Рыжая Белка
7 лет
Признаки нарушений обработки сенсорной информации у детей 0 - 2 лет.
АутизмВзято с сайта "Территории Речи" - http://speech-area.ru/projects/13-oprosniki/31-priznaki-i-simptomy-narushenij-obrabotki-sensornoj-informatsii-nosi-u-mladentsev-detej-do-1-goda-i-detej-vtorogo-goda-zhizni .
- Не любит, когда берут на руки или укачивают.
- Кричит и/или выгибается, когда его/её пытаются держать на руках.
- Не нравится, когда меняют подгузники.
- Болезненно относится к купанию и/или попаданию на кожу брызг воды.
- Нарушен цикл/режим сна и бодрствования.
- Много плачет в течение дня (больше получаса или часа подряд).
- Редко улыбается, большую часть времени выглядит «грустным» или «тревожным».
- Имеет чёткие предпочтения в отношении взрослых с определённым энергетическим уровнем или голосом (интонацией, громкостью, низким или высоким голосом и т.д.).
- Избегает зрительного контакта, с трудом фокусирует взгляд на объектах или плохо следит за ними взглядом.
- Не любит резкие движения и/или наклоны головы или всего тела.
- Не любит, когда раскачивают.
- Не любит движение в пространстве (качание, подпрыгивание или подбрасывание в воздух).
- Не откликается на имя или знакомый голос.
- Не успокаивается обычными способами, можно успокоить ЕДИНСТВЕННЫМ способом, например, поездкой на машине.
- Проблемы с кормлением грудью.
- Проблемы с сосанием, жеванием или глотанием.
- Плохо переносит новую пищу.
- Давится или реагирует тошнотой при приёме твёрдой пищи кусочками или набора различных продуктов (очень ограниченная диета для своего возраста).
- Не замечает, что подгузник влажный или грязный.
- Безутешно плачет, пока не сменят влажный или грязный подгузник.
- Предпочитает оставаться без одежды.
- Сильно тревожится при расставании.
- Резко раздражается много раз в день.
- Не любит солнечный или яркий свет.
- Беспокоится в публичных местах, особенно там, где шумно и много людей.
- Не любит игры с регулярными интерактивными движениями (например, ку-ку, ладушки и т.д.)
- Не замечает новые игрушки и/или не хочет с ними играть.
- Использует только одну руку для манипуляции предметами и исследования игрушек и/или не может перекладывать игрушки из руки в руку.
- Не может стучать игрушкой об игрушку или хлопать в ладоши.
- Большую часть времени держит ручки зажатыми в кулачки и закрытыми.
- Беспокоится, если стало грязным лицо или руки.
- Безутешно плачет, если остаётся с незнакомыми или малознакомыми людьми.
- Очень поздно начинает говорить, ходить, показывать пальцем, улыбаться, держать бутылочку, спать всю ночь, манипулировать/играть в игрушки и т.д.
- С трудом переходит на твёрдую пищу.
- Не может удерживать или использовать предметы или приспособления, которые должен удерживать/использовать в своём возрасте (ложка, чашка, игрушки).
- Регулярно избегает определённых продуктов, пищевых категорий, продуктов определенной консистенции, температуры, целых групп продуктов и т.д.
- Чрезмерно срыгивает или имеет аллергию на пищу, детские смеси.
- Не замечает издаваемых другими звуков.
- Страдает частыми инфекциями ушей.
- Чувствителен к звукам, которых другие не замечают.
- Трудно вовлекается в игру. Наблюдает, но не взаимодействует со сверстниками или взрослыми.
- Боится и/или не любит оборудование на детской площадке.
- Не любит детские качели, прыгунки, коляски, катание на машине и т.д.
- Не кладёт игрушки в рот, не исследует их ртом.
- После прорезывания зубов всё время держит что-нибудь во рту или жуёт край одежды, грызёт руки, пальцы.
- Давится или страдает тошнотой, если в рот попадают какие-либо предметы.
- Избегает определенных категорий игрушек (например, вибрирующих, мягких, игрушек с грубой или шероховатой фактурой, скользких, ярких и т.д.).
- Чувствует себя подавленным, плачет, засыпает при сенсорной нагрузке.
- Отказывается принимать определённые положения (например, лежать на животе, на спине, сидеть и т.д.).
- Остаётся подолгу в одном положении и чувствует себя неудобно, перейдя в другое. При самостоятельном движении с трудом переходит в другую позицию (трудно, неловко).
- Вы всё время пытаетесь опередить малыша на шаг. Пытаетесь контролировать окружающую среду и «предупреждаете» людей о том, что можно делать, а что нельзя, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.
- Не спит больше 30 минут подряд, часто просыпается ночью, не может самостоятельно вернуться ко сну.
- Слишком много спит, очень мало времени бодрствует, играет, отвечает на внешние раздражители, вступает во взаимодействие.
- Трудно просыпается.
- Для сна нуждается в определённом звуке (например, вентилятора, звуков природы, шумов, музыки и т.д.).
- Не заснёт, если слышит хоть какой-то шум.
- Просыпается с солнцем.
- Не может нигде заснуть, кроме дома, в знакомой обстановке.
