Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК ☽Magdalena☾

Запись

☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 08:34 , Пермь ···

Славянский фейклор

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер, кому это было нужно и откуда взялись Лель, Ярило и Зимцерла.


Палаты царя Берендея. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885 год


Кабинетная мифология

В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. Молодой империи нужна была прежде всего своя античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что все это было. Они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами еще выбитое?» - писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка.

Так появилась русская «кабинетная мифология» - калейдоскоп никогда не существовавших или до неузнаваемости искаженных божеств, которых скроили по гомеровским фасонам за письменным столом.

Первые книги, посвященные российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м - «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. В 1804 году публикует «Древнюю религию славян» Григорий Глинка, в том же году выходит «Славянская и российская мифология» филолога и поборника отмены крепостного права Андрея Кайсарова. Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны все сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, нескольких летописей, латинских хронистов и византийских географов, а также живого фольклора. Баба-яга превратилась под их пером в «адскую богиню», требующую кровавых жертвоприношений для своих внучек, а домовые и лешие стали «мечтательными полубогами». В один ряд встали божества западных славян, описанные в средневековых источниках, киевские кумиры, масленичные чучела, Боян из «Слова о полку Игореве», волхв из поддельной Иоакимовской летописи и плоды бесчисленных ошибок историков. Вместе они заселили русский Олимп, сошли с него в литературу и идеологию, и многие живы до сих пор. Вот некоторые из них.

Услад

Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу  и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»

Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год

История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича - попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество - Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.

Зимцерла

Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году. Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра - скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.

В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов».

Александр Бестужев-Марлинский. Гравюра Георгия Грачева с оригинальной акварели, подаренной редактору «Русской старины» Михаилу Семевскому. 1889 год

С этого момента начинается триумфальное шествие прекрасной богини по русской литературе: у Гавриила Каменева  она «цветет, как румяная роза» («Громвал», 1804), у Николая Полевого  «на небосклоне горит Зимцерла блеском золотым» («Стенька Разин», 1832), у Василия Нарежного  «Зимцерла раскинула багряный шатер свой по небу голубому» («Славенские вечера», 1809), Гаврила Державин уподобляет ей императрицу («Явление Аполлона и Дафны на невском берегу», 1801), у Александра Радищева Зимцерла запрягает лошадей в коляску Знича, бога огня, света и тепла, и сама она - «перстоалая», точь‑в‑точь как гомеровская «розовоперстая» Эос («Бова», 1799-1802). А поэт‑романтик и будущий декабрист Александр Бестужев-Марлинский решает назвать «Зимцерлой» свой альманах - в 1818 году, когда Пушкин пишет «К Чаадаеву» и рассветные «звезды пленительного счастья» смотрят на многих русских вольнодумцев. Разрешение на публикацию альманаха Бестужев не получил.

Лель

Лель, которого мифологи XVIII века окрестили «божком воспаления любовного», встречается в пушкинской поэме «Руслан и Людмила»: на княжеском пиру «…славит сладостный певец / Людмилу-прелесть, и Руслана, / И Лелем свитый им венец». Но лучшая его роль сыграна в пьесе Александра Островского «Снегурочка», где златокудрый славянский Эрот проявляет всю свою дерзость.

Появился же Лель из свадебных песен: в их припевах повторяются «лель-полель», «ой-люли-лель» и тому подобные сочетания, исследователи возводят их к восклицанию «аллилуйя» (например, Никита Толстой в статье «Аллилуйя» в словаре «Славянские древности»). Первые упоминания о божестве Леле содержатся в трудах польских историографов XV-XVI веков, в том числе Яна Длугоша и Матея Стрыйковского. Из припевов народной поэзии они вычитали целое семейство: известного нам бога любви Леля, его брата и покровителя брака Полеля (потому что за любовью следует брак) и их мать Ладу. Уже в XVIII веке российские историки решили, что польские фантомные боги достойны войти и в русский мифологический пантеон.

Ярило

В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Ярило - «палящий бог ленивых берендеев», всеведущий и гневный. После гибели Снегурочки и восстановления мирового порядка в день своего чествования Ярило на посвященной ему горе является людям в образе «молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой - ржаной сноп».

В реальности Ярило (или Ярила) - олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII-XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам.


Радегаст

В конце XVIII - начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения - прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста - божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме - изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада».

Радегаст - прильвицкий идол. Иллюстрация из книги Андреса Готтлиба Маша и Даниеля Воге «Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер». Берлин, 1771 год


Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем - текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич - подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени - в мифический город Ретра. 

Источники
  • Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т. 1.
    М., 1958.
  • Берков Н. П. Ломоносов: Сб. ст. и материалов. Т. 2.
    М., Л., 1946.
  • Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла…
    М., 2004.
  • Лотман Ю. М. О русской литературе.
    СПб., 1997.
  • Степанов В. П. Русская литература и фольклор.
    Л., 1970.
  • Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века.
    М., 1997.
  • Шкловский В. Б. Чулков и Левшин.
    Л., 1935.

