Гриш, как он есть.
«Помедленнее, я записываю…»
Приблизительно так часто хочется сказать Грише, ибо мальчик растет. Растет быстро. Дальше много буковок и фото.
Совсем не пишу в дневник, не успеваю, да и в целом: наша жизнь уж очень кочевая. Полтора месяца, например, мы жили (скрывались от московского гриппа) в своем новом доме в Шаховском районе МО, теперь в Москве, проездом были в своей квартире, потом через пару дней к моей маме в квартиру прибыли, затем опять в Ш., а там уж и весна совсем на носу и - здравствуй, Калужская область. И как тут писать? Если я только и занимаюсь, что налаживанием быта то там, то сям…
То ли пребывание на свежем воздухе и жизнь вне Москвы оказывают на него такое влияние, то ли просто он такой, такой вот Гриш. Наверное, больше буду писать о его речи сейчас, поскольку она стремительно прогрессирует, и уже совсем скоро у нас будет полноценный диалог.
В свои 1 год и 5 месяцев Григорий многое освоил, узнал, потрогал, обнюхал, попробовал:
Узнал «горячо» - дважды дотронулся рукой до плиты. Одного раза оказалось мало для усвоения материала. Зато теперь подбегает к печке или газовой плите, тычет пальцем и возбужденно орет «го-го», «воу-воу» («огонь», «горячо»).
Знает и любит воду: «кап-кап» (душ капает), «утей» (ручей, к которому мы ходим гулять), «ить» (дайте пить), «ка-ка» (данное слово применимо ко многим ситуациям и фактам, одним из которых является грязная лужа от подтаявшего снега). Вообще вода – Гришина стихия, судя по всему. Купаться любит, душа не боится, пьет много, особенно «чача», «сяся» (чай) и «сё» (сок), правда из чашки пока неумело, да и вообще пошкодить с водичкой – милой дело, будь то выдавливание сока из пакетика через трубочку или просто опрокидывание содержащих жидкость предметов.
Узнал и полюбил снег, он же «нег», «се», «ок» (снежок, т.е.), «ёд» (лёд). Гриша знает, что его можно облизывать (можно ли? :)), окалывать куски от сугробов, кидать. В нем можно валяться и лепить из него традиционного для мамы Котовика :).
Совместно со снегом Григорий узнал «сяйки» (санки), кои могут неожиданно «ба-бах» с «го-го», в том числе вместе с Гришей, а могут и просто «баххх», если на них залезть дома и перевесить своим мягким тельцем центр тяжести всей конструкции «Гри-санки».
Познакомился с кучей разнообразной живности, выбрав для себя нескольких любимцев: например, «сь-сь», он же «маааа», т.е. кот-кошка-киса, «ахххх», «аффф», «ба» (собака), при виде лошади цокает языком, различные «тика» (птичка) и «каа-каа» (кар-кар) также будоражат Гришину фантазию.
Находясь в деревне, Гриша узнал некоторых животных не понаслышке, правда, со своими приколами. Недавно пошли гулять в прекрасный солнечный день: гулять, как оказалось, вышли не только мы, но и соседские курочки-уточки, и, пока я забегала к ним в дом, оставив Гришу под присмотром дяди, который мыл машину, мой сын не нашел лучшего развлечения, чем с разбега плюхнуться в самое …о…но. Ну как же - «ко-ко» и «кя-кя» посмотреть пошел… Всегда знала, что «главное – без фанатизма!».
Ну а на картинках ему понравился «паммма» - панда т.е., находит почти везде, теперь еще майка с ним есть;
еще в свой айфон ему закачала игрушку «угадай картинку» с фотографиями живности и их звуками – безошибочно находит почти всех, трудности только с козлом (а у кого их нет, с козлами-то? ;)), верблюдом и цыпленком (их два на фото, приходится подсказывать, что их там два :)). Пытается подражать животным звукам: мычит «мууу», как корова, пищит «пииии-пиии», как мышь и т.д., т.е. воспроизводит четко те интонации, которые в игре.
Но самое большое разнообразие в речи у Гриши в отношении транспорта. Опять же, тут в глуши, его великое множество и мы изучаем все «в натуре». «Тык-дык-тых» (трактор), «пице» (прицеп), «гхххх» (грузовик), «бууу» (любая машина), «папабу» (папина машина), «дррррррын-дрррррын-дррррын» (квадроцикл, особенно после того, как папа покатал), «ууууу» (самолет), «ктых-ктых-ктых» (вертолет). И все это требуется перед сном перечислить по -дцать раз.
