"Мама, я хочу собой гордиться" или много букв о самостоятельности
Психология для мамКаждая мама гордится самостоятельностью своего ребенка: вот он сам сидит, сам одевается, сам ходит в школу. Самостоятельность наших детей приносит нам, родителям, много приятных моментов. Это и гордость за свое чадо, и экономия собственных сил, и резерв времени. Зададим глупый вопрос: а что приносит самому ребенку его самостоятельность?
Один умный дядька по имени Дж.Олпорт когда-то сказал, что вместе с ребенком развивается нечто, что он назвал словом "проприум". Если перевести это слово на русский язык, то получится что-то вроде компетентности, чувства своей значимости, гордости за себя. Именно гордость за себя - это то, что я видела в глазах полугодовалой Полиночки, когда она с хитрым видом подползла к перильцам кроватки и, подтянувшись, впервые поднялась на ноги! И те же искорки гордости вспыхнули у дочки совсем недавно, когда она сама открыла холодильник, достала оттуда молоко, налила и поставила разогреваться в микроволновку. А у Владика глаза блестели в 6 лет, когда он самостоятельно подстригся в парикмахерской к своему выпускному в детсаду, а по дороге домой на сдачу купил мозаику. И еще один блеск владькиных глаз я запомнила: когда он в 12 лет, преодолев смущение, признался девочке в своих чувствах и получил ответ….
Гордость за себя, осознание своих сил окрыляет ребенка на новые достижения, помогает преодолевать сложности. В каждом возрасте ребенок предрасположен к определенным видам самостоятельности. С рождения и до года это самостоятельность, связанная с овладением своим телом. Переворот на бочок, сидение, ползание, шажочки - помните, как крохи радуются каждой умелке? От года до трех гордость за себя малышу внушает умение обращаться с теми предметами, которые окружают его. Несмотря на то, что малыши этого возраста порой превращаются в ходячую катастрофу, каждая шкода - это маленькая победа, своеобразное укрощение мира сложных и непонятных вещей, которые окружают его. Для дошкольника гордостью является овладение правилами игры по определенным ролям. Поэтому так важно водить дошкольников в общественные места и позволять делать там первые самостоятельные шаги: покупать, заказывать, платить за билет. А те роли, которые малыш не может играть во взрослом мире, он с удовольствием разыгрывает сам: тушит пожары, задерживает преступников, продает товары. Каждая удачно сыгранная роль - это вклад в копилку своей гордости. В младшем школьном возрасте предметом гордости становится учеба или любые социальные достижения: получил «отлично» по математике, замочил зомби в компьютерной игре, занял первое место в соревнованиях по плаванию. Для младшего школьника очень важно, что эта оценка получена вне дома, от посторонних людей. Дети средних классов гордятся умением утверждаться в компании сверстников. Ну а старшеклассники - своей взрослостью, в которую может входить все что угодно: от самостоятельной покупки пива и первого секса до первых заработанных денег и вклада в будущую професию.
«Любая ли самостоятельность и в любых ли количествах хороша»-спросите вы? Все-таки, мы говорим о детях…Лучше всего на этот вопрос ответил Будда: «Если струну натянуть слишком сильно, она порвется, а если слишком слабо - она не заиграет». К порванной струне приводит самостоятельность, к которой ребенок еще не готов. Помните Симбу, героя мульта «Король Лев», который, получив слишком большую самостоятельность, натворил таких дел, что был вынужден долго зализывать раны, медитируя много лет на песню «Акуна Матата»? В этом мультике очень хорошо показано, что получая чрезмерную самостоятельность, ребенок чувствует себя потерянным в опасном и непредсказуемом мире. Бывает, что желая гордиться своим ребенком, мы воруем у него его собственную гордость. Так происходит, например, когда мы учим его чему-то слишком рано, не дождавшись его желания. Знания и умения всегда были ответом человека на его искания, на бесконечные вопросы и усилия. А если вместо ребенка стараемся мы? Учим его чтению и письму тогда, когда он не просит, постоянной дрессурой воспитываем из него музыкального вундеркинда или спортивного гения. Вот вам еще один вид порванной струны: ребенок, рано уставший от жизни, не имеющий своих желаний и не гордящийся собой. Иногда неудачные попытки сделать ребенка самостоятельным оборачиваются чертой, которую психологи назвали «выученной беспомощностью». Она заключается в том, что если ребенок пытается сделать что-то новое и несколько раз терпит неудачу, то он сам себе присваивает статус лузера: лузера в целом или в определенной области; лузера на короткий срок или на всю жизнь...
Теперь о струне, которая не заиграла. Бывает, что мы не даем проявиться самостоятельности ребенка, хотя он уже созрел для нее. Что происходит? Активный ребенок может начать сопротивляться, становясь агрессивным. Порой родители даже не могут понять, почему ребенок протестует, срывается на них, делает все наоборот. Часто такой протест длится всю жизнь. Например, на невинный вопрос жены,где он вчера был с восьми до одиннадцати, взрослый мужик разражается истерикой: «я уже взрослый и не позволю себя контролировать!» Или же дитя начинает проявлять самостоятельность тайком от родителей и обычно в опасных делах: ворует, покуривает, прогуливает уроки. Более робкий ребенок, слыша постоянное «ты еще маленький, запнешься, потеряешься» становится пассивным. Ведь человек по натуре ленив и если все дают готовое и даже настаивают на том, что так и должно быть, то мы с этим соглашаемся. И потом такой человек считает, что все должны его обслуживать. А если жизнь заставляет его действовать самостоятельно, то возникает чувство тревоги и неуверенности - ведь нет опыта побед, нет копилки гордости за себя.
Если вы осилили текст до сих пор, то, наверное, у вас возникнет вопрос, как же воспитать по- настоящему самостоятельного ребенка? Я выше написала некоторые периоды, в которые дети чувствительны к определенной самостоятельности, но это - всего лишь средние данные. А самая главная наша задача - научиться быть чуткими к своему ребенку, слышать его желания, его эмоциональный настрой. Я уже писала о том, какие бывают мамы. В планах у меня - написать еще о том, какими бывают дети. Но мы и так замечаем, что в зависимости от темперамента, дети по-разному стремятся к самостоятельности. Холерики - порывисто, жадно, словно выхватываю ее у родителей. Меланхолики - робко, сомневаясь, имеют ли право. Сангвиники - весело и дипломатично, стараясь обойти острые углы и все-таки добиