Покидая очередную ленту (почти 2 и 6)...
РазвитиеСовсем скоро Ира перешагнет очередную небольшую дату - два с половиной года. Новая лента, новый этап развития...Под катом - итоги и много букв про наше житье-бытье в эти три месяца.
В последнее время у нас довольно сложно с занятиями. Мама сталкивается с отказом на все, что она предлагает. Изредка удается заинтересовать чем-то традиционным из области творчества, развития мелкой моторики, а чаще Ира отвечает "нет, не хочу" и идет заниматься чем-то своим. Остается только разводить руками )) Ну и прогулки, конечно, занимают большую часть дня - летом мы гуляем по 3-4 часа (иногда больше, иногда меньше), часто куда-нибудь выбираемся. Может, осенью, когда на улице будет плохая погода, будем уделять больше времени занятиям. Сейчас из более-менее регулярных занятий можно выделить только рисование и реже - аппликации, сенсорные игры, игры с водой и льдом. И всегда на ура идут занятия по тетрадям Кумон.
Знания, которые мы даем ребенку, совершенно бессистемные и разнородные. Я исхожу из интересов ребенка и отвечаю на все ее вопросы, вне зависимости от того, по возрасту ли ей эти знания или сейчас не нужны. Поэтому Ира учится определять время по часам, дни недели, флаги и названия стран, трав, деревьев, строение человеческого тела, форм-факторы машин, логотипы часто встречающихся товаров и заведений и одновременно может мотать головой на предложение почитать "развивающую" книжку.
А вот чтение Ира очень любит. Читать она готова всегда и помногу, но вот времени на это у нас обычно мало - пока лето, нужно гулять, а не сидеть дома с книжками. Поэтому читаем обычно перед сном, днем и вечером. Про чтение и любимые книги надо будет сделать отдельный пост, на память, но все руки не доходят…
Моторика. Нас немного беспокоит, что Ира так и не полюбила игры с мячом, какие бы игры мы ни предлагали - с маленькими, большими, надувными, гладкими и колючими, с правилами или без, с родителями или самостоятельно. Не нравятся ей мячи и все тут ) Соответственно, все навыки обращения с мячом у нее развиты довольно слабо - бросать в цель, сильно и точно пинать или бросать мяч Ира пока так и не умеет. Может, хоть в садике ее приучат играть с мячом, в большой компании-то всяко веселее.
В остальном Ира развивает моторику так, как и должен развивать ребенок ее возраста - виснет на поручнях, перекладинах, лазит, катается, задирает ноги, прыгает со ступенек, перелезает сверху, проползает снизу, делает "мостики" (руками упирается в одну опору, а ногами в противоположную), раскручивает карусели - короче, учится владеть своим телом. Раньше боялась прыгать с высоких возвышений, но постепенно осмелела и сейчас довольно уверенно прыгает с возвышений на уровне ее груди или даже подбородка.
Самокат мы в последнее время берем все реже - учимся кататься на беговеле. Самокат - вещь давно освоенная, поэтому Ире просто так кататься уже неинтересно, она встает на одну ногу, а второй исполняет разные пируэты - вперед "пистолетиком", в сторону, назад "арабеской". Еще одна фишка - разогнаться и на полном ходу спрыгнуть, держа самокат в руках. Просто удивительно, что при таких "вензелях" она ни разу серьезно не падала, не обдирала колени и не набивала шишек. Видимо, сказывается ее природная осторожность.
Буквально вчера я получил наглядное представление о том, как дети осваивают беговел. Мне казалось, что Ира будет его таскать между ног как минимум до зимы - настолько у нее это получалось неуверенно и медленно. Но вчера Ира вдруг развела на долю секунды ноги и на мгновение поймала точку равновесия. Я обратил на это ее внимание, в следующий раз она еще раз подняла ноги. Потом она училась поднимать обе ноги стоя на месте, потом - на ходу. К концу прогулки у нее начали получаться короткие прокаты с поднятыми ногами - на секунду, на две. И тогда я сделал небольшую ретроспективу ее хождений с беговелом и понял, что ее экзерсисы с беговелом - хождение без рук, выворачивание руля в разные стороны (как будто за рулем пьяный), раскачивание из стороны в сторону - это поиск точки равновесия, изучение возможностей своего тела (насколько сильно можно отклоняться от точки равновесия, продолжая контролировать беговел). Это очень интересный процесс.
Речь. Мы развитие речи уже не фиксируем. Оно есть, это развитие, но очень незаметное, потому что Ира давно уже говорит развернутыми предложениями как взрослый ребенок. На площадке ее речь отличается от речи четырехлеток только чистотой произношения и свободой построения фразы - когда Ира что-то говорит на эмоциях, то мозг не успевает выстроить фразу, и она начинает запинаться, повторять "ну...ну..." и в конце концов выдает не совсем то, что хотела сказать ))
Если сделать ретроспективу и сравнить с ее речью двух-, трехмесячной давности, то видно, как в обиход входят разные типовые фразы - "ну, захотела и захотела, просто захотелось", "видишь - я занята, сейчас освобожусь и подойду", "ну что же это такое!...", "мам, ты послушай, что я тебе расскажу... ну мам, ну слушай же!", "а давай..." и т.д.
Есть и два-слова паразита, которые мы слышим по сто тысяч раз на дню - "чиво-чиво?" и "почему?" Любая родительская фраза сопровождается переспрашиванием "чиво-чиво?" (иногда "сто-сто?"), потом начинаются расспросы с использованием "почему". До появления ребенка я даже не подозревал, что это слово, как булавку, можно "пристегнуть" к любой части речи - "почему стул?", "почему побежал?", "почему наверно?", "почему который?" и даже "почему "ай"?" и "почему где?" )) А еще, оказывается, методом многократного "почему?" можно поставить в тупик любого родителя. "Почему кошка бежит?" - "Наверно, пошла еду искать?" - "почему еду искать?" - "потому что проголодалась" - "почему проголодалась" - "ну, гуляла долго и проголодалась" - "а почему кошка гуляла?" - "ну а что ей еще делать?" (попытка сбить волку вопросов) - "ну, не знаю...плавать! ха-ха-ха!" - "а кошки плавают?" - "да!" - "да нет, кошки очень не любят плавать" - "почему кошки не любят плавать?" (и снова - здравствуйте!) - "им не нравится" - "почему им не нравится?" - "ну, шерсть у них мокнет" - "почему шерсть мокнет?" и так до бесконечности, пока папа не сдастся и не скажет "не знаю" ))
Также мы периодически играем в речевые игры, которые сами придумываем. Например, игра "что было бы, если бы..." - это мамина игра. "Если бы у собаки были крылья..." - а Ира заканчивает мысль, например: "...то она бы летала и жила на дереве", "если бы мама была коровой..." - "...то у мамы были бы рога! и хвост! И мама давала бы молочко!", "...то мама говорила бы: "му-уу!". Игра "большое-маленькое": один игрок выбирает категорию, второй - противоположную. И начинаем по очереди называть каждый свое - например, Ира большое, я - маленькое. "Дом" - "иголка", "колесо" - "зернышко", "забор" - "соринка" и т.д., потом меняемся. Игра "живое-неживое" - перечисляем одушевленные и неодушевленные предметы, а ребенок отвечает - "живое" или "неживое". Игра в цвета - выбираем цвет и называем вещи этого цвета. Ира, правда, хитрит - выберешь, скажем, красный, сам называешь "помидор", а ребенок называет "самокат" и поди поспорь - самокат же может быть красным ))
Есть у нас и игры, одновременно сочетающие моторику, внимательность и память. Я случайно на них набрел, когда Ира с четырехлетней подружкой прыгала с крылечка. Сначала они прыгали по команде "На старт! Внимание! Марш!", потом мне пришла в голову идея разнообразить процесс: я начал путать детей, выкрикивая "На старт! Внимание!...Ложись!", "На старт! Внимание!... Раздевайся!", "...В дом!", "... Горшочек, вари!" и прочую чепуху, перемежая ее с нормальными командами. Девкам игра понравилась до визга, они просили еще и еще. Потом мы играли в игру "светофор" - "красный! желтый! зеленый!" и по команде "зеленый" надо прыгать. Соответственно, запутывал я их, выкрикивая вместо "зеленый" названия других цветов. Также мы играли в вариант "съедобное-несъедобное" с прыжками - если я называю съедобное, то прыгать, если несъедобное - стоять на месте. Или, например, игра на развитие фонематического слуха. Выбирается кодовое слово - например, "кавардак". Прыгать нужно только по команде "кавардак". А путаем детей похожими словами - "ка...пуста!", "ка...ртошка!", "ка...стрюля!" и т.д. Такие спонтанные речевые игры у нас рождаются сплошь и рядом - было бы желание и фантазия.
Также в наш обиход потихоньку начинает входить английский язык. Этому способствовало сразу несколько факторов - 1) Ира уже хорошо освоила русский, 2) путешествия дали ей возможность увидеть, как люди (в том числе папа и мама) разговаривают на разных языках 3) разговаривая о разных странах, мы говорим о том, что люди в этих странах говорят на своих языках, а английский - самый важный язык, потому что на нем говорят почти все. К тому же мы уже пару месяцев смотрим "Свинку Пеппу" на английском, с закадровым комментарием папы и мамы. Первые 1-2 серии смотрели на русском, теперь все - только в оригинале. В дальнейшем я планирую так и продолжать: наши мультики - на русском, американские - на английском.
Поскольку я английский не учил уже много лет, а в последнее время вообще изучаю другие языки - сербский, сейчас французский - то мой мозг основательно отвык от английского и заржавел. На работе используется весьма специфический деловой английский, а вот на бытовом уровне внезапно выяснилось, что у меня большие пробелы в словарном запасе. И выяснилось это на первом же "занятии", когда Ира начала сыпать вопросами - "папа, а как будет кран на английском? А раковина? А самокат?" и т.д. и т.п. - и папе пришлось подглядывать в словарь на телефоне. И это еще ребенку не пришли в голову "мультиварка", "поварешка", "открывашка" и т.д. - так что надо срочно восполнять пробелы )) Ну а в целом порадовало, что Иришка восприняла переход на английский абсолютно нормально и позитивно, временами удивленно переспрашивая "Папа, ты что такое говоришь? Это по-английски?"
Стихи и песни Ира перестала рассказывать вообще. При этом она все равно многое помнит наизусть - это видно в те редкие мгновения, когда на нее находит и она, услышав знакомые стихи или песенки, начинает их тарабанить от начала и до конца. Недавно вдруг взяла и полностью спела мне английский алфавит, хотя никогда его не повторяла, когда я ей напевал. Про пение хором мы уже давно забыли. Попросить прочитать стишок - дохлый номер, спеть песню - папа, ты о чем вообще? И метод чтения с паузами (когда ребенок заканчивает строчку и читает дальше) у нас уже не работает: Ира нас раскусила и теперь при паузе делает "морду кирпичом", выжидательно поглядывая на меня - мол, чего заснул, читай дальше.
Что касается стихов и песенок собственного сочинения, то Ира их рассказывает куда чаще, чем чужие стихи и песни )) Это классические бессмыслицы и нелепицы, о которых писал Чуковский в "От двух до пяти" - без смысла, но с четким ритмом и не всегд четкой рифмой.
Характер. И не просто, а Характер. Смотрю на ребенка и с ужасом вспоминаю слова своей тети, которая говорила, что у нас в роду мужики слабохарактерные, а женщин такой характер, что можно армией командовать. Ира, будучи в целом сговорчивой и послушной - одновременно своенравная и упрямая. Постоянно испытывает родителей на прочность. Если ей что-то запрещаешь прямым запретом (вынь руки изо рта, не лезь к ноутбуку, отдай папин телефон…) - обязательно будет делать назло противоположное. Раньше такого не было. Если предлагать альтернативу из двух вещей - обязательно выберет третью (соответственно, из трех - четвертую и т.д.). "Ты наденешь вот эту красную маечку или вот эту белую?" - "Я надену голубую!". Справляться с ее "не хочу" и "не буду" мы научились, давая ей относительную свободу действия и предоставляя ей право самой выбирать. Так, например, ребенок до истерик не любит мыть голову. Устав от протестов, я выучил с ребенком дни недели и спросил - в какие дни ты будешь мыть голову? Ира выбрала понедельник и пятницу. И теперь хотя бы удается приструнить ребенка, напоминая, что сегодня понедельник, а она сама выбрала этот день для мытья головы (конечно, не обходится без шантажа и игр "на попятную" - "я буду мыть во вторник и в четверг", но тут уж мы не даем слабину - уговор есть уговор).
На площадке, если есть желание общаться и играть вместе, норовит командовать другими детьми. Команды от других детей - сядь, отойди, не ходи за мной, иди на горку - как правило, не воспринимает, не слушается и покомандовать ею не удается никому. Вот вовлечь в свою игру - другое дело. Но только заинтересовав, без принуждения, чтобы Ира сама захотела, а на "давай играть" обычно следует "не хочу". В общем, на ней не поездишь и где сядешь, там и слезешь )))
Общение с детьми. Раз уж зашла об этом речь, отмечу, что постепенно Ира привыкла к "социальному протоколу" и все чаще сама знакомится с детьми, подходя и говоря: "тебя как зовут?", "сколько тебе лет?", "давай играть". Сверстники ей редко бывают интересны - за исключением своей подружки (2,3) Ира чаще тянется к детям постарше. Но часто ей вообще не нужна компания на площадке, включая маму с папой - она идет по своим делам, придумывает себе свои занятия, игнорируя горки, песочницы, качели и карусели. Я обычно не вмешиваюсь в это и не пытаюсь увлечь ребенка, если вижу, что она сама себе находит занятия, даже если на мой взрослый взгляд это занятие бессмысленное и малоподвижное.
