Артикуляционная гимнастика.
Логопедия. Развитие речи.Уважаемые взрослые! Вы можете помочь вашему ребёнку научиться говорить правильно и чётко. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевыедефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка
4. Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
7. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Желаем успехов!
Окошко •
широко открыть рот - "жарко"•
закрыть рот - "холодно" |
|
Чистим зубки •
улыбнуться, открыть рот•
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
|
Месим тесто •
улыбнуться•
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"•
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) |
|
Чашечка •
улыбнуться•
широко открыть рот•
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) |
|
Дудочка •
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) |
|
Заборчик •
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы |
|
Маляр •
губы в улыбке•
приоткрыть рот•
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо |
|
Грибочек •
улыбнуться•
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке•
присосать широкий язык к нёбу |
|
Киска •
губы в улыбке, рот открыт•
кончик языка упирается в нижние зубы•
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы |
|
Поймаем мышку •
губы в улыбке•
приоткрыть рот•
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) |
|
Лошадка •
вытянуть губы•
приоткрыть рот•
поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки) |
|
Пароход гудит •
губы в улыбке•
открыть рот•
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
|
Слоник пьёт •
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"•
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая |
|
Индюки болтают •
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..." |
|
Орешки •
рот закрыт•
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки•
на щеках образуются твердые шарики - "орешки" |
|
Качели •
улыбнуться•
открыть рот•
кончик языка за верхние зубы•
кончик языка за нижние зубы |
|
Часики •
улыбнуться, открыть рот•
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой |
|
Блинчик •
улыбнуться•
приоткрыть рот•
положить широкий язык на нижнюю губу |
|
Вкусное варенье •
улыбнуться•
открыть рот•
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу |
|
Шарик •
надуть щеки•
сдуть щеки |
|
Гармошка •
улыбнуться•
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)•
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) |
|
Барабанщик •
улыбнуться•
открыть рот•
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..." |
|
Парашютик •
на кончик носа положить ватку•
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх |
|
Загнать мяч в ворота •
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)•
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) |