О том, как мы учились читать
Под катом - история о том, как я учила свою дочку читать. Отправляю ее на конкурс "Мама, подготовь меня к школе!"
Спонсоры конкурса - "Две ладошки", Magformers, Wabafun, Издательство "Манн, Иванов и Фербер", Татьяна Петухова и конечно сам блог "Развивашка".
Тише едешь - дальше будешь
7 ноября моей доченьке Аминочке исполнилось четыре годика. У меня растет смышленая и, главное, любознательная девочка. Она уже умеет читать. Может прочитать и понять довольно длинное предложение - если оно четко и крупно написано. К чтению мы шли долго - что называется, с пеленок. Но не пугайтесь! Путь этот был чрезвычайно увлекательным и приятным для нас обеих. И я готова поделиться с вами своими секретами.
Сразу перечислю главные идеи, которые я спонтанно, специально не задумываясь, старалась донести до ребенка. Это чтобы был понятен смысл наших «занятий» (хотя занятий в привычном понимании у нас практически не было). Итак. Наша речь - это звуки. И весь звуковой поток можно разделить на отдельные части - звуки-буквы. Каждое слово - это нечто отдельное, у него есть звуки - в начале, в середине, в конце. Буквы придумали для того, чтобы мы могли легко записать и прочитать любое слово. Любое слово состоит из слогов - есть длинные слова, в них несколько слогов, а есть короткие - в них всего один-два слога (тут подключаем элементарную математику). А еще мы говорим эмоционально. Мы можем спрашивать или удивляться - и всё это тоже легко передать на письме: для этого есть знаки препинания. Точка, восклицательный и вопросительный знаки были легко поняты с первого раза, проблем - никаких. Остальные пока не объясняю, она просто видит их в тексте.
А теперь обо всём по порядку. Когда малышка была совсем крошечной и перемещалась по квартире исключительно на руках взрослых, я развесила на стене крупные цветные изображения животных и птиц (в этом мне помогла большая книга формата А3, которая, по счастью, была плохо склеена и развалилась едва ли не на отдельные листочки). Проходя мимо с ребенком на руках, я часто останавливалась, показывала и коротко называла животное. Лев. Цапля. Лягушка. Без лишних подробностей. Вскоре ребенок уже четко идентифицировал слово и изображение. Так же было и на улице. Впрочем, не буду раскрывать всех секретов, кое-что приберегу для другой конкурсной статьи )) Но факт остается фактом: к году Амина понимала значения около сотни слов. Это названия предметов, на которые она указывала («Аминочка, покажи чайник… фонарь… траву» и т.п.), и действия, которые выполняла («А как Амина прыгает?..»). Помятуя о том, что развитие интеллекта ребенка идет в ногу с его речевым развитием, я старалась говорить с дочкой как можно больше. Словарный запас малышей пополняется невероятно быстро - я использовала эту природную способность по максимуму.
Следующим этапом было знакомство с буквами. В этом нам помогла замечательная настенная говорящая азбука.
Аминочке доставляло истинное удовольствие снова и снова нажимать кнопки, а азбука снова и снова твердила ей название букв. Здесь сделаю небольшое отступление.
Азбука шла вразрез с моим представлением об обучении чтению. Сейчас широко практикуется (и, возможно, правильно) слоговой метод обучения. Но я его сама не очень понимаю. Для меня кубики Зайцева остались сложной премудростью. Поэтому я пошла другим путем, более понятным и простым для меня. Звуки. Я учила ребенка идентифицировать изображение буквы и звук. То есть «М» для нас - это «м», а не «эм», «й» - это «й», а не «и краткое» и т.п. Знание букв и звуков пришло к ребенку позже, само собой, без усилий с моей стороны. Впрочем, возвращаюсь к азбуке.
Наша настенная азбука может произносить не только буквы (эм, эль, мягкий знак…), но и звуки. К сожалению, ребенка больше интересовали именно буквы. Поэтому я время от времени вмешивалась в процесс. Азбука говорит «эм», а я комментирую: «м», «м», «мишка», «молоко», «мама»… - здесь главное четкая артикуляция - малыш должен видеть, как складываются губы при произнесении этого звука, и видеть (именно видеть!) по губам, что тот же самый звук есть в начале слов. Еще у меня в арсенале были купленные карточки с буквами. На каждой карточке - просто буква, крупная, яркая, без всяких картинок (они отвлекают и сбивают с толку). Время от времени я показывала их ребенку. Так, между прочим, особо не акцентируя внимание. Просто покажу карточку - скажу, например: «Н» - Носорог, Ножки, Ночь… И так пара-тройка карточек. Эти карточки и азбука (дай бог здоровья ее изобретателю! :) ) помогли без труда выучить все буквы. К двум годам дочка находила все буквы.
Параллельно я рассказывала малышке о слогах. Делюсь хитростью. Произнося слово по слогам, я показывала пальцы. Например, «бал-кон» - произношу я и в такт слову показываю пальцы - первый, второй. И так любое слово. Никаких объяснений, ребенку они ни к чему!!! Минимум теории. Всё просто и наглядно. «Сне-жин-ка» - показываю один за другим три пальца.