Бытовые навыки. Тут все обычно, по возрасту. Недавно мы окончательно расстались с подгузниками, в т.ч. на ночь. Ира ночью не просыпается, обычно терпит до утра, но для этого надо соблюдать питьевой режим и не поить помногу за полчаса-час до сна, иначе промах и замена постельного белья - вполне вероятный риск )) Днем такой проблемы нет, потерпеть два часа Ире нетрудно. В дороге обычно терпит, а если ехать на метро далеко, то перед метро мы ходим в кустики. Ира так любит "поливать" травку и удобрять деревья, что отказывается перед выходом садиться на горшок со словами "я на улице пописаю, под кустики". Также недавно окончательно отказались от слюнявчиков (мы ленивые родители и нам проще, чтобы все падало туда, чем оттирать детский стульчик) и буквально на этой неделе пересели в детский стульчик постарше (взяли "Агам" в Икее). Одевается-раздевается в целом сама, хотя норовит пофилонить и просит маму-папу помочь. Единственная вещь, которую Ира 100% не умеет надевать - это колготки, т.к. у нас они не в ходу ни летом, ни зимой. Это уже будем осваивать зимой в садике, а трусики, штаны, майки, кофты, блузки, куртки, носки, сандалии, ботинки, мокасины, головные уборы и т.д. - все это она уже давно освоила. С пуговицами пока не дружим (у нас и одежды такой почти нет), с кнопками - скорее нет, чем да; молнии застегивает и расстегивает.
Любит помогать маме на кухне. Есть уже свой круг "обязанностей" - мешать миксером, когда делают выпечку, тереть сыр на терке (с папой или мамой). Делает маме коктейль от начала и до конца ("голубые Гавайи"). Любит пылесосить и не любит мыть полы - обычно вместо мытья полов все заканчивается плесканием в воде. Пыль вытирает по настроению - в последнее время чаще отказывается. Также охладела к стирке - загружать/выгружать стиралку, вешать белье. Надеюсь, временно. Учится резать ножницами, пока с переменным успехом. Нож даем редко и всегда под контролем.
Есть у Иры и откровенно проблемные вещи - например, любые действия с приложением значительной силы. Обычно Ира просто отказывается это делать. Например, откручивать и закручивать винты, шурупы, использовать пассатижи, забивать гвозди, вытащить пробку из бутылки, открутить тугой кран и т.д. Это в целом полезно для развития крупной моторики, но Ире это нафиг не нужно. Ну и ладно, будем считать, что девочке можно в будущем не рассчитывать на грубую силу ))
Наши поездки и рассказы о других странах пробудили в ребенке страсть к путешествиям. Недавно она мне заявила, что хочет в Австралию, посмотреть на кенгуру и диких собак динго. Пришлось объяснить ребенку, что Австралия - это очень далеко и очень-очень дорого. А на предложение выбрать что-нибудь другое, поближе - выбрала Японию )) Также Ира всегда хочет туда, куда уезжают ее знакомые: бабуля уехала в Омск - "хочу в Омск", подружка укатила во Владивосток - "папа, давай поедем во Владивосток", девочка Аня уехала в Хорватию - "я тоже хочу в Хорватию!" Пока ограничились обещанием посетить в ближайшее время Белоруссию ))
Ну а в целом - ребенок растет и радует маму с папой. Начиная лет с полутора, я часто ловлю себя на мысли, что вот сейчас - самый интересный период в развитии ребенка, вот это время растянуть бы подольше. И это, видимо, говорит о том, что с ребенком всегда интересно, каждый новый этап развития прекрасен по-своему.
Эта лента (2,3-2,6, с мая по август) была прекрасным временем. Если не считать стоматита в мае, то мы не болели, активно закалялись, много путешествовали: и по городу, и в гости, и за город, и в другие страны - в Сербию и в Турцию. Были парки аттракционов, зоопарки, музеи, пикники на природе и много-много прогулок. В следующей ленте нас ждет садик, а маму - выход на работу (о чем она уже грустит и называет декрет самым прекрасным периодом в своей жизни).
Статистические данные на память, т.к. редко фиксирую и через пару лет точно не вспомню, если не запишу - рост 94 см (хотя жена утверждает, что не может быть столько, максимум 92), вес 15-15,5 кг. С ростом вообще что-то непонятное, два месяца рост был в районе 90 см, а тут недавно померил и глазам не поверил - плюс 4 см, несколько раз проверял.
И напоследок - немного фото: