Протокол нейропсихологического обследования. Часть2. Тоже сумбурная
Нейропсихологическая диагностикаРекомендации и программа в процессе. В данный момент меня больше всего напрягают графомоторные пробы и особенности эмоциональной сферы.
Обследование речи:
Звукопроизношение. Нарушено произношение некоторых звуков раннего онтогенеза (звук "х"). Что не характерно для этого возраста. Искажены все звуки позднего онтогенеза.
Фонематический слух - без нарушений. Понимание речи - норма
Обследование фонематического анализа, синтеза - В пределах низкой нормы. способна определить первый звук в слове (особенно, если он гласный). придумать слово на заданный звук (особенно если он гласный). Не называет звуки в слове по порядку в простых словах(кот, ухо, папа)
Обследование словаря - Ниже нормы. Знает основные категории (мебель, обувь), но зачастую путает (фрукты-овощи).Не назвала детенышей животных (даже щенка). Не прошла пробу на называние частей предметов (стул, чайник).Не назвала глаголы, обозначающие звукоподражание (чирикает, кукарекает). Имеются сложности с подборов антонимов. Не умеет использовать в речи относительные прилагательные (Лисий хвост, дубовый лист, карманный фонарь), имена числительные (Первый, второй).
Обследование грамматики - Нижняя граница нормы. Правильно использует предлоги, изменяет прилагательные по родам (жёлтое яблоко, жёлтый мяч,...), падежам (даёт корм птицам, нарисовал медведя, работает пилой...). Изменение существительных по числам и родам (письмо-3 письма) с ошибками.А вот множественное число существительных в родительном падеже (парты-нет парт, ведра - нет вёдер, вишня - нет вишен) это просто труба. Словообразование при помощи суффиксом нарушено
Обследование слоговой структуры - Выявлены трудности при произнесении слов 11-14 слоговой структуры.
Связная речь. Ниже нормы. Знает наизусть несколько простых стихотворений, например "муху-цокотуху" в сокращенном варианте или "Наша Таня Громко плачет". Способна построить развернутое предложение. Но в речи присутствуют аграмматизмы, трудности в подборе слов. Рассказ пересказывает со смысловыми ошибками. Речь редко бывает понятна окружающим
Особенностей просодической стороны речи (темп, ритм) - не выявлено
Моторика. Общая без нарушений. Прыгает на одной ноге, ловит и кидает мяч, достаточно быстро спускается по лестнице, катается на самокате.
Мелкая - чуть ниже нормы. Не умеет завязывать-развязывать шнурки, с трудом застегивает пуговицы, имеются трудности с нанизыванием бусин. Хорошо режет ножницами Графомоторные навыки. Графическую пробу на динамический праксис не выполнила. Обводит по контуру плохо и с разной силой нажима на карандаш. Штрихуя выходит за рамки контура. Зеркалит буквы, цифры.
Копирование (круг, треугольник, ромб)- плохо соблюдает размер, пропорции при копировании. .
Эмоциональная сфера, поведение. Наблюдаются некоторые стереотипии (бег по кругу) при эмоциональном возбуждении. Много оральных самостимуляций: грызет пальцы, ковыряет уголки губ, и т.д. Импульсивна, Настроение неустойчивое, часты истерики.
Часто в общении с родственниками выбирает манипулятивный тип поведения. На контакт с малознакомым взрослым, другими детьми не всегда, но идет.
Проба на идентификацию эмоций(с 5 лет). Все эмоции обозначает только 2 словами "добрый" и злой. Некритично. Ошибки в идентификации эмоций по качеству (гордый/добрый)и по знаку (добрый/злой)
Развитие игры, воображения - Норма. Придумывает игры, в т.ч. сюжетно-ролевые. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец - покупатель) и ведет ролевые диалоги
Внимание. В общем - вписалась в норму. Внимание достаточно продуктивно, устойчиво. Нашла 10 правильных фигурок за 33 секунды, без ошибок (без смешения перцептино близких/далеких фигурок). В тесте "Найти и вычеркни" продуктивность - 30 просмотренных символов за 30с, 40 сим за 30с (и одна пропущенная строчка), 20 сим за 30с, 20 сим за 30 с. Способна (при наличии мотивации) концентрировать внимание продолжительное время. Но в корректурных пробах постоянно пропускает целые строчки. Наблюдаются сложности при переключении.
Двигательная память - ниже нормы. множество ошибок в воспроизведении.
Рекомендации даны с учетом зоны дальнейшего развития
Основные проблемы:
- Несформированность некоторых видов праксиса, межполушарного взаимодействия в двигательной сфере.
