Лепка с детьми 1-2 лет
Развитие ребенка. Занятия
Лепка предоставляет большие возможности для развития и обучения детей. Во время занятий лепкой развивается мелкая моторика пальцев, воображение, координация рук, приобретается новый сенсорный опыт. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи.
Часто бытует мнение о том, что годовалые детки слишком малы для занятий лепкой. В этой статье хочется показать ошибочность этого представления и предложить несколько примеров занятий, подходящих для первого знакомства с лепкой.
Для начала рекомендуется использовать тесто или мягкий пластилин, не липнущий к рукам, специально изготовленный для занятий с детьми младшего возраста.
На первом занятии попробуйте что-нибудь слепить для ребенка. Пусть это будет знакомое животное или предмет. "Посмотри, какая киса! Как киса говорит? Правильно, мяу-мяу! хочешь ее погладить? Держи!" Ваш ребенок любит все ломать, крушить? Отлично! Именно сейчас это то, что нужно! Пусть малыш слепленную вами кошку разбирает на части, мнет — именно в данный момент и происходит знакомство с пластичным материалом! Возможно, ребенок сам протянет вам то, что останется от киски, с просьбой повторить!
На следующем занятии можно поиграть в прятки. Вы прячете в кусок пластилина или теста какую-нибудь мелкую игрушку, например из шоколадного яйца, так, чтобы ее было немного видно. И предложите ребенку посмотреть, кто это от него спрятался! Малыш отрывает куски пластилина, чтобы найти спрятавшуюся игрушку. «Ура! Посмотри, кто это к нам в гости пришел? » Эту игру тоже можно повторить несколько раз.
На третьем и последующих занятиях можно научить ребенка отрывать маленькие кусочки теста (или пластилина) — так называемый прием отщипывания.
Например, можно покормить птичку. Для этого надо приготовить кусок картона, пластилин и птичку — какую-нибудь игрушку, рисунок или аппликацию, выполненную на самом картоне. Вы показываете малышу птичку, объясняете, что птичка голодная и предлагаете ее покормить. Затем показываете, как от большого куска пластилина отрываются маленькие кусочки и кладутся перед птичкой. Если ребенку сложно отрывать или он почему-то не хочет это делать, можно самой слепить несколько небольших шариков и предложить ребенку их прилепить на картон перед птичкой. Так осваивается следующая техника, так называемый прием надавливания.
С помощью этого приема с малышом уже можно создавать настоящие картины! Например, налепить белые точки на красную шляпку заранее приготовленного мамой мухомора, черные точки — на спинку божьей коровки, на кустик или деревце — листики (а если занятие проходит осенью, то получится отличный листопад!), в тарелку положить ягоды и фрукты, наполнить баночку витаминками и многое другое. Таким же образом можно раскрашивать картины — налепляя шарики или кусочки пластилина внутри нарисованного контура бабочки или, например, цветка.
В идеале надо стремиться к освоению и совмещению обоих приемов — малыш сам отрывает маленький кусочек пластилина от большого куска и сам его прилепляет на нужное место.
В дальнейшем можно начать знакомиться с приемами скатывания и размазывания.
Постепенно предлагайте ребенку самому скатывать шарики, но немного — не более 1–4 за занятие, иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес.
Для того чтобы получить размазанный шарик, нужно его скатать, прилепить, надавливая на основу и, не ослабляя давления, оттянуть в нужном направлении, для того чтобы получилась пластилиновая дорожка. Вот некоторые идеи для картин, выполненных с помощью этого приема: дождик, салют, солнышко с лучиками, цветочки, рыбки (хвостик и плавники — размазанные линии в направлении от тельца), ежик (иголки), елка (веточки) и т. п.
Еще один способ интересно и с пользой провести время с ребенком — сделать картину с помощью приема вдавливания.
Вдавливание — это прием прикрепления предметов к основе из пластичного материала путем нажатия. Работать можно с любыми подручными материалами: крупами, бобовыми, пуговицами, макаронами, семенами, ракушками, мелкими камушками и пр.
Т. е., готовясь к занятию, вы кусочек картона обмазываете пластилином и потом предлагаете эту основу для будущей поделки вместе с фасолинками, макаронами и пр. вашему ребенку.
Основные сюжеты для поделок: украсить бабочку, рыбку, выложить цветок, бусы для мамы.
Примерно после двух лет можно переходить к лепке объемных фигур.
Основное правило — занятие должно проходить в веселой форме, ребенка не надо заставлять и принуждать к чему-либо. Порядок занятий можно менять, разные приемы перемежать. Занятие не должно быть долгим: если сначала малыш посидит с тестом пару минут — уже хорошо! К 1,5 годам ребенок может заниматься, не отвлекаясь, не более 5–10 минут. И вы, и ваш ребенок должны получать от занятий удовольствие! Успехов!