Начал говорить букву «ррр», прям радостно так рычит. Началось очень забавно: когда мне нужно что-то делать, а Грише в это время нежелательно что-либо делать вообще, то он отправляется в манеж, в очередное утро я его туда сажаю, говоря «посиди, поиграй тут, мама пошла печку топить, скоро приду», и услышала я в ответ «дрррррррррррама». Теперь может по просьбе повторить «драмма», «рама», «рома», «руль» (последнее на свой манер, но все-таки понятно).
Еще освоил слова «сям» («сам», иногда уже по теме проскальзывает, хотя в основном, конечно, это просто тренировка звука) и «там» (показывает рукой). Часто произносит звук, похожий на «здесь».
Говорит «гуля» (гулять), «кусить» (кушать), «сто» (стол), «сту»(стул).
Знает и называет некоторые буквы. На карте мира находит все «А» в зоне видимости, в журналах крупные буквы «О» в заголовках, теперь добавили буквы «Е» и «К» из Икеевского печенья. :)
И помимо этого всего он ПОСТОЯННО болтает, все сопровождает своими комментариями, восторженно-залихватскими интонациями и меткими междометиями. Короче, скоро «он нас всех сдаст», как говорит моя мама :).
Из навыков общечеловеческих: осваиваем горшок - «пись-пись» уже говорит заранее, так что можно подловить и посадить, сам иногда залезает, но это как игра. Какать туда наотрез отказывается – слишком интимный процесс, который можно осуществлять исключительно под столом или за дверью/занавеской. А если уж застало на открытом пространстве, то обязательно прикрыть глаза одной рукой.
Штанцы снимать учится, правда пока только оголяет писюн и может так дальше и носится :). Зато почти самостоятельно снимает шерстяной комбинезон-поддеву (я расстегиваю молнию и снимаю один рукав) и кладет его на полку, причем если что-то будет свисать с края, поправит. Одевать тоже пытается, натягивает правильно, только выдержки нет, начинает ругаться и бросает занятие. Стараемся доводить начатое до конца, говорю «давай, я тебе помогу, но основную работу ты должен сделать сам». Вот, оделся:
Сам снимает и одевает (ооооочень смело сказано, но факты удачного завершения были) тапки (без липучек, просто тряпичные кедики). Обувь – Гришин фетиш. У всех родственников уже подтыривал различные шузы. Телефоно-фото: дядины бутсы и бабушкины тапки, папины валенки :)
Кушает сам некоторую пищу ложкой (когда моя нервная система не требует ослепительной чистоты), уделывая все вокруг, и вилкой. Последней чище, но незначительно, потому что она служит только для того, чтобы поймать еду, а в рот Гриша отправляет пищу, снятую рукой с вилки. Кстати, «пытя» - это печенье, если что ;) А хлеб это какой-то «ке». "Тё" - творожок фирмы "Тёма".
Косточка, украденная у папы:
По просьбе несет веник и совок, сам вытирает за собой лужи, "каку" выбрасывает, почти не задерживаясь (не ковыряясь) у мусорного ведра.
Какие-то развивающие занятия мы с Гришей осуществляем редко: обучение наше как-то в целом, в ритме жизни, проходит – я все комментирую, что делаю, книгу читаем и все рассказываем-показываем, рисуем вместе, с папой работают инструментом (после чего Гриша гордо мне показывает на закрученные где-нибудь саморезы - «Папа!»).
Мы часто общаемся с кучей народа, поэтому отбоя нет от «дядей» и «теть», а также «ба», «де», «атик» (мальчик), «дека» (девочка). Начал запоминать имена, теперь Гриша знает, что мама - «Ляля», одна бабушка - «Галя», вторая бабушка - «Лююююва» (Люба, соответственно), дядя – «Ннни» (Митя), ну и сам-сусам «Гия», он же «Гри» с нечетким «р», он же гордый «Ги» :)
Вот так мы растем. Конечно, я что-то упустила из виду, что-то просто забыла написать, но вот такой он, «северный олень». Сейчас я понимаю, что он систематизировал и упорядочил мою жизнь и вместе с тем внес в нее такой приятный хаос :)
Вот такой, например:
Сам включил на айфоне камеру переднюю, кнопку уже я нажала :)
Или такой:
Губку умыкнул где-то (стройка-ремонт-беспорядок). Куски губки позже обнаружила в манеже. Удивительно, что не съел :)