о раннем развитии - с улыбкой :)
пока мы с mama_nata обсуждаем ее новый курс, я все время думаю об этом "раннем развитии". Вернее, о желании ускорить естественные процессы. Плавать - раньше, чем ходить; читать - раньше, чем говорить, считать - раньше, чем думать... Да и неважно что, главное - скорей, быстрей, еще, еще! И у меня придумалась аналогия.
Об этом "ускорении развития" сочинился такой вот текстик:
Молодая женщина, получив положительный ответ теста на беременность, спешила на врачебный осмотр, желая поскорее услышать подтверждение радостной новости.
Доктор, уже немолодой мужчина, после осмотра уселся за письменный стол и жестом пригласил посетительницу на стул напротив. Женщина нетерпеливо присела на краешек стула, набирая мужу смс: "ДА!!!".
Доктор посмотрел на календарь:
- Ну-с, голубушка, будете летом рожать! Ставим примерную дату... хм-хм, когда тут у нас? А, вот, двадцать второго. Как вы понимаете, дата ориентировочная, обычно бывает плюс-минус две недели от назначенного срока. Так что, - он улыбнулся в усы, - осталось всего 34 недельки!
Женщина изменилась в лице и рассеянно пробормотала:
- Как это – летом? Я не хочу летом...
- Ну что же, второго зимой рожать будете, мамаша! – рассмеялся Доктор.
- Но я не могу так долго! 34 недели! Это же... это же почти год!
- Не год, конечно, а восемь месяцев походите, как же "не могу"!
- Нет, извините, мне это не подходит, это слишком долго! – сердито сказала Женщина, сдвинув бровки.
- Долго – не долго, другого пути нет – так уж Природа распорядилась, девять месяцев вынашивать! – Доктор протянул ей через стол исписанный листок и карту. – Вот, принимайте витамины, больше отдыхайте...
-Нет, ну что вы! Я не могу восемь месяцев, понимаете? – Женщина изменила тон, стала говорить мягко, как будто объясняла малому ребенку. Она взяла со стола перекидной календарь: - Так, вот, пожалуйста, через две недели я свободна, шестнадцатого, хорошо? Вот эту дату и поставьте!
Доктор перестал улыбаться – нашла девочка время для глупых шуточек! У него там очередь в коридоре.
- Что через две недели?! Вы что мелете?
Кажется, она потеряет с ним терпение! Ну и тугодум попался, честное слово! Надо было к частнику идти.
- Я не могу так долго ждать, мне надо сейчас! На лето у меня другие планы!Я говорю – предполагаемую дату родов поставьте через две недели! У меня как раз выходной, понимаете?
- К-как через д-две недели? – Доктор судорожно соображал, как бы ее отправить к психиатру. Назначить ей обход всех специалистов, что ли? Надо чем-то задержать, кто ее знает, что она может учинить...
(А он, оказывается, заикается! Надо же, она сначала и не заметила!).
Женщина вздохнула, и принялась объяснять заново, нарочито растягивая слова:
- Ну так – через две не-де-ли! Я не хочу так долго ждать, вы понимаете? Мне надо сей-час!
- П-послушайте, г-голубушка, это же невозможно... Ведь п-природа... Он же формируется... Н-надо девять месяцев...
(Точно заикается! Просто она в начале была слишком погружена в свои мысли, и не обратила внимания!).
- Что вы заладили – природа, природа! – она сердито повысила голос. – Прогресс тоже не стоит на месте! Вы что, не знаете, какие сейчас есть препараты – ускорители роста плода? Беременность может длиться всего два месяца! А если сочетать со специальной гимнастикой, то еще меньше!
(Хотя откуда, конечно, он может знать! Совсем древний старик – лет пятьдесят, наверное. Интернет вряд ли освоил).
Доктор наконец понял. Откинувшись на спинку, стараясь говорить как можно мягче, сказал:
- Деточка...А вы изучали в школе биологию?