1

КОММЕНТАРИИ

ღNickYღ 7 апреля 2016, 08:33 , Днепропетровск
                                

Это твоя исследовательская работа?

Название темы говорит о том, что читателю раскроется информация о том, КТО и ЗАЧЕМ. Но, читая, что-то я так и не поняла ЗАЧЕМ. Я даже особо не поняла КТО... У меня много вопросов уже начиная с первого предложения: "В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу."

У них появилось такое желание уже после того, как была искажена и переписана русская история все теми же европейскими "учеными" в пользу превосходства европейской культуры над русской? Ведь в этот период кто угодно и как угодно занимался искажением и разрушением русской культуры и истории. Это факт, который ну никак не скроешь, об этом знают все, благодаря все тому же Ломоносову, который здесь упоминается вскользь.

То, что данная информация преподносится учеными, ну никак не говорит о своей достоверности. Где гарантии того, что не под европейскую дудку все это было написано. Я тебе могу привести уйму примеров, где наука лажу преподносит, как истину в последней инстанции.

Каков вывод этого поста? Вся русская культура - фейк?)) Сообщество не этому посвящено, а возрождению и развитию славянской культуры. Есть информация о настоящих древних Богах славян, правдивая на твой взгляд, - выкладывай, обсудим.

В общем, на этот пост поступила жалоба от участников данного сообщества. Я обязана отреагировать. Поэтому, учитывая, что данный пост дискредитирует славянскую культуру и не отвечает общей тематике сообщества - пост переносится в дневник автора.

Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 12:43 , Пермь
                                

1. Кто и зачем.

Российские и зарубежные историки, вдохновлённые славянской темой.

Чтобы сопоставить славянскую культуру с прочими древними культурами.

2. Я смотрю, теория заговора Запада против Россиюшки, активно транслируемая РЕНТВ, Задорновым и прочими великими мыслителями, серьезно укоренилась в сознании многих.

Уж не спрашиваю какие доводы приводят сие автоитетные умы. Единственное - зачем западу это? Полагаю, чтобы мы ни во что не ставили свою историю и культуру? Серьезно? И каковы успехи этой секретной операции?

3. А что со способностью делать выводы?

Написано о конкретных божествах. И о том, как они ваялись. У тебя и у тех, кто жаловался, настолько низк й уровень знаний по славянскому пантеону, что другие боги, реально упоминаемые в источниках в качестве именно богов, не вспоминаются??? Перун/Велес/Макошь...? Не, не слышали?

4. Что предлагается возрождать? То, что действительно имело место быть, согласно источникам, или то, что принимается на веру, потому, что оно написано на сайтах с красивым "славянским интерфейсом"?

Что предлагается принимать за культуру славян? Вышивать псевдодревнеславянские символы, взятые из интернета? Обвешиваться псевдодревнеславянскими оберегами, состряпанными вчера неоязычниками?

Ну, разумеется, да. Сообщество всецело посвящено таким забористым фантазиям, не имеющим отношения ни к истории, ни к археологии, ни к культуре и т. п.

В общем, да. Этот пост явно дискредитирует тематику сообщества, посвящённого фантазиям на якобы славянскую тематику.

А вообще я уже зарекалась писать что-то подобное на этом сайте. Публика не вытягивает.

Ответить
ღNickYღ 7 апреля 2016, 17:18 , Днепропетровск
                                

Вот у тебя манера всё на свой лад перекрутить!

Женя, ты со своими знаниями разберись, хорошо? Твое агрессивное отношение уже забодало всех участников - это первая, единственная и основная причина всех поступивших на тебя жалоб за всё время! Тебе все пытаются объяснить, что там где наука что-то доказала, еще надо проверить и не факт, что так оно и окажется. Масса серьезной литературы, в том числе и религиозной, в том числе и ведической, во многих вопросах расходится с наукой. Где истина в этом случае? Всё так же будем уповать на ученых? Услышав мнение отличное от твоего, ты моментально переключаешься на личности и погнала всем ярлыки вешать. Остановись, подруга! Попроще немного, пожалуйста, веди себя. Еще под вопросом, что в твоем сознании укоренилось, учитывая твоё поведение и хамскую манеру общения. Это так - взаимно-любезный ответ на твои нападки.

Раз зареклась, че пишешь тогда? Будь последовательна в своих действиях. Пиши, там где публика втягивает, например иди преподавать в университет, там тебе перечить никто не будет - потешишь свое самолюбие на 100%.

Я надеюсь нам больше нечего обсуждать в рамках данного сообщения. Откланиваюсь.

Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 17:50 , Пермь
                                

А вообще в чем загвоздка?

Пусть по существу не согласна, вопрос в другом:

В твоём сообществе возбраняется любая критика "славянской темы"? Или критичный подход к некоторым её сторонам как таковой?

Только развитие неоязыческой тематики и раздувание Щек на тему какие мы, славяне, великие вчера, сегодня, завтра?