- Нуждается в помощи, чтобы уснуть (укачивание, подпрыгивание, пение, потирание спинки и т.д. в течение длительного времени).
- Чувствует неудобство без плотного пеленания, а в более старшем возрасте нуждается в тяжёлых одеялах, мягких игрушках или узких пижамах, чтобы создался определённый вес, давление для засыпания.
- Легко и быстро меняет настроение. Легко отвлекается, если чем-то расстроен, быстро «справляется» с проблемой. Успокаивается с помощью любимой игрушки/лица/звука.
- Слишком привязан к пустышке.
- Никогда не привязывался к одному объекту, будь то одеяло, мягкая игрушка, пустышка, большой палец и т.д.
- Не тянется и не удерживает игрушки (особенно шершавые/ с неровной поверхностью).
- Сжимает ручку в кулак, если мимо неё проносится игрушка, либо немедленно бросает предмет при попытке вложить его в руку.
- Когда начинает ходить, ходит только на цыпочках, никогда не ставит ступню полностью на пол.
- Тревожится, ощущая грубые материалы под собой.
- Не ползает прежде, чем начать ходить (или ползает мало/не так как все).
- Обожает движение, чувствует себя плохо, если не двигается, если его/её не качают. Постоянно раскачивается.
- Не играет в общие игры со взрослыми, знакомыми.
- Часто занят повторяющейся бессмысленной игрой с одним-двумя предметами.
- Не может переключаться на другие задачи или участвовать в ежедневных действиях, расстраивается при переключении с одного действия на другое.
- Часто расстраивается от непонимания взрослыми своего языка, жестов, сигналов.
- Часто бьется головой, кусается, щипается, причиняет вред себе или другим.
- Часто ломает игрушки.
- Не бывает ласков с животными.
- Имеет нарушенную координацию, часто натыкается на предметы.
- Не может заострить внимание на игре, воспитателе или игрушке достаточно долго, чтобы вступить во взаимодействие (для своего возраста).
- Бесцельно бродит, слишком часто и подолгу выполняет бессмысленные действия, например, кружится, качается и т.д. Не интересуется игрой и не использует то, что нужно для целенаправленной игры.
Елена
Добрый день! У меня малыш 2 года, с особенностями. Все хочу разобраться в теме сенсорной интеграции- если ребенок набирает много пунктов из этого перечня, обязательно ли это означает РАС? Или могут быть просто особенности, поддающиеся коррекции? Пояснительная, пожалуйста!
09.12.2016
Ответить
Рыжая Белка
Добрый день. Нарушения обработки сенсорной информации встречается очень часто как у детей без диагнозов, так и у детей с ММД, диспраксией, аутизмом и т.д.
Статистику можно почитать тут, например,
"... Результаты другого исследования, проведенного в 2009г. научной группой по нарушению обработки сенсорной информации (Бен-Сассон, Картер, Бриггс-Гавен), указывают на то, что у каждого 6-го ребенка наблюдаются симптомы нарушения чувствительности, порой достаточно сильные, чтобы нарушить нормальное течение повседневной жизни.."
Очень многое зависит от степени выраженности. Например, дети с СДВГ обычно сильно разбалансированы, набирают по опросникам (для более старшего возраста, конечно) в несколько раз больше баллов, чем дети без диагнозов.
У детей с аутизмом эти нарушения(т.е. много баллов по опросникам) встречаются в 80-90% случаев. Найти ребенка с аутизмом но без сенсорных нарушений очень сложно.
Поэтому, если ребенок до 2-х лет набирает много баллов по этому опроснику, это значит, что он находится в "зоне риска". Т.е. присутствуют какие-то нарушения в работе головного мозга, но учитывая компенсаторные возможности мозга в этом возрасте, не обязательно всё выльется в диспраксию, СДВГ, аутизм.
09.12.2016
Ответить
Рыжая Белка
За обработку сенсорной информации отвечает в первую очередь кора больших полушарий головного мозга. Она развивается долго и неравномерно. Например, зрительный тракт "готов к бою" уже с 3 месяцев, а вот слуховые пути миелинизируются/"протариваются"/дозревают ближе к 4-м годам, как и верхние ножки мозжечка(отвечает за равновесие).
Поэтому, наврядли есть дети без сенсорных проблем. Каждый нормотипичный ребенок наберет несколько, а то и десяток баллов по этим пунктам, но не 50-70 баллов как дети с сенсорными нарушениями требующими коррекции (моя нормотипичная младшая, например, 9 баллов набрала,когда я заполняла опросник. Папа ей поставил 6 баллов)
Мне кажется этот опросник сыроват. Опросник для более старшего возраста более полный, подразделен на различные дисфункции(слуховая, вестибулярная и т.д.) Но этот зато ориентирован на тот возраст, когда компенсаторные возможности мозга, особенно коры, максимальны. Так, например, количество синапсов(служит для передачи нервного импульса между двумя клетками, помогает "протаривать" нейронные дорожки, в общем активный участник различных компенсаторных механизмов ) на единице площади в теменной коре после рождения бурно увеличивается только до 1 года, затем несколько уменьшается до 4 лет и резко падает после 10 лет жизни ребенка.
04.12.2016
Ответить