КОГДА РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ
К сожалению, здесь нельзя дать один рецепт, который выручит во всех случаях. Зато можно попытаться не допустить баловства, если планомерно уделять этому свое внимание. «Лучше предусмотреть, чем исправлять» – так говорит народная мудрость. Осознанные родители всегда должны руководствоваться золотым правилом: это не ребенок непослушный, это я что-то делаю не так.
С первого своего вздоха ребенок имеет только одну возможность общения – плач. Он у ребенка является инстинктивным, природным способом выжить в мире. Когда новорожденный плачет, никто не говорит о баловстве или плохом поведении, значит, этому есть конкретная причина, которую нужно найти и исправить. Покормить или перепеленать, например. Малыш растет, и родители все реже ищут причину его плача. Ребенок учится говорить, а соответственно, от него ожидают то, что он будет озвучивать свои потребности прямо. Но в возрасте двух-трех лет ребенок еще не оперирует абстрактными понятиями, чтобы выражать свои чувства. Поэтому снова-таки обращается к единственному знакомому для него способу – плачу.
Очень важно в этом возрасте учить ребенка распознавать свои эмоции и их причину. Начинают с простейших понятий: грустный – радостный. Лучше всего запоминается это в процессе игры: – Покажи грустную Машеньку (нахмуриться); – Покажи как Машенька радуется (улыбнуться, захлопать в ладоши). Постепенно этот спектр расширяют: удивление, гнев, восторг, скука, отвращение, смелость, страх, спокойствие, стыд и др.
На эмоции и их выражение в мимике нужно обращать внимание при просмотре книг. Когда ребенок начнет хорошо говорить, необходимо начать разъяснять ему причину той или другой эмоции: почему мальчик плачет – ему больно, потому что он упал; почему девочка улыбается – ей весело, потому что у нее красивая игрушка. Ребенок обязательно должен уметь называть свои эмоции.
Мы учим распознавать на ощупь холодное и горячее, на слух громкий звук и тихий, учим распознавать вкусы, цвета и запахи, то есть, помогаем ориентироваться в окружающем мире с помощью пяти органов чувств человека. Точно так же нужно уметь ориентироваться и в мире собственной души, потому что чувства и эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Тут лучше всего начинать с положительных, чтобы осознание того, что сейчас творится в душе, для маленького человечка стало обыкновенным и необходимым. Называние эмоции усиливает в случае положительных эмоций или ослабляет, когда они негативные, их силу.
Не зря же в народе говорят, что разделенная радость становится в два разе больше, а разделенное горе – в два раза меньше. Кроме называния и объяснения того, что ощущает ребенок («Тебе радостно, когда мы идем в гости?»), родители сами должны давать пример и разъяснять свои эмоции ребенку, как положительные, так и негативные: – Я так удивилась, когда увидела твой рисунок! – Я кричу, потому что сильно сердита. Меня сердит, когда я вижу твои игрушки не на месте. – Мне приятно, когда ты меня целуешь. Таким образом, ребенка учат выражать свои чувства принятыми в обществе способами. Ребенок имеет право на любые эмоции – тогда они никогда не станут неврозами, но при этом он должен четко знать, каким образом их можно выразить, а каким – нет. Если родители с раннего детства приучили его отслеживать свои эмоции, то перед ребенком возникает задание не укрощать их, а искать причину и искать решение.
Для этого следует всегда показывать пути разрешения проблемы: – Что я могу сейчас сделать, чтобы твоя грусть исчезла? – Что ты можешь сделать, чтобы хорошее настроение вернулось? Для возвращения хорошего настроения можно использовать обливание или умывание холодной водой – от которой разбегутся все капризики, потопать ножками – испугать их, словить и подуть на ладошку, чтобы сдуть прочь. Способы зависят от фантазии родителей. Внимание ребенка переключается, а соответственно, меняется его настроение.
Подобный подход со временем сможет научить ребенка отделять себя от своей эмоции: «Это не я грустный, просто у меня сейчас грустное настроение», «Я сильно сердитый, но это не делает меня плохим».