Сериал "Мечты о Новом мире". 1 серия "Отправление"
ГерманияЯ подумала, что не может быть, чтобы немцы не сняли фильм про такого важного человека, как Альберт Баллин. Действительно сняли - в 2017 г., канал Arte. Это сериал, который называется "Мечты о Новом мире" (Der Traum von der Neuen Welt). В четырех сериях 50 исторических личностей рассказывают о своих путешествиях и мечтах, связанных с Америкой.
1 серия. "Отправление". В ней описываются причины эмиграции и объясняется, чем привлекала людей Америка.
В начале 19 в. миллионы европейцев жили в нищете. Религиозно преследовались евреи и члены других свободных церковных общин. Получение образования было затруднено. Карл Шурц (Carl Shurz), один из участников неудавшейся революции в Германии 1848 г., бежал со своей женой Маргарет (Margarethe Meyer Schurz) в Америку. В США он сделал политическую карьеру, стал министром внутренних дел, а его жена в 1856 г. основала в США первый немецкоязычный детский сад. В своем доме на большом красном ковре ее дочь и четверо приглашенных детей играли в созданные для них игрушки, коробки, разучивали немецкие стихи и песенки. В то время большинство детских садов в Америке были немецкоязычными - в них с детьми готовились к поступлению к школе. С началом Первой Мировой детский сад был закрыт на волне неприязни ко всему, что связано с Германией ( в саду для общения продолжали использовать немецкий язык).
Ann McNabb, приехавшая из Северной Ирландии, рассказала как она устроилась работать кухаркой и няней за 2 доллара в неделю. Она посылала письма и деньги своей оставшейся семье и постепенно родственники переехали к ней. Ирландские девушки часто нанимались в богатые дома в качестве горничных, нянь, служанок.
Например, в Нью-Йорке в 1945 г. обычные девушки-служанки зарабатывали 4$ в месяц, экономки - 5-6$, няни, кухарки, дамские служанки - 8-10$. Одиноким женщинам таким образом было легче найти работу, чем одиноким мужчинам - им сразу предлагали жилье и еду. В 1941 г. домашние служанки зарабатывали 5-7$. В конце 19 в. домашние служанки зарабатывали больше, чем учителя или фабричные рабочие, офисные служащие или продавцы в магазинах. К тому же он могли копить свои деньги - около 150 $ в год. Банковские отчеты показали, что многие ирландские девушки-служанки хранили у них деньги на счетах. Конечно, на эти деньги они вскоре перевозили в Америку всю семью.
Правда, служанкам место для жизни отводилось контрастно беднее, чем у хозяев - девушки спали на чердаках, где зимой было холодно, а летом жарко, протекала крыша, где не хватало мебели и на полу не было ковров. Или спали в одной кровати с маленькими детьми хозяев (если заодно работали и нянями). Часто у них не было никакого своего пространства, только туалет без света и свежего воздуха. Иногда кровать была на кухне, где можно было подремать между домашними делами. Для мытья девушки использовали раковину на кухне.
Gustaf Peterson Fair приехал из Швеции в Америку в 1854. Ему было 30 лет, он тут же женился. Участвовал в выпуске церковных газет, за что его называли "церковным поэтом". После 4 лет лишений он устроился работником к богатому фермеру. Он рассказал как делили прерии, как мужчины умирали, оставляя вдов с детьми и с землей, на которой нужно было работать. При этом соседи норовили с помощью оружия захватить необрабатываемые участки земли.
Dorothea Louise Ludwig - девушка, которую немецкие торговцы привезли в Америку. Таких девушек называли Hurdy-Gurdy-Girl, их можно было арендовать на день в качестве компаньонок. Они танцевали за деньги и иногда торговали своим телом.
18-летнюю Доротею родители продали на 3 года ради того, чтобы расплатиться с долгами. Торговец сразу им заплатил 1000 гульденов. В 1863 г. это была огромная сумма для бедных крестьян Гессена - горничная зарабатывала около 50 гульденов в год. Через 3 года девушки освобождались от контракта и могли вернуться обратно домой, но обычно никто не возвращался, часто они выходили замуж и создавали семью. Некоторым девушкам удавалось заработать такую большую сумму, что они становились независимыми от сутенера.
