Уже совсем большой Артём. Детские вопросы о жизни и смерти.
О смерти.
Тём очень рано озаботился этими вопросами. примерно лет в 5ть. Точно не скажу когда, времени не было записать все, остались только краткие тезисы в тетради.
"Правда ли что все мы умрем?"- спросил сын. "Правда.- сказала я,- но это будет еще очень не скоро, мы будем жить долго-долго, состаримся и потом умрем" .
- А если я не хочу никогда умирать? Что делать?
- Сын, тебе и карты в руки. Хорошо учись, вырастешь, станешь врачом, очень хорошим, ученым , изобретешь эликсир бессмертия и не умрешь.
- А если этот эликсир получится кислым, я же не стану его пить, что тогда?
-Сын. тебе все карты в руки) Изобрети сладкий эликсир.)
Через пару дней. внезапно, во время прогулки на улице :
- Ну вот изобрету я эликсир, ну выпью... а если меня машина собьет? Как он мне тогда поможет?
- Сын, тебе и карты в руки, изобрети эликсир, который сделает тебя таким сильным, что машина не сможет причинить тебе вреда.
- А это хорошая идея.
Потом ребенка стало интересовать, что с нами будет после смерти. Душа, улетает на небо, говорила я, тело хоронят на кладбище, чтобы родным было куда прийти вспомнить умершего.
Когда Теме было 2 года умерла его прабабушка. Из моих потуг объяснить где баба и почему старенький деда теперь живет один ( бабушка сильно болела и умерла. теперь ее душа на небе, поэтому мы носим цветы на могилку и дедушка живет один и т.д.) , ребенок сделал вывод. что бабушка от деда переехала жить выше этажом. а раз этаж и так был последний- на крышу. Чай мы туда пить не идем, потому что лестницы как то нет...
Прошло время. сын подрос и вопросы о смерти как-то разъяснились и утратили болезненность . Сейчас много интересуется о жизни вообще и законами природы в частности. Поэтому . поэтому после всевозможных расстрелов моего мозга вопросами " а почему так? а не этак? Дождь не идет снизу вверх, листья не летят против ветра, реки в спять не текут ...?" ответы "Таков закон природы, так устроена наша планета, таков жизненный цикл" - мои любимые ответы) Еще я стала очень дружить с Гуглом и энциклопедиями)) Все встало на свои места и смерть так же заняла свое объяснимое место в мировоззрении сына. Таков порядок вещей. Все попадают на небо. Рано или поздно.
В следующем году идем в школу... Ступенька к самостоятельности, что есть хорошо. И к безконтрольности, что меня слегка пугает. Вру . не слегка.
Вокруг дети шагают из окон , играя в квесты, считая . что у них несколько жизней, как в компьютерной игре, считая, что вместо гейм-овер перейдут на следующий уровень, вешаются из-за двоек, из-за потеряных телефонов, из-за отношения сверстников и т.д..
Теперь на его вопросы я отвечаю :" Да. считается, что души попадают на небо. но никто не знает это точно, никто не возвращался назад , чтобы рассказать об этом. Да считается, что есть рай и ад, но их не найдешь ни на одной карте. Да. человек , который умер больше никогда не вернется . поэтому мы будем все стараемся вести себя хорошо не только перед Новым годом, а всю жизнь. и жить как можно дольше, поэтому мы заботимся о наших бабушках и дедушках, чтобы они жили как можно дольше.Жизнь - это самое ценное."
Не думайте, что я вываливаю на ребенка вот сразу всю лекцию. конечно,нет) Он редко задает вопросы касающиеся смерти, но когда задает , я отвечаю. Рада. что он не боится спросить и я знаю хоть часть того, что происходит в его голове.