Женщина надула губки:
- При чем тут школа? И вообще, если вы об этом не знаете, это ничего не значит! Сейчас это очень модный метод – ускорение беременности! Энская Клиника давно этим занимается! И результаты ошеломительные!
- Ошеломительные?!
(почему он все время переспрашивает? А, подружка говорила, что вроде есть такой симптом, когда человек не может усваивать информацию... Кажется, в сумочке где-то валялась Танина визитка – ему обязательно надо обратиться к психологу). Она пошарила в сумочке.
- Ну да! Они дают препараты, которые стимулируют развитие в указанные сроки!
- Послушайте... – Доктор вышел из себя. Кажется, он сейчас впервые преступит врачебную этику и обзовет эту пигалицу дурой. – Никакие современные средства не могут изменить законы природы! За два месяца младенец не формируется! У меня нет времени на эту вашу чушь!
- Ничего себе – чушь! Это самая современная методика ведения беременности! Что ж, если вы не можете даже выписать нужный препарат, мне придется пойти к частному врачу.
Она резко встала, он тоже:
- Всего хорошего!
- Да уж, спасибо! А я зайду к вам, на следующий день после родов, семнадцатого. Ребеночка показать!
Женщина положила на стол помятую визитку:
- Вот, это моя подруга, может вам помочь - она очень хороший психолог!
Потом, лукаво улыбнувшись, добавила:
- современный!
Когда за ней захлопнулась дверь, Доктор снова посмотрел на календарь. Надо бы семнадцатого взять отгул. На всякий случай...
о раннем развитии - что же и как развивать?!
в продолжение вчерашнего разговора о раннем развитии . Как всегда, поступают вопросы - а что плохого в игровом изучении букв, цифр и т.п.? Другой тип вопросов: ну а что же делать?!
Сначала разберемся с первым. В игровой форме можно играть, а не изучать буквы - проку будет куда больше :). Детство - это очень короткая пора жизни, а то, что ребенок впитал в эту пору, будет влиять на всю последующую жизнь, в том числе - и на дальнейшее интеллектуальное развитие. Поэтому просто исходя из того, что жаль уходящего времени, не надо его тратить на то, что ребенок будет осваивать потом! Получается, что родители дают материал, который должен быть позже, и упускают тот, которому самое время!
mama_nata все расскажет подробнее и сформулирует покрасивее :), я же изложу только нескольких основных принципов:
1. Материал для изучения должен побуждать работать все каналы восприятия, а в особенности - ведущий, кинестетический. Знаки и символы (например, буквы) никак сюда не укладываются. "Но как же! А кубики, а карточки с буквами?" - можно позвенеть кубиком, на котором нарисована буква. Но ничего нельзя сделать с САМОЙ БУКВОЙ, это символ! А ребенок должен в раннем детстве оперировать предметами! (должна еще заметить, что познание математики не начинается с цифр - до этого, когда количество обозначается символами, ребенок должен проделать огромную интеллектуальную работу, которой его лишают "игровые методики". так же и подготовка к чтению и грамоте не начинается с заучивания букв - любым, хоть самым игровым, способом)
2. Ребенок сначала должен изучать мир, а не получать сведения о нем. Мы же изолируем ребенка от изучения мира (см пункт 1 - не даем работы никаким каналам восприятия, а передаем вербально готовые знания, что ориетировано на логическое мышление, которое у ребенка еще не созрело). Если родители усиленно развивают логическое мышление в дошкольном возрасте специальными методиками, ОНО ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ ВЕДУЩИМ. Ибо так задумала природа! В дошкольном возрасте мышление образное. То есть, можно развивать то, что есть (опираться на образное, а не на логическое), или не развивать, обкрадывая ребенка. Потому что, даже если обучать ребенка логике, знаковым системам, любым наукам - он получит сведения, запомнит их, но не будет способен к аналитическим действиям! Потому что - еще раз повторю, никакие методики не изменят законов природы, у ребенка будет слабо развито образное мышление и множество информации, к которой мозг не готов (логические операции не могут сформироваться по-настоящему даже под усиленным напором самых новейших методов). Кому интересно - можно почитать о развитии мозга и нейропсихологии. (Раннее детство - наглядно-действенное мышление, дошкольное детство - наглядно-образное).
