Фрукты мы творили
В 1,3 года я решила, что мы с сыном готовы занятся творчеством))) предполагалось, что это будут тематические недельки, но почти на всех темах мы застревали...вот что из этого вышло
много всего под катом
Лексика по теме: апельсин, абрикос, ананас, банан, гранат, груша, лимон, мандарин, персик, слива, яблоко, косточка, кожура, семена, долька, ароматный, сочный, вкусный, сладкий, кислый, спелый, незрелый, терпкий, желтый, синий, красный, оранжевый, тонкая, плотная, жесткая, мягкий, твердый, полезный
Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин. (трем ладошки друг о друга)
Много нас, а он один. (сжимаем и расжимаем пальчики)
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра, (сгибаем поочередно пальчики правой руки)
А для волка - кожура! ( показываем раскрытые ладошки)
Он сердит на нас - беда! (напряженный, полусогнутые пальцы)
Разбегайтесь кто куда! (встряживаем, расслабляем пальчики)
Чтобы с волком подружиться (гладим ручкой ручку)
Нужно долькой поделиться. (протягиваем вперед раскрытые ладошки)
Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел,
Указательный - с порога указал ему дорогу,
Средний пальчик самый меткий он сбивает сливы с ветки,
Безымянный - поедает,
А мезинчик-господинчик в землю косточки сажает))))
Игры: "Определи на вкус" - при участии ребенка приготовить фрукты (помыть, при необходимости удалить косточки и очистить от кожуры, нарезать небольшими кусочками, выложить на широкое блюдо. Не забывайте уточнять названия приготовленных фруктов)). Завязав ребенку глаза, предложить попробовать кусочек любого фрукта и назвать его. Затем - еще нескольких. Игру можно видоизменить - определять фрукты на вкус можете и вы, а ребенок уточняет - правильно или нет.
"Готовим фруктовый салат" (совместная деятельность) - моем и очищаем фрукты, называя их, уточняя основные свойства (цвет, форма, размер, аромат, вкус, строение, кожура жесткая/тонкая, мякоть мягкая/твердая, наличие семян, косточек). Режем на небольшие кусочки, складываем (слоями) в креманку (стаканчик), украшаем по желанию.
просмотр презентации "Фрукты и ягоды", называя знакомые фрукты, также нашли в уoutube старый рекламный ролик "фруктового сада", где детки-фрукты стишки читают)))
просмотр наглядных картинок, называя знакомые фрукты, уточняя название малознакомых
аппликация "Фрукты в банке"
беседа "Где растут фрукты?" - объясняем детям, что такое "Фруктовый сад" - много деревьев, на которых растут и созревают различные фрукты. Сады бывают разные - яблоневый - растут... (яблоки), персиковый - растут... (персики), сливовый - растут... Читали книжку "Зайка на даче" - "В саду"
давай посадим СВОЙ сад (апельсиновый, например) - в любой пластиковый стаканчик, наполненный землей (или в горшочек к небольшому комнатному растению - временно) вместе с ребенком сажаем семена лимона или апельсина (3-4 шт)
ну и каждый день выбирали по фрукту и рисовали или делали аппликацию или раскрашивали и стишок мама читала:
1-ый день Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
2-ой день - Груша. стишки про грушу, не такие лаконично-короткие как про яблоко, но очень трогательные:
Л. Таратанова
Мама мне купила грушу,
Ох, и сочная была,
Нос и щёки, даже уши
Груша соком облила.
Трудно было грушу скушать,
А я всё-таки смогла.
Даже семечки от груши
Все в ладошку собрала
И у дома закопала,
Чтобы груша ожила.
этот интересен с точки зрения обогащения предложенного вами словарика:
Ю. Дулепина
Говорит нам Луша:
-У меня есть груша!
Вкусная, садовая,
Сладкая, фруктовая,
Сочная, большая,
Соком наливная,
Полезная, красивая,
Немножечко червивая,
Сахарная, спелая,
Желтенькая, зрелая.
Вот какая груша!
Даже жалко кушать.
а этот просто безумно добрый
С. Живой
Дали в садике мне Грушу скушать на обед.
Ничего вкуснее Груши в этой жизни нет.
Только я разинул ротик – откусить бочок
Как увидел, что живёт в ней крошка- червячок.
Мне ужасно жалко стало рушить его дом.
Пусть живёт в красивой груше, я поем потом.
Чтоб его не потревожить Грушу положил.
От того, что спас малышку – день счастливым жил.
а это должно было быть грушей, но получилось буйство трех красок: зеленой, красной и желтой...ребенок оторвался по полной!
как объяснить ребенку разницу между ягодой и фруктом ( в случае с арбузом, дыней, вишней, виноградом, ананасом, хурмой), а затем и ягодой и овощем (в случае огурец и арбуз). К слову, про виноград я и сама так до конца и не выяснила к фрукту его относят или к ягодам... вот многие иностранцы выкрутились и просто без всяких делений называют это плод и довольны)))) а нам что делать? этот вопрос появляется у большинства людей, рано или поздно встречающихся с классификациями плодово-ягодных растений. Дело в том, что классификаций этих - множество. Дабы не вдаваться в излишние тонкости - отмечу, что основных направлений рассмотрения принадлежности любого плода (fruktus - плод) к той или иной группе - два:
классификация плода, как продукта питания,
классификация плода с точки зрения ботаники.
Обе эти классификации (что достаточно отягощает восприятие и существенно путает не только детей, но и взрослых) - зачастую используют одинаковую терминологию. Так - в ботанике - плоды земляники и малины - совсем не ягоды, а арбуз - ягода. Вы вправе сами решать, какой подход Вам выбрать.
На данном этапе и в нашем возрасте удобней придерживаться классификации Ожегова, согласно которой:
ФРУКТ - сочный съедобный плод каких-нибудь деревьев (обычно садовых).
ОВОЩ - выращиваемые на грядах корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды. Корнеплодные о. (морковь, свекла, петрушка, редис). Луковые о. (лук, чеснок). Листовые о. (капуста, салат). Плодовые о. (томаты, огурцы).
ЯГОДА - небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.
При обучении ребенка все эти классификации условны - как бы Вы не рассказывали, что вишня - это НЕ ягода (как и слива, абрикос и персик - костянки), а арбуз - ягода (так как не растет на дереве и является плодом, образовавшимся из завязи (так же, как помидоры, огурцы и тыква) цветка и имеет множество семян) - ребенку понять это сложно (да и не каждый взрослый осилит).
Поэтому, знакомя детей с овощами/фруктами/ягодами - обращаем внимание, в основном - на особенности произрастания (в саду (фрукты) и на огороде(овощи)), отличительные признаки (наличие или отсутствие семян) и на размер (крупное и с семенами - фрукты, маленькое и с семенами - ягода).
3-й день - банан
Обезьяны и бананы
В зоопарке обезьяны
Ели сладкие бананы.
Попросил у обезьян:
-Дайте хоть один банан!
Обезьяны корчат рожи:
- Мы бананы дать не можем.
В Африке есть чудо-страны,
Нам оттуда шлю бананы.
Тереблю за руку маму:
- В Африку хочу, к бананам!
- Подрастёшь и съездишь, сын. -
И дала мне апельсин.
4-й день - Апельсин
М. Силиская
Апельсиновые корки
На столе лежали горкой.
Кто-то скушал апельсин!
А он был у нас - один!
Шарик? Нет! Он любит мясо.
От Серёжки пахнет квасом,
У бабули аллергия,
Папа с мамой не такие,
Чтобы съесть исподтишка.
Кто же съел? Выходит - я?!
Д. Ливнев
Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь!
5-ый день - Гранат
про гранат и не только,там про каждый фрукт очень удобно: стишок, рассказ о его полезных свойствах, раскраска и рецепт блюда http://www.dobrieskazki.ru/raskras_granat.htm
6-й день - Лимон
И. Финк
Желтый, солнечный лимон
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.
Рисовали так: сын держит фломастер, а мам держит руку сына))) (ребенок часто стал так делать берет фломастер, снимает колпачок а потом другой рукой берет мою руку и приставляет к своей...так что рисуем вдвоем)
7-й день - Слива
А. Чугунников
Я летом поздно созреваю
И синевою отливаю,
Листочком с боку я прикрыта,
Туманом утренним покрыта,
На вкус я сладко-кисловата,
Внутри чуть-чуть я желтовата.
А так я ягода красива
И называюсь, дети, слива.
8-й день - Ананас
Т. Штаб
На макушке хвост из перьев
И чешуйчаты бока.
Ты , пожалуйста, поверь мне,
Не спеши назвать пока -
То ли рыба, то ли еж ?
Да и на орех похож.
Что за чудо здесь у нас ?
Ну, конечно, ананас !
Он растет на кочерыжке,
Как капуста в грядке,
Деликатный только слишком,
Пряный, кисло-сладкий,
И над праздничным столом
Возвышается хвостом !
Ну и по мере сил я в течении недели сделал фетровое деревце и фрукты на липучках к нему:
А хорошо мы потрудились!))))