Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК Две ладошки

Запись

Две ладошки 7 марта 2014, 18:40 ···

Формирование системного мышления у дошкольников

Системное мышление


Мир, в котором мы живём, существует не отдельными фрагментами. Мир целостен и все в нем взаимосвязано. Всё имеет свои причины и следствия. Мир является сложной системой, имеющей многочисленные подсистемы. Поэтому, готовя ребёнка к самостоятельной жизни в этом мире, важно формировать у него системное мышление.

Как ни старайся, мы не сможем впихнуть в голову ребёнка абсолютно все знания об окружающем его мире. Но к счастью, этого и не требуется. Важнее не выдать ребёнку определённый объем информации, а научить его с информацией работать. Мы не сможем дать ребёнку готовые инструкции по выходу из любой ситуации – жизнь богаче на события, чем мы можем себе представить. Но мы можем научить ребёнка искать недостающую информацию, структурировать её, анализировать и, на основе анализа, принимать эффективные решения. Как сказал Мишель Монтень: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Для развития лучше давать меньше знаний, но в системе, формируя, таким образом, привычку структурировать поступающую информацию, искать и устанавливать связи между отдельными элементами.

При системном подходе мы показываем  целостную картину, а впоследствии дробим на все более мелкие детали, углубляясь в подробности, которые со временем становятся доступными для понимания. При системном подходе новая информация даётся обязательно с опорой на уже существующую, объясняется, как новое связано с уже известным. Но бывает, что взрослые дают ребёнку информацию фрагментарно, как конечный факт, ни с чем не связанный.

Приведу такой пример. Соседская девочка Кристина  сообщает мне о планах на вечер:

- Мы сегодня с мамой пойдём на День рождения. Я только не очень помню к кому. То есть я знаю, к кому мы пойдём, но будет ли День рождения тёти или дяди, или брата — я не помню. Но торт будет обязательно!

Я с пониманием киваю. Торт — это очень важно. А Кристина восторженно продолжает вещать.

- У меня так смешно: День рождения всегда весной. У других бывает летом, зимой, осенью. А у меня всегда весной. Каждый год весной получается и ни разу даже осенью!

В восприятии семилетней Кристины, День рождения — это просто праздник конкретного человека, не привязанный к строго определённой дате и конкретному факту появления на свет. Как-то эту взаимосвязь ей объяснить забыли. Так бывает, взрослые скажут что-то с высоты своего опыта и своих знаний в полной уверенности, что ребёнок их понял нужным образом. А у ребёнка в голове совсем другая картина выстраивается. Вот, например, у Кристины относительно Дня рождения получился некий генератор случайных чисел.

Это дидактическая ошибка. Нельзя формировать хоть временное, но ложное представление. Знания нужно давать в системе. Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым. Представьте, что будет, если показать ребёнку картинку с хоботом слона и дать название «хобот», а с остальными частями тела животного познакомить только через год. Возможно, что некоторое время ребёнок будет думать, что хобот — это животное, похожее на удава. Потом, конечно, все поймёт, когда получит остальные фрагменты целостной картинки. Казалось бы, ничего страшного. Но, при таком подходе у ребёнка не формируется системность мышления. У человека, привыкшего получать знания в разрозненном виде, без установления взаимосвязей, без понимания соотношения части и целого, не формируется потребность в выстраивании целостной картины. Он не будет фанатично искать недостающие элементы системы и задавать проясняющие вопросы. Есть то, есть это, а как это связано с тем – его не волнует… Системность — важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей»

При фрагментарном подходе ребёнок может знать, что он вырос в животе у мамы  из маленькой клеточки, и при этом верить, что его приятеля нашли в капусте, а подружку купили в магазине.  При системном подходе  ребёнок знает, что он — часть природы, часть животного мира, что процессы размножения схожи у разных животных. Что абсолютно каждый ребёнок вырастает из клеточки.

Системное мышление

При фрагментарном подходе ребёнок знает, что есть день, есть ночь, есть солнце и луна. И удивляется: «Зачем глупое солнце светит днём, когда и так светло? Светило бы, как луна, ночью – было бы больше пользы» При системном подходе ребёнку помогают установить правильную причинно-следственную связь: днём светло, потому что в этот момент над нами ярко светит солнце.

При фрагментарном подходе ребёнок считает, что волк плохой, потому что съедает хорошего зайчика. При системном подходе ребёнок понимает, что волк и зайчик — звенья пищевой цепочки.

Системное мышление

При фрагментарном подходе ребёнок заучивает домашний адрес «Улица Пушкина» и спорит, что он живёт на Пушкина, а не в Екатеринбурге.  При системном подходе ребёнок знает, что улица находится в Екатеринбурге, а Екатеринбург – город в России. Он легко встроит в эту систему любой город мира по критерию «находится в России или нет» Теория множеств для дошкольников? Легко!

Системное мышление

При фрагментарном подходе ребёнок зубрит таблицу сложения как странный стих без рифмы. При системном — он понимает общий принцип и сам доходит до операции умножения, радостно сообщая однажды: «Сто раз по сто — это десять тысяч!» В пять лет реально даже начинать знакомить с понятием возведения в степень. Мой пятилетний сын Сашка, вместо «очень-очень много», говорит «додекальон», имея в виду 10 в степени 39. А я в его годы никак не могла понять, почему не существует самого большого числа.

Системное мышление

При фрагментарном подходе ребёнок запоминает картинки и названия:  треугольник,  квадрат, прямоугольник. И не задумывается, что бывают другие фигуры. При системном подходе ребёнок понимает, что это все – фигуры. Что треугольник – это потому что три угла, а если угла четыре, то это четырёхугольник. Что четырёхугольники бывают разные.  А если у фигуры  пять углов? Пятиугольник! И можно уже картинку не показывать — ребёнок сам нарисует по аналогии. А круг – это правильный бесконечноугольник. Потому что правильный N-угольник при увеличении параметра N все больше похож на круг – проверяется экспериментально в графическом редакторе. Элементы математического анализа в дошкольном возрасте? Легко!

Системное мышление

Очень тяжело переучивать детей, которые выучили, что есть квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, но все  вне системы.  Они спорят, что вот это квадрат, а это прямоугольник. И не понимают, что квадрат – это тоже прямоугольник.  А ещё квадрат  -  частный случай параллелограмма.  И ромбом квадрат тоже является. Это даже в седьмом классе некоторые с трудом понимают.  Увы, системное мышление само собой не формируется.

Системное мышление в младшем дошкольном возрасте — это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи. Лужа – она не просто лужа, а потому что прошёл дождь. И исчезнет она не сама по себе, а потому что её высушит солнце и ветер. Так же, как мы высушим дома капли воды на поверхности стола, если будем на них дуть. Эксперименты и аналогии в дошкольном возрасте? Легко!

Анна Быкова

педагог, психолог, мама

автор проекта «Воспитание с пониманием»

Воспитание с пониманием

1