А ведь именно от того, как развито ведущее образное мышление в дошкольном возрасте, будут зависеть дальнейшие интеллектуальные способности!
Окружающий нас мир много веков питал умы величайших ученых, делавших удивительные открытия. Неужели для наших детей он уже не годится, и его надо заменять "специальными пособиями"?
3. В детстве эмоциональная сфера является ведущей. Это верно и в отношении мышшления: ребенку необходима радость собственных открытий. Ему нужно задать вопрос и искать на него ответ, уметь пройти этот путь и радоваться от найденного решения. Мы же лишаем ребенка этого права: задать вопрос. А ведь это первый шаг для исследователя - постановка проблемы! Ребенку же сразу предлагаются готовые сведения, только учи, запоминай, но - ни в коем случае! - не думай.
И тем лучше ребенок будет задаваться вопросами, чем больше он получает материала для размышлений (то есть, трогает, нюхает, и т.п.).
Это не значит, что мы вообще ничего не сообщаем ребенку. КОнечно, мы объясняем малышу: вот - это дерево, а это листочек. Но вместо заучивания двух десятков пород деревьев и чтения детских энциклопедий, лучше посадить желудь, рассмотреть прожилочки на листике, поиграть с палочками-веточками. Вот тогда ребенок действительно получит информацию!
4. Мы живем в век, когда носителей информации довольно много, и она легко добывается. При таком развитии технологий очень странно делать упор в обучении на ЗАПОМИНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, чем и занимаются большинство родителей. Поскорее выучить, запомнить, научиться делать по шаблону, вставлять в заданные рамочки. Мышление при этом, ясное дело, не затрагивается - зачем? Вся работа достается механической, непроизвольной памяти. В итоге получается маленький живой компьютер - загрузили информацию, нажали кнопку, выдал. Родители счастливы - есть, чем похвастаться перед гостями! А ведь главное - это умение находить информацию, переработать ее, устанавливать причинно-следственные связи, и - кульминация! - создать качесвтенно новый "продукт"! Только креативность мышления имеет будущее. Не запоминание энциклопедических сведений, а создание отношений между полученными информационными потоками.
И вот именно основное качество мышления - креативность - формируется в игре (не в игровых методиках изучения букв и цифр!!! А в игре - сюжетно-ролевой, подвижной, и т.п.) и в творчестве (рисовании как творчестве, а не закрашивании образцов, лепке своих образов, а не заполнении готовых формочек, и так далее).
к дискуссиям о раннем обучении источник
нам не дано изменить природу. у нее опыт больше, чем у всех методистов, вместе взятых. развитие все равно пойдет по тем законам, которые существовали и до нас, и до любых методик.
детство - такой короткий период! но то, что закладывается в детстве, остается на всю жизнь. и мозг, и нервная система, и органы чувств развиваются именно в дошкольном детстве. и НИКОГДА не наверстать того, что упущено. не лучше ли сразу делать хорошо, чем потом пытаться исправить ошибки? и если природой задумано, что в детстве у ребенка образное мышление, вы всеми кубиками и методиками не сделаете его логическим! все, что вы сделаете - это не дадите развиться образному, ведущему! а это - основа будущего интеллекта. я часто повторяю - интеллект это не множество знаний! и развивается он не за счет загрузки механической памяти. мышление развивается не за счет накапливания ненужной информации, а за счет работы определенных сфер мозга. родители, обучающие ребенка в дошкольном возрасте (хоть в игре, хоть за партой), перекрывают работу этих сфер, которые в другом возрасте развиваться не будут.
приведу наглядный пример: у меня растет роза. если я сорву зеленый бутон, и буду пытаться раскрыть свернутые в глубине лепестки, я вряд ли достигну того, что цветок распустится. мое дело - поливать розу и ждать, когда согласно законам природы она сама зацветет. так же и с развитием мозга.