Ответить
ღNickYღ 7 апреля 2016, 17:59 , Днепропетровск
                                

В сообществе даже правил нет, если ты не заметила))) Человеческое уважение друг к другу вот и все правила. Критика приветствуется. Не приветствуются оскорбления, навешивания ярлыков и переход на личности.

Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 18:07 , Пермь
                                

И где это все, раз это стало причиной сноса поста?

Прямо детсадовские отмазки...

Ответить
ღNickYღ 7 апреля 2016, 18:16 , Днепропетровск
                                

Ты мне предлагаешь идти искать все твои комменты? Ты что прикалываешься? ББ - это не место моей работы))) А времени, прости, на подобную ерунду у меня нет. Я захожу сюда даже не каждый день, когда есть минутка свободная.

Мне пожаловались в очередной раз - я, как модератор, отреагировала.

Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 18:34 , Пермь
                                

То есть где-то в каком-то старом посте висят мои комменты, которые кого-то раздражают, и поэтому этот новый пост вообще без комментов переносится в дневник.

Ну, модерация на уровне, надо признать

Ответить
ღNickYღ 8 апреля 2016, 12:48 , Днепропетровск
                                

Научись уважать людей - вот и всё!

Разговор окончен.

Ответить
☽Magdalena☾ 8 апреля 2016, 13:18 , Пермь
                                

Я ещё раз могу повторить, что острые дискуссии были обоюдными, т. е. горячо спорила и я, и мой собеседник. Так что не нужно выдавать одно за другое, ведь единственная причина - это то, что пост, да и вообще мой подход в изучении культуры славян противоречит твоему представлению о славянской культуре (овеянному неоязыческим флером).

Поэтому не мне учиться чему-то надо (нежно люблю горячие дискуссии, ибо в них рождается истина), а тебе, ибо лицемерие на лицо. Причём топорное.
Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 17:38 , Пермь
                                

Вика, снос поста с нулевыми комментами - это не предвзятость и своего рода хамство? И где в таком случае хамские высказывания? В твоей голове что ли?

А уж мантра "все учёные лгут" и ничего помимо этого - это ответ на все заданные мною выше вопросы?

Можно, конечно, и ограничиваться уровнем, где "есть" телегония, аризм, теории заговора и пр, но все же по жизни целесообразнее развиваться с возрастом.

Ответить
ღNickYღ 7 апреля 2016, 17:54 , Днепропетровск
                                

Жень, уймись! Мою голову не трогай пожалуйста, давай общаться с уважением к друг другу. Это сообщество было создано более 5 лет назад, с того момента столько воды утекло, столько было переосмыслено, узнано, понято и перечитано (я АКЦЕНТИРУЮ твоё внимание: серьезной литературы перечитано, в основном ведической). Если я об этом перестала писать, то только по своим личным причинам. Твои претензии ко мне - вообще не по адресу. Много ты знаешь о моем развитии)))) Не смеши!

Я не обязана отвечать на миллион поставленных тобой вопросов в комментарии. Я вообще думала, что это твоя работа, она подана как тобою написанная. Раз так - бери и приводи свои доводы, доказательства и пояснения почему ты именно так считаешь, а не иначе.

Не снос, а перенос в дневник в виду поступивших на тебя жалоб, на тебя - пользователя, а не на ту информацию, которую ты писала ранее. Сегодня просто была последняя капля и была подана реальная дискредитация. Ты с явным неуважением относишься к пользователям сообщества и постоянно это демонстрируешь.

Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 18:04 , Пермь
                                

Ну, ок. В отношении тебя - перегиб.

Но про остальное - что за фантазии?

То есть посты сносятся не из-за своего содержания, а потому что автор кому-то не по душе? Вот так вот очаровательно?

Про якобы хамство не нужно сочинять. Участники, как и ты, возмущенные самим фактом критичного подхода, неоднократно вместо мало-мальской приличной дискуссии тужились в линчевании, бросаясь ярлыками, как то славянофоб, либерал и т.д. И так каждый раз на тот пост, который им кажется якобы оскорбительным. Надо ж постить только восхваления и принимать все на Веру...

И что там все таки с дискредитацией? Как это следует из поста, который я, по твоему мнению, должна кому-то доказывать? Да и кому? Комментов-то нет.

А на миллион вопросов никто не обязан отвечать. Впрочем тогда не понятно к чему было вообще свой первый коммент с длинным текстом писать, раз не хочется обсудить тему.

Ответить
ღNickYღ 7 апреля 2016, 18:21 , Днепропетровск
                                

Я и не собиралась её обсуждать, ты меня уже 10-ый раз возвращаешь в свою тему. Ответ был, чтобы не было молчаливого переноса.

Жалоба подается в самом сообществе, не через комментарии к посту.

Ответить
☽Magdalena☾ 7 апреля 2016, 18:35 , Пермь
                                

Так и не ответишь про дискредитацию?

В чем она?

Ответить