Он будет расти и вопросы его будут сложнее .Он будет расти. будут расти его проблемы. иногда будет расти его отчаяние ( что мы знаем о детском отчаянии, что может стать его причиной. сломанная игрушка или сломанное сердце ). "Да. -буду говорить я-, в жизни бывает трудно, бывает плохо, бывает почти невозможно, но все проблемы мы вместе сможем решить, не исправить только смерть" Важно, чтобы ребенок вовремя получил правильные ответы, иногда даже раньше, чем появятся вопросы. Много еще можно писать на эту тему, ну да хватит, перейду к более позитивной части.
О жизни.
- Вот цветок- он живой? Живой. И мы живые. почему тогда мы разные?
-Цветок живой, он - растение, он живет по другому, он устроен по другому. Есть живые организмы- растения, насекомые, животные . птицы. Есть не живые.
- Вот земля не живая. а камень?
- Тоже не живой.
- А мне кажется, что живой.Я оставил камень, а на другой день он на другом месте лежал, передвинулся. Значит живой.
Дети более философы, чем взрослые. иногда я не знаю. как отвечать на его вопросы)
Если они не такие:
-Когда я вырасту. пойду гулять, встречу прохожую, влюблюсь в нее. мне обязательно на ней жениться?
- А детей рожать обязательно, когда поженишься?
-А свадьба и свидание это одно и то же?
-А мне обязательно жить отдельно от вас , когда я вырасту?
-Знаешь. меня одно немного смущает... смущает. что я ребенок. я долго еще буду расти?
-Чем чужие люди отличаются от родственников?
- Как отличить плохого человека от хорошего?
А уж эти жизненные извечные проблемы.А уж эти вопросы... об устройстве... эээ... устройства. Годика так в 4 залетает сын ко мне на кухню, на ходу снимая трусы и говорит :" Мама, смотри, у меня тут под писей что-то болтается! Это нормально?"
- Нормально,- говорю,- у всех мужчин и мальчиков так устроено.
- Но это висит! Зачем это?? Там внутри что-то есть.
-Пока пусть просто висит, когда вырастешь. пригодится. Этот мешочек называется мошонка, внутри яички, не как у курицы, другие. Пусть висит.
-Яички??? Я их туда, они обратно, туда-обратно..
Тут мне вспоминаются все рассказы о закатившихся в полость фаберже. о хирургах и прочем безобразии и я бледнею, чуточку даже седею, наверное, и прошу :
- Пожалуйста, не надо их туда-обратно, пусть висят. Пусть просто висят...
-А можно я в садике спрошу ...
- Можно, но только у мальчиков. У воспитателей и девочек не надо .
Ну вот с устройством разобрались)) Остались вопросы о функциях. которые я пока обхожу стороной, отвечая. не вдаваясь в подробности. Например:
-Почему мужчина не может сам себе родить ребенка?
-А кот может сам себе завести котенка? Нет? Почему только с кошкой??
-Как курица рожает яйцо, откуда оно в ней берется так часто?
А еще вопрос морали и этики:
-Почему нельзя говорить про эту тетю, что у нее глаза, как у жабы, если это правда?
-Почему я должен разговаривать с Петей. если он мне не нравится?
-Почему нельзя говорить бабушке, что я еще не успел по ней соскучится?
В детском саду, после обеда, на котором делали много замечаний детям, подошел к воспитательнице и доверительно сообщил :" У меня такое впечатление, что я один в этой группе культурно кушаю".Ну, что ж, зачем скрывать свои достоинства)
еще Темик умеет быть очень дипломатичным. В выходные прошу его не будить меня в 7 утра, а потихоньку посмотреть мультики. Просыпаюсь в 7мь, конечно, от пыхтения где-то над ухом. Открываю один глаз , видя это выдает :" Мама, прости, пожалуйста, что я тебя бужу. но я вынужден тебя побеспокоить. Случилось непредвиденное, у меня пересохло в горле. Можно я воды сам себе из кувшина налью?"
Тоже и на следующий день .)) Хотя он умеет наливать воду, подогревать молоко и даже заливать им сухой завтрак из хлопьев. Но утром уточнить можно ли, святое дело)
Да.. Давно не писала, получилось много, но не все... Позже , соберусь с мыслями и будет продолжение)