- Амина, сколько слогов?
- Три.
Потом точно так же дочка считала слоги сама. Ни один, ни пять слогов не вызывали у нее трудностей. Потом слова до трех слогов уже не требовали участия пальцев - Амина считала в уме. Всё понятно, потому что просто и наглядно. И в игре, без сидения за столом.
Говорящий плакат со слогами у нас, кстати, тоже есть. И одно время он весьма интересовал ребенка. Нажимая слоги и отдельные звуки, можно легко составить любое слово. Но его вклад в нашем случае был куда меньше, чем вклад простой говорящей азбуки.
Потом я распечатала карточки со слогами. Соединить звуки в слоги оказалось делом довольно сложным. Но я не торопила события. Вначале получалось с трудом. Но я постоянно показывала. Проходит совсем не много времени - и мозг дозревает, ребенок сам начинает понимать. То, что еще неделю назад было сложным, внезапно становится для малыша легким и понятным.
Я помню, как малышка прочитала первое слово. Это было слово «ЖУК». Я написала крупными буквами на листочках несколько слов. И первое же слово - «ЖУК» - она прочитала!!! Сколько было у меня радости - не пересказать )) Моя радость стала для ребенка стимулом упражняться еще и еще )))
Потом я стала писать слова подлиннее. Пять букв, семь, десять. Сейчас она прочитает и «соковыжималка», и «троллейбус», и «микроволновка»… Конечно, с усилием. А как иначе? Чем больше практики, тем выше результат. Опять-таки - за столом не сидим! (Потому что есть масса других занятий, действительно требующих сидения за столом, - раскрашивание, лепка, аппликация). В ЧТЕНИЕ - ИГРАЕМ. Читаем между делом. Я режу листочки на карточки, крупно фломастером пишу на каждой слово. Ребенок читает.
Главное - не терять терпение, если не получается (потому что очень скоро получится!) - водим пальцем от начала слова к концу и показываем собственной четкой артикуляцией, как звуки нанизываются один за другим на бусы слов. Когда это понимание придет, останется только немного подождать. Всё получится. Мозг дозреет.
«Тише едешь - дальше будешь!» - это девиз, которым нужно руководствоваться родителям при обучении малыша чтению. Ничто так не мешает процессу, как родительская торопливость и раздражение. По моему глубокому убеждению, лучше ежедневно, между делом, читать 4-5 слов, чем 1-2 раза в неделю устраивать полноценные уроки за партой. И читать надо только тогда, когда и у вас, и у ребенка хорошее настроение. Иначе можно отбить охоту.
Что главное в чтении? Практика. Да-да-да! Читать надо часто. Каждый день. Хотя бы по два-три слова в день. Чтобы нужные бороздки в мозге углублялись и навык закреплялся (это я сама себе так объясняю) :) Когда чтение отдельных слов освоено, переходим к предложениям.
В предложении больше смысла, чем в слове, а значит, оно интереснее. Как это использовать? Очень просто! Писать малышу записки :) Детки с удовольствием их читают. Ведь они адресованы именно им. Я придумала такую игру. Амина очень любит представлять себя спасателем животных (играет по мотивам своего любимого мультика «Диего, вперед!»). Так вот мы спасаем животных, и в этом нам помогают записки.
Правила такие. Я пишу с десяток записок (начинать, понятно, надо с одной) и раскладываю их по «маршруту» пропавшего зверька. Первая записка всегда лежит в условленном месте. Амина читает ее и дальше легко доходит до конца. Например: «Амина, я пошел чистить зубы». Ребенок бежит в ванную к зубным щеткам. А там - следующая записка: «Я почистил зубы и пошел пить чай на кухню». Прибегает на кухню - там следующее послание: «Какой вкусный чай! Спасибо! Мне захотелось спать. Можно я посплю на твоём диване?». Вся эта история заканчивается последней запиской, например: «Я залез в мамину сумку» - и малышка с радостью извлекает из сумки зверька.
Игра так эмоционально заряжена, что наши уроки чтения превращаются в сплошное удовольствие ))) По мере того, как скорость чтения нарастает, усложняются слова в записках, удлиняются предложения. Добавляем знаки препинания. Ребенок читает с нужной интонацией. Сейчас мы как раз на этом этапе.
Ну вот, собственно, и всё
Ой, нет, не всё! Когда Амине было два годика, я сдавала сессию. Иногда дочка слышала, что я хожу в библиотеку. Тогда для нее библиотека стала каким-то атрибутом взрослой и ужасно интересной жизни. Я обещала ее туда записать. В одну библиотеку мы уже ходили - это было в санатории. Теперь собираемся записаться в обычную детскую библиотеку недалеко от дома. Пусть книжки станут праздником
P.S. Чтением продуктивнее всего заниматься по утрам. Больше сил, лучше внимание, выше концентрация. А еще полезно чуточку попрактиковаться перед сном. По собственному опыту помните, наверное, как перед сном готовитесь к экзамену? Кажется, что ничего не укладывается в голове, а утром встаете - и понимаете, что знания в голове сами собой чудесным образом уложились. Особенность работы мозга. Её тоже полезно использовать.