Ясмин читает
Всё руки не доходят написать: Ясмин научилась читать, сама, еще в середине мая, теперь читает всё подряд.
Раньше я думала, что она просто видит знакомые слова и по памяти воспроизводит (например, слова из азбуки с озвучкой, из книжек, которые ей дома читают, и т.п. - у меня на камере есть видео, как она в 2,5 года так "читает" сказку про репку), но в середине мая мы стояли в пробке на Северном мосту по дороге на занятия, и она стала читать надписи на рекламных щитах: "Асфальт, бетон, ремонтные работы... Крепеж, арматура... Аренда офисов..." - этого точно она нигде раньше не могла видеть. В качестве эксперимента ей дома были выданы разные незнакомые тексты (вузовский учебник по биологии, свежий номер газеты и др.), и со всеми она более-менее справилась (ну, кое-где ударения неправильно поставила, окончания "проглотила", но в целом всё очень даже неплохо).
... А я-то всё голову ломала, какую методику выбрать для обучения чтению, и как вообще подступиться к этому вопросу - дома своими силами, либо занятия групповые, либо занятия индивидуальные. Очень рада, что вопрос отпал сам собой.
Для меня самое ценное - это то, что она читает сразу целыми словами, не деля на буквы и слоги, т.к. про слоговую методику я слышала немало отзывов такого плана, что дети после нее и читают долго по слогам, и даже говорить по слогам начинают. В общем, ребенок читает сразу по правилам произношения: не [Что], а [Што], не [ОгОрод], а [АгАрод] и т.д. Читает написанное не только печатными, но и прописными буквами, а также стилизованными шрифтами (типа "под старину" и т.п.).
Причем что интересно - Яся писАть научилась, получается, раньше, чем читать: первые каракули выдала в 4 года 1 месяц, выглядели они вот так:
Это была попытка написать слова "радуга" и "дегу" (дегу - это наш Кусь, который был подарен как раз на 4-летие).
Сейчас уже пишет длинные слова, иногда целые тексты сочиняет: письмо бабушке с дедушкой, письмо Деду Морозу, подписывает свои рисунки "Маме с любовью" и т.д. И реально можно разобрать, что написано, и понять смысл без ее помощи. Ошибки, конечно, есть, иногда исправляет сама же прямо в тексте, но на читабельность это, как правило, не влияет.
На английском тоже понемногу пишет, складывает слова из магнитных букв.
Иногда путает при письме русскую "Я" и английскую "R", русскую "И" и английскую "N", но это временно, к школе всё должно само "устаканиться" в голове.
В общем, Яся такой Ломоносов-самоучка: пока я работаю, она там по-тихому сама каким-то образом всё осваивает - то, на что другие тратят недели и месяцы, и к чему приходят упорным трудом через "не могу" и "не хочу". Я с ней "занималась" совсем чуть-чуть: просила ее прочитать слово по буквам и потом попытаться его произнести целиком. Русский алфавит она начала изучать в 1 год по азбуке с озвучкой, довольно быстро запомнила, сначала просто показывала буквы, потом называла. Английский алфавит быстро и сам собой запомнился года в 2,5-3 по мультфильмам "Baby Einstein" и "Muzzy in Gondoland".
На этом фоне весьма странно смотрятся упреки родственников в том, что я не занимаюсь с ребенком. Да она сама с собой занимается, и для меня результаты, которых она добивается самостоятельно, намного ценнее, чем вложенное извне, вдолбленное, выдресированное и т.д.