуры :) с карандашом и бумагой, ее не было 2 часа, вернулась с кипой рисунков.
Дети изучали, как у нас в домике устроен водопровод, ходили вдоль труб, включали-выключали воду, благо все видно)
Много, правда же, дети узнали за последние недели?)
Плюс к этому я купила учебные тетради для первого класса. По математике выбрала сингапурский метод, потому что он реально хорош. По языку- почти наугад, симпатичная на вид программа, называется "Волшебный ключ" מפתח הקסם
Потихонечку продвигаемся. Не каждый день, но более-менее регулярно. Постепенно будут у нас ежеутренние занятия по тетрадкам, чтение каждый день, задания для самостоятельной работы и пр.