20 книг о детях
Если убедитесь, что с ребенком все в порядке, дайте ему возможность немного покричать. Если только есть хоть маленькая возможность, вытерпите даже и часовой крик. Наберитесь терпения и не вставайте к нему. Если не выдержите, только поможете тому, что ребенок приобретет , с большим упрямством, навык бодрствовать.
Книга «Наш ребенок»
1959 год
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит…
А.П Чехов
«Спать хочется», рассказ
После рождения ребенка я решила не читать разные пособия по воспитанию, потому что теории только усложняют жизнь и не существует единственного правильного подхода, каждый автор гнет свою линию. Но вдохновившись постами Тали и Анастасии, решила все-таки прочитать некоторые книжки.. и не зря!
Дальше обзор книг и многобукв..
1) Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»
Мой отзыв о книге ЗДЕСЬ. Но когда я читала книгу, еще была не совсем уверена, какой же линии поведения лучше придерживаться в отношении ребенка. Теперь я точно знаю, что никакие методы усыпления «5 минут ждать, пока не успокоится», так же как и двух минут, и десяти, и часа - не для меня. И по сравнению с литературой, прочитанной позже, эта книга кажется поверхностной и больше похожей на легкий роман, чем на исследование. Никому не рекомендую воспринимать ее всерьез.
2) Карлос Гонсалес «Целуйте меня»
Эту книгу я бы поставила первой в списке литературы для беременных и молодых мам. Это самая гуманная книга о детях. Испанский педиатр советует воспитывать ребенка с Уважением к его личности, учитывать его потребности и желания, доверять своему сердцу и не слушать советчиков. Минус его книги в том, что он строит ее на отрицании и даже высмеивании советов и рекомендаций других специалистов (или НЕ специалистов по воспитанию детей). Зато Гонсалес открывает глаза на многие вещи. Оказывается, кормление грудью 3-летнего не приведет ни к чему ужасающему, а лекарством от гипервозбудимости и агрессии у ребенка лет 4-5 может стать совместный сон с родителями! В памперсе ребенок может ходить лет до 4 (показать бы эту главу тем мамам детей 1.5-1.9, которые пишут «КРИК ДУШИ - не приучается к горшку!») . Так же очень интересный момент о следовании за матерью. Гонсалес пишет, что дети до 3 лет еще физиологически и психически не готовы следовать за мамой, то есть ходить за ручку далеко и целенаправленно. Это меня успокоило, я поняла, что мой ребенок для своего возраста еще достаточно развит в этом плане, но и ничего страшного, если он будет в процессе ходьбы проситься на ручки или ехать в коляске. Очень понравилось описание взаимного поединка вежливости мам на детской площадке - да, да, и в Испании все то же самое! - «Поделись игрушкой, ты не жадная девочка!» - «Не отбирай чужие игрушки, ты же хороший мальчик!»… А мораль такова - в возрасте 2-3 лет совочек или машинка для ребенка значит очень много, НЕ надо заставлять делиться своими игрушками. И еще куча полезных советов…
Рекомендую книгу всем!
3) Карлос Гонсалес «Мой ребенок не хочет есть». Эта книжка содержит много данных из таблиц роста и веса и из нормативов по питанию ребенка. Главный ее позыв - никогда не заставляйте ребенка есть! Ее должны прочитать все те, кто пишут испуганные посты «Не набирает вес!», «мало молока!», «не ест прикорм», «Как кормить без мультиков и танцев с бубнами?»… И мамы, которые в ужасе от того, что ребенок предпочитает грудное молоко овощам, должны эту книжку прочитать! Все просто - молоко намного более питательно и калорийно, чем баночка овощей, поэтому ребенок и воротит от нее нос. Интересный момент, который я не знала: Гонсалес пишет, что около года ребенок начинает меньше есть и набирать вес, потому что темпы роста снижаются. Мне показалось обратное - после года ест все больше обычной еды и меньше молока… Возможно, у нас переход от ГВ к прикорму был настолько плавным, что я этого этапа просто не заметила. Так же то, чего я не знала: если младенец вдруг в процессе кормления начинает плакать и отворачиваться от груди, это может быть аллергией на какой-то продукт рациона мамы (например, коровье молоко).
4) Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»
Эта книга производит сильное впечатление! Одно описание младенца, оставленного плакать в своей красивой кроватке, чего стоит! Слабонервным не читать. Да, у автора есть небольшие «заскоки»… иногда она выходит из области воспитания детей в лирическое отступление о галлюциногенных грибах… Но ее теория преемственности или континуума живет, она точно оказала большое влияние многие идеи естественного родительства.
Если рассказать вкратце - речь в книге идет о племени индейцев Южной Америки и об их способе выращивания и воспитания ребенка. Автор утверждает, что цивилизация оказала очень негативное влияние на отношение к детям у западного человека. Мы отошли от природы слишком далеко и нарушили какие-то глубинные ее законы и связи ребенок-родитель. Отсюда многие беды западной цивилизации (от неврозов, до преступности и наркомании). Кайф, который испытывает героиновый наркоман, - это чувства младенца у маминой груди, которых он недополучил в детстве, и теперь мучительно ищет этих ощущений всю жизнь… Возможно, автор немного перегибает палку, утверждая, что все это результат неправильного обращения родителей с ребенком в раннем возрасте. Но что-то в ее теории есть… И даже не, наверно, не что-то, а большая доля истины. Мне книга очень понравилась. Читать всем!
5) Нилл Александр «Саммерхилл - воспитание свободой»
Речь в книге идет о школе, созданной в Англии в 20ых годах прошлого века, где Нилл Александр начал применять свои новаторские идеи обучения и воспитания. Школа существует и по сей день, возглавляет ее дочь Нилла. Воспитание свободой - дети НЕ должны посещать уроки, да и вообще мало чего должны в этой школе. Они учатся в свое удовольствие, изучают то, что им интересно или нужно для будущего поступления в ВУЗ. Интересна и система самоуправления, где голос ребенка равен голосу взрослого.
Но методы Нилла уходят далеко за школьную программу. Его основная идея - давление на ребенка и насилие порождают все трудности в воспитании. Он считает, что дурные привычки и плохое поведение нужно не подавлять, а изживать. Например, ребенок агрессивен, хочет портить вещи, ломать мебель. Нилл предлагает давать ему задание: ломать один предмет в день. Скоро ребенок удовлетворяет свою потребность и становится спокойнее и увереннее в себе. В его школе многие «трудные» дети становились полноценными членами общества именно через такое воспитание. Нилл взял многое от психоанализа, на мой взгляд, он слишком пристальное внимание уделяет подавленным в детстве сексуальным желаниям. Но это дань эпохе. В основном же его принципы - это противостояние чопорному пуританскому и ханжескому английскому обществу тех времен. Нилл выступает не только против телесных наказаний, но и против наказаний вообще. Он говорит, что наказания только подавляют невысказанные желания ребенка, загоняют агрессию внутрь, делают его лжецом и ненавистником.
Цитаты из книги:
... ребенок чувствует, что наказание выражает ненависть к нему, и это, безусловно, так и есть. И каждое наказание заставляет самого ребенка ненавидеть все больше и больше...
Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью: эту истину переоценить нельзя... Никогда ни один ребенок не был излечен от ненависти ни чем, кроме любви.
6) Уильям и Марта Сирс «Ваш малыш от рождения и до двух лет»
Авторы - врач-педиатр и медсестра, родители восьмерых детей (в том числе одного с синдромом Дауна и одного приемного) - одни их основоположников естественного родительства. Их основной принцип - стиль сближения (кормление по требованию, совместный сон, ношение на себе и т.д.) Книга очень американская, содержит много подробностей и советов чисто для США того времени (90ые годы) (например, как подобрать няню при выходе на работу через 1-2 месяца, о службе проката пеленок, о выборе педиатра и т.д.). Книга больше о практике, чем о теории, в ней куча дельных советов, начиная от подготовки к родам, обустройству жизни с новорожденным, заканчивая описанием основных детских болезней и даже ядовитых комнатных растений.
Две вещи в книге мне не понравились - авторы рекомендуют раннее присаживание и «распрямление» ножек во сне (не рекомендуют давать ребенку спать с подогнутыми ножками).
7) Гордон Ньюфелд и Габор Матэ «Не упускайте своих детей»
От этой книги я все же ожидала большего. Практических советов на тему общения с ребенком. Но книга в целом больше о школьниках, чем о младенцах.
Автор утверждает, что самостоятельность и независимость детей, столь ценимая в современном обществе чуть ли не с рождения, не естественна и порочна. Ребенок должен быть зависим от родителей (автор называет это привязанностью), тогда родителю не придется насильно утверждать свой авторитет, потому что ребенок из любви к нему будет слушаться. В современном же обществе нарушается связь между детьми и родителями, в результате - ориентация на ровесников, которая мешает ребенку нормально развиваться. Книга немного непривычна: мы все привыкли, что общение со сверстниками - это хорошо, а зависимость от родителей плохо. Все озабочены «социализацией» чуть ли не с 1 года. Автор говорит обратное: родитель - на первом месте, сверстники и другие взрослые (учителя) потом. Как реализовать эту теорию на практике, хорошо объясняет Писарик в следующей брошюре.
8) Ольга Писарик. «Привязанность - жизненно-важная связь»
Теория альфа-родительства. Писарик рассказывает, почему привязанность к родителям и другим близким взрослым так важны для ребенка, об уровнях привязанности и как сделать связь родитель-ребенок прочной и качественной.
9) Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы»
Эта книга как противовес всем, перечисленным выше. Жесткие методы «выкраивания» из ребенка гения немного взбалмошной китаянки-эмигрантки удручают. Книга о том, чего можно добиться, если все детство посвятить зубрежке. До сих пор не понимаю, преувеличивает ли автор или описывает все как есть… Хотя зерно здравого смысла в книге есть - она о том, что стать профессионалом своего дела можно только с помощью упорного труда.
10) М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Автор-психолог раскрывает многие секреты: почему дети любят страшные истории, искать приключения в заброшенных местах, делать себе «штабы» и крепости, как дети осваивают пространство, как находят себе занятия в самых скучных обстоятельствах, как могут вообразить целый мир в тарелке супа... И почему так важно родителям понимать ценность детских игр на улице, не пренебрегать ими ради учебы. Особенно актуальной оказалась тема ледяных гор и валяния на снегу. Прочитайте, книгу, чтобы узнать, почему детям так нравится кататься с горок зимой и почему валяния на снегу или траве так важны для развития!
Кстати, а вы знали, что в России принято кататься с ледяных гор стоя на ногах? Мы в детстве всегда катались на санках или ледянках. Осорина же пишет, что издавна на Руси катались с горок именно стоя, и это считалось высшим пилотажем!
11) К.И. Чуковский «От двух до пяти»
Книга о детской речи. Содержит множество выдержек из детских разговоров (некоторые очень забавные). Чуковский рассказывает, какую огромную работу проделывает мозг ребенка в этом возрасте. Он не просто зазубривает слова и грамматику, а пропускает через себя. Поэтому так много оригинальных грамматических оборотов и новых слов придумывает ребенок, пока осваивает речь. Между прочим, эти слова и обороты часто повторяются у разных детей и даже в других славянских языках! (ребенок придумывает слово, а оно уже используется, например, в польском или белорусском языке). Корней Иванович раскрывает секреты успеха своих детских сказок (и рассказывает о печальной эпохе в СССР, когда сказки вообще запрещали как непрактичные). Почему детям так нравятся сказки-путаницы, перевертыши, загадки - потому что это усиливает у них чувство реальности. Они смеются, потому что утверждаются в своих знаниях еще и еще. Котик хрюкает? Нет, я знаю, хрюкают свинки! Такой вот первый детский юмор. И напоследок - какими должны быть детские стихи? Такими, чтобы ребенок мог под них прыгать и танцевать!
Вторая порция книг
1) Юлия. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Основная идея - метод активного слушания. Когда ребенок плачет и чем-то недоволен, говорить, что он чувствует в утвердительном (не вопросительном) тоне. Автор утверждает, что это поможет ребенку пойти на контакт с родителем. По-моему, это больше подходит школьникам. Во всяком случае, мой ребенок еще не очень понимает такой подход. А малышей можно просто «учить» чувствам. Чтобы они знали, что такое злость, грусть, обида, радость, скука и т.д. Если ребенка просто спросить «Что-то случилось?», он ответит «Ничего!», и замкнется, а если сказать «Что-то случилось, тебе грустно», он по идее должен начать сам рассказывать свою проблему. Вот не знаю, правда и ли это действует. Но подход автора вызывает симпатию.
Вторая идея, которая меня «зацепила» - это расширяющаяся зона самостоятельной деятельности ребенка. Чтобы она постоянно увеличивалась, нужно заниматься с ребенком тем, что он еще не может делать сам. Потому что действия, которые он выполняет с мамой, потом переходят в самостоятельные. Самостоятельность не возникает «ниоткуда», а ребенка нужно учить одеваться-раздеваться, наводить порядок, лепить, рисовать и т.д. Тогда потом эти действия он будет делать сам.
2) Еремеева В., Хризман Т. «Мальчики и девочки - два разных мира». Интересная книга о различии не только полов, но детей с ведущим левым/правым полушарием. Много внимания уделяется обучению в школе, что-то я по ходу чтения пропускала. Основная идея - девочки «запрограммированы» на адаптации, поэтому легче привыкают к любым условиям, лучше учатся в любых школах. Мальчики запрограммированы на риск и изобретение нового, хуже адаптируются, поэтому в необычных условиях у них чаще возникают срывы и болезни.
Чего я не знала: оказывается, ведущее полушарие определяется не только по ведущей руке, но и по глазу и уху. На этом основании выделяют много типов нервной деятельности (еще одна классификация, не знаю, насколько верная..).
3) Франсуаза Дольто «На стороне ребенка»
Вот это мощная книга! Читать ее тяжело, потому что написана как-то бессистемно. Статьи о воспитании ребенка перемежаются с жизненной историей автора и с уроками психоанализа. Даже не смотря на психоанализ, Дольто не вызвала протеста. Она необычная! Она утверждает, что ребенок понимает многое уже с рождения, что с ним надо разговаривать, как со взрослым, что именно объяснения и разговоры ведут к «излечению» многих трудных детей. А еще Дольто ЗА кормление грудью (тогда это было максимум год, если бы она жила сейчас, думаю, она была бы сторонницей долгокомления). Она пишет, что очень многие детские проблемы возникают из неправильного, слишком резкого отлучения, а еще от яслей и детских садов, когда ребенок еще к этому не готов. А подготавливать нужно проговариванием всего. Истории ГВ, которые она приводит в книге, поистине ужасны: врач запретил кормить ребенка через неделю после родов, потому что мама принимала антибиотик. Когда мама хочет вернуться к ГВ, врач ее устрашает: «Так вы вообще никогда его не отучите!» Дольто советует маме кормить вопреки врачу и с гордостью сообщает, что ребенок САМ отказался в 6 месяцев! Неужели, в тогдашней Франции, все действительно было так печально с кормлением грудью?..
Дольто создала «Мезон Верт» (зеленый дом) - учреждение, в которое приходили родители с детьми для бесед, совместных игр и подспудного решения психологических проблем (опять же психоанализом). Там она подготавливала детей к разлуке с мамой и походу в ясли/сад. Очень интересная идея учреждения!
В целом, читать книгу тяжело, но это того стоит. И как она не похожа на другие книги (даже Гиппенрейтер), в которых под маской «воспитания» описано руководство к манипуляции ребенком! Тут Дольто подходить у ребенку так же уважительно, как к любому взрослому.
4) Януш Корчак «Когда я снова стану маленьким»
Эта книга художественная об учителе, который волшебным образом стал снова школьником. Всплывают сразу все проблемы - ребенка высмеивают, не принимают всерьез, учителя жестоки и бездумны, а ребенку-то всего надо понимание и поддержка взрослых, возможность безбоязненно играть и веселиться. Автор хотело убежать от своих взрослых проблем в детство, а оказалось, что у детей несчастий еще больше!
5) Януш Корчак «Как любить ребенка»
Очень странная книга о матери и ребенке. Состоит из многих высказываний, то ли афоризмов, то ли сентенций, объединенных в главы. Основные идеи Корчака: уважать ребенка, его чувства, желания, потребности, не идти вразрез с ними, не стыдить, не высмеивать, не бить. Я бы сказала, что это ранний Гонсалез.
6) Петрановская «Если с ребенком трудно»
Эта книга описывает все кратко и ясно! И если нет времени читать длинные трактаты, то можно прочитать Петрановскую, и многое уже будет понятно! Понятен подход автора. Петрановская рассказывает про кору мозга (сознание) и лимбические отделы, подкорку (модный нынче лимбический мозг!). Она пишет, что бесполезно уповать на сознание ребенка, когда его подсознание кипит эмоциями. Нужно обращаться к подкорке. А на уровне подсознания ребенку нужна привязанность к родителю (тоже модный нынче принцип альфа-родительства). И вот пока эта привязанность не удовлетворена, хотеть от ребенка послушания - бесполезно.
В общем, Петрановская попыталась собрать в кучу современные тенденции в воспитании и даже нейрофизиологию. И похоже, у нее получилось!
7) Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
Вот тут уж методы воспитания развернулись в полную силу. Авторы на специальных семинарах учили родителей правильно разговаривать с детьми и написали книгу. В основном, это методы активного слушанья (констатировать чувства ребенка, как у Гиппенрейтер). А также метод предоставления выбора: Ребенок не хочет пить лекарство, а его спрашивать «Ты хочешь выпить с соком или с газировкой?» Один раз этот метод сработал у нас: когда ребенок не хотел переходить мостик через речку за руку, я спросила: «Ты хочешь, чтобы я взяла тебя за правую или за левую руку? За запястье или за пальчики?» Сработало! Роберт дал руку, как он захотел. Еще авторы предлагают писать записки (по мне, это как-то неестественно), даже с маленькими детьми. Ребенок просит в магазине игрушку - составьте список желаний на бумаге, ребенок не хочет убирать комнату - повесьте ему записку, что надо навести порядок.
Рисование эмоций: когда ребенок злится, плачет, можно предложить ему нарисовать свои эмоции (не у всех детей сработает, маленькие просто не поймут).
Еще методы:
Предоставить ребенку самому предложить решение проблемы.
Описывать, а не приказывать или ругать (я вижу разбросанные игрушки и пролитое молоко, а не собери игрушки и ты опять пролил молоко!)
Исходить из того, что ребенок может вести себя хорошо. Не вешать ярлыки на ребенка.
8) Е. Белонощенко «Рожденные с характером»
Автор этой книги создатель Бэби-клуба. Такой клуб недавно открыли в нашем доме. Я обычно подозрительно отношусь к частным развивашкам как к разводу на деньги. Но книгу рекомендовали, и я решила прочитать. Книга - это классификация людей на восемь характеров. Анальный, уретральный, мышечный, кожный, оральный, зрительный, слуховой и обонятельный. Логично и интересно, но не похоже ли на гороскоп? (читаешь один зодиак и думаешь, о, да это я! Читаешь другой - ну точно я!) В общем, почитать интересно, но сомневаюсь, что это истина в последней инстанции, очень сомневаюсь…
9) Джон Грей «Дети с небес»
Ну это вообще книжка типичного американца, расчетливого манипулятора. Для начала - как он заставил свою дочь спокойно выдержать длинный перелет. Он пообещал ей шоколадку в конце, если она хорошо себя будет вести и показал ей эту шоколадку (ничего не напоминает? я так дрессировала собаку). Через каждый отрезок времени в путешествии он отламывал часть и «поощрял» ребенка, а в конце дал оставшуюся большую часть плитки. Достижение современной психологии, не правда ли? В общем, автор изо всех сил пытается прослыть гуманным и отказывается от наказаний и побоев, но все в итоге сводится к приказами и запиранию ребенка в комнате (тайм-аут). Называет он свои методы «позитивное воспитание». Книгу хотелось закрыть несколько раз, но иногда проскакивала полезная идея, и я продолжала читать.
Что мне совсем не понравилось - он утверждает, что не надо предоставлять ребенку выбор и не надо ничего объяснять, просто приказывать. Особенно странно его заявление, что современные дети почему-то по-другому развиваются, по-другому воспринимают мир (более чувствительны, более вдумчивы), чем в прошлом. Почему? Как могли дети так эволюционировать? Безосновательное утверждение.
Что понравилось - автор объясняет, как не стать уступчивым родителем и как настоять на своем. Он пишет, что в наше время многие родители уже не бьют и не унижают детей, но дают им слишком много свободы, а это делает детей неуверенными и раздражительными.
Понравилось, как он описывает различия между мальчиками и девочками. Мальчикам нужно больше самостоятельности, а девочкам - заботы. Плохо, когда мама слишком опекает сына, а папа не выказывает заботу о дочери. В принципе, общеизвестная истина, но мы о ней забываем.
Еще автор предлагает несколько классификаций. Например, 4 темперамента - сенситивный, активный, реактивный и восприимчивый. Типы умов и типы обучения (бегуны, ходоки и прыгуны).
В целом, без этой книги можно обойтись.