- Несформированность акустического гнозиса
- Несформированность фонематического анализа, синтеза, связной речи, грамматического строя речи
- Несформированность графомоторных навыков
- Незрелость, возбудимость нервной системы, наличие стереотипий в поведении.
- Поведенческие , эмоциональные и коммуникативные проблемы.
Цели и мишени коррекции:
1. Формирование межполушарного взаимодействия
2. Формирование контроля во всех сферах ВПФ, в частности в двигательной и когнитивной
3. Формирование неречевого акустического гнозиса
4. Повышение уровня нейродинамики.
Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка
1. Коррекция неблагоприятных личностных особенностей (решение поведенческих проблем)
2. Развитие межличностных взаимодействий и коммуникационных умений
3. Редукция манипуляторного типа общения со взрослыми, формирование нормальной системы привязанности
4. Формирование способности дифференцировать свои эмоции, понимать чужие, сопереживать, а также справляться со своими эмоциями и контролировать их
Решение логопедических проблем:
1. Развитие фразовой речи, дальнейшее пополнение словарного запаса, активное включение в речь слов 11-14 слоговой структуры
2. Коррекция грамматического строя речи
3. Развитие звукового анализа слова, формирования образа слова
4. Коррекция звукопроизношения
Рекомендации:
Для повышения уровня нейродинамических показателей рекомендованы (после консультации с невропатологом и педиатром) ежедневные общеукрепляющие процедуры, направленные на усиление кровоснабжения головного мозга и обогащение его кислородом:
- контрастный душ, зарядка, дыхательная гимнастика;
- самомассаж воротниковой зоны (чередовать: самомассаж сильной струёй душа, растирание массажной рукавичкой, растирание махровым полотенцем после принятия контрастного душа или обливания);
- массаж или самомассаж ступней и ладошек;
- использование массажных стелек, тапочек (начинать носить по 20 минут в день, постепенно увеличивая время до 2-х часов в день);
- консультация остеопата. В случае необходимости,курс остеопатического лечения
Рекомендованы упражнения направленные на активизацию энергетического потенциала ребенка, оптимизацию функционального состояния стволовых и глубинных образований, повышение нейродинамических показателей
- Динамическая гимнастика по Стрельниковой
- Двигательные упражнения по методу замещающего онтогенеза
- "Дутибол" - на середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков по сигналу начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота соперника
- Хлопки в ладоши под ритмическую музыка
- рекомендовано проводить ребенку дома контрастный душ и ароматерапия
Рекомендованы и Игры направленные на развитие произвольности самоконтроля, снятия импульсивности, развитие навыка удержания программы
- "Болгария" - ребенку даётся инструкция "Представь, что ты оказался в Болгарии. Здесь чтобы ответить "нет", нужно кивнуть, а чтобы сказать "да" - покачать головой из стороны в сторону. Я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайся правильно на них отвечать"
- "Азбука Морзе" - рисование различных значков в ответ на условный сигнал. Например, на один стук рисуем галочки,два стука - кружочек. Три стука - палочку.
- "Кодировщие" - необходимо поднять правую руку, если услышишь название животного, левую - если это название съедобного предмета и хлопнуть в ладоши в ответ на слово, обозначающее неодушевленное и несъедобное понятия
- Корректурная проба с переключением: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы на другую
Игры с мячём по правилам типа "съедобное-несъедобное", настольные игры.
Рекомендованы задания на развитие звукового анализа слова и формирование образа слова:
- "Игра в слова". Каждый игрок придумывает слова на заданную букву.
- Игра "Поймай букву". Читается ряд слов, задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово, содержащее заданную букву.
- - "Поймай последнийзвук в ладошку". Медленно произносить слово и последний/звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»$
-. Определите места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок, в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.
-. Предложите ребёнку представить ситуацию « Представь, тебя пригласили на день рождения. Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы договоримся: имена моих друзей будут со звуком «Ш», а твоих со звуком «Ж» и т.д.
-. Находясь в магазине, предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.
Рекомендована: частая смена видов деятельности на занятиях
ПРОГРАММА:
Двигательная часть коррекции с элементами телесно-двигательной терапии направлена на :
- развитие самоконтроля, формирования умения справляться со своим поведением, преодоление проявлений импульсивности и гиперактивности ;
- преодоление стереотипий в поведении;
- повышение общей энергетики высших психических функций и общую активизацию ребенка;
Когнитивная часть коррекции
(ПРОГРАММА ДОПИСЫВАЕТСЯ)