Современная модель образования не работает
Мир вокругОтрывок из книги Майкла Эллсберга «Миллионер без диплома»
Может вы это уже читали, кто не читал - прочтите. Всё так и есть на самом деле... Даже два парня из моего класса, которые совсем не блистали, а один откровенно не собирался учиться - уже на пути к первому миллиону, в отличие от отличников...
"Современная система образования устарела. Она вырывает из жизни 15-20 лет и выращивает не приспособленных к жизни людей.
Вам
внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе,
поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни
гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все
иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует
заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над
выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно
опередить дипломированных отличников. И не важно, учились вы в
университете или нет.
Конечно, в университете можно научиться
множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к
успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить
эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой
кругозор, с восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное
наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит
думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в
подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство
с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением
хорошей пенсии. Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил
высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной
карьеры больше недействителен. Пришла пора искать новые пути.
Школа оценок
У
людей индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до
22 лет заключалось — если немного утрировать — в получении хороших
оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким
как спорт, например, которые придают солидности автобиографии при
поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей,
учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания
молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым — оценки.
Вы
никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь
могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и
достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что
именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни?
Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом,
полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение
красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической
программы?
Может, вы до сих пор не заметили, но это довольно
глупая система. Ее глупость заключается в том, что если вы не хотите в
дальнейшем работать в науке, то все, чему вас научат, за исключением
базовых профессиональных знаний, не окажет никакого влияния на успех в
сфере ваших профессиональных интересов. Развивая свой практический
интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в дальнейший
успех.
Школа жизни
Также, как развитие IQ выше среднего уровня
никак не связано с эффективностью в реальной жизни, оценки (над
которыми мы усердно трудимся на протяжении шестнадцати лет) выше средних
значений никак не соотносятся с высокими шансами на успех в жизни,
большими достижениями или чувством самореализации.
Cравним жизни двух
человек, от рождения имевших очень высокие показатели умственного
развития: Криса Лангана, «самого умного человека в Америке», чей IQ
переваливает за 200, и Роберта Оппенгеймера, научного руководителя
Манхэттенского проекта. Уровень их одаренности сопоставим, но один из
них (Оппенгеймер) сделал выдающийся вклад в историю, а другой (Ланган)
не может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать
свои изыскания.
Основное отличие заключается в том, что
Оппенгеймер, в дополнение к своему высочайшему интеллекту, обладал
весьма развитым практическим интеллектом, помогавшим ему правильно вести
себя с людьми, от которых зависел его успех. Все эти мелочи — знать,
что, кому, когда и как сказать ради получения наилучшего результата, —
давались ему легко и непринужденно. Ланган же, напротив, был почти лишен
этого качества. Поэтому его имя нам и не приходится часто слышать,
когда речь заходит о существенных достижениях.
После того как
человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой
эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении
меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное
мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что все
эти качества формируются в условиях реальных жизненных ситуаций, а не в
рамках формального обучения.
Образование — не образованность
Поверьте,
я обеими руками поддерживаю стремление к знаниям ради самих знаний и
овладение инструментами для лучшего понимания мира и общества. Чтобы в
этом убедиться, достаточно взглянуть на мои книжные полки, забитые
книгами по философии, психологии, политике, духовному развитию, поэзией,
различными биографиями и всевозможной научно-популярной литературой. Но
разве нельзя проявлять любовь и стремление к знаниям менее
дорогостоящими способами, — например, читая книги самостоятельно после
работы и по выходным или записавшись на заочные онлайновые учебные
курсы?
Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути,
превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать.
Решение получить высшее образование принимается молодыми людьми на
автопилоте, без малейшего учета того, чего они на самом деле ждут от
жизни.
К сожалению, наше формальное образование постепенно
превратилась в систему, очень сильно ориентированную на статус. Статус
приобретается при четком выполнении конкретных правил. Получите диплом,
найдите работу, сделайте то или другое — и приобретете желаемый статус.
Такова надежно укрепившаяся иерархическая система нашего общества.
Согласитесь, учиться ради статуса — неправильно, и это всем известно.
Мне ситуация в системе образования напоминает о волшебнике из страны Оз,
прячущемся за занавесом. Я считаю, что наше формальное образование
стало слишком ориентированным на статус и на удивление далеким от того,
что интересует людей, желающих добиться в жизни успеха и оказать на
окружающий мир позитивное влияние. И положение вещей серьезно
обостряется тем, что наше общество становится все более и более
прогнозируемым.
Сегодня все стараются найти в жизни как можно
более прогнозируемое и безопасное занятие, а между тем в течение
следующих нескольких десятилетий мир будет становиться все более
безумным, хаотичным и непредсказуемым.
К сожалению, система
образования в нынешнем ее виде, от детсадов до последипломного
образования, не имеет ничего общего с гибкостью, устойчивостью и
адаптивностью. Она обучает узкому набору академических и аналитических
навыков, по большей мере не связанных с практическими реалиями жизни,
вдалбливает их в наши головы часами, днями, неделями, месяцами и годами.
Конечно, аналитические навыки нужны для успеха в изменчивом мире, но
это далеко не все. Успех, счастье, новаторство, достижения и лидерство
зависят от целого диапазона человеческих умений, большинству из которых
не учат ни в школе, ни в высшем учебном заведении."