Hurdy-Gurdy (хёди-гёди) - струнный колесный музыкальный инструмент. По-русски -
Обычно в эмиграции из Европы тема торговли девушками тактично умалчивается. Официально их приглашали работать горничными. В конце 19 в. поговаривали, что 90% мировых организаторов проституции были евреями. Позже этот лозунг для своей пропаганды подхватили национал-социалисты. Конечно, это была неправда. В 1897 г. в Гамбурге даже был основан еврейский комитет против торговли девушками.
Тем не менее в 1920-х гг. от 20 до 30% уличной проституции Буэнос-Айреса было сосредоточено в еврейских руках. В Южной Америке сутенеров называли "кафтен". Термин произошел от традиционного еврейского кафтана. Буэнос-Айрэс был самым европейским из южноамериканских городов, в нем процветал секс-бизнес. Уличная проституция регулировалась правилами и предусматривала не более 3 проституток на квартал.
Торговля девушками была прямым следствием эмиграции, ускоренной железными дорогами и пароходами. И это были не только еврейские женщины. Среди 63 миллионов европейцев, эмигрировавших за границу с 1815 по 1930 год, мужчин было большинство. Они хотели женщин своей культуры - в виде жен или проституток. В свою очередь у европейских девушек было мало жизненных перспектив. В обедневшем Гессене торговцы девушками ежегодно вербовали Hurdy-Gurdy-Girl, которые должны были танцами развлекать своих покупателей. Обычно их клиентами были золотоискатели из Калифорнии. Они платили тогда невообразимо большую сумму - тысячу гульденов в год. В 1837 г. один немецкий гульден содержал 9,5 грамм чистого серебра.
В 1864 г. прусский консул в Сан-Франциско жаловался в своем письме, что образ жизни этих "танцевальных девушек" морально и физически больше похож на проституцию. Пасторы также сообщали об этом в своих письмах в Европу.
Среди еврейских женщин в России проституция была больше распространена. Из-за своего происхождения им было запрещено получать высшее образование, а в Москве и Петербурге могли жить только те, кто имел профессию и работал. Женщинам оставалось только получить "желтый билет" и зарабатывать на жизнь проституцией. Конечно, не все еврейки становились проститутками, но многим было нечего продавать, кроме своих тел.
В музее эмигрантов в Бремерхафене представлено 15 историй женщин, которые покинули Европу и стали проститутками. Их похитили, соблазнили, заставили? Девушек заманивали обещаниями работы служанкой или официанткой или выгодным браком с богатым женихом. Но в основном девушки плыли не зная, что их там ждет. Среди агентов торговли были мужчины и женщины. Они отвечали за поставку нового товара в бордели Константинополя или Рио-де-Жанейро. Девушек легко было достать.
В 1903 г. еврейская суфражистка Берта Паппенхайм (Bertha Pappenheim) отправилась в Галицию. Она описала страдания живущих там еврейских женщин: они жили в зависимых условиях, без образования, профессиональной подготовки, в обстановке сексизма. Конечно, они использовали любую возможность, чтобы покинуть свою деревню. Агентам оставалось всего лишь чуть-чуть придумать им сказочный Новый мир.
К сожалению, от этих женщин сохранилось мало писем, написанных родственникам - девушки едва умели писать. Есть лишь отрывки из чьей-то жизни. Например, две еврейские женщины писали из Бомбея, упрашивая родственников обратиться в полицейский участок во Львове. Они написали, как их доставили в бордель в Рио-де-Жанейро, как их мучили, они плакали, им не давали есть и избивали. Неизвестно, вернулись ли они когда-нибудь во Львов.
Девушки и молодые женщины быстро понимали, что обратного пути у них нет. Другие люди их считали "умершими", "испорченными", в лучшем случае их жалели, но чаще - презирали. Они точно знали, что у них нет будущего.
Материалы по теме:
-
-
Используемые материалы:
- Книга "The Irish Bridget: Irish Immigrant Women in Domestic Service in America".
- Статья "Проданные за море" -
- Статья "В торговле женщинами нет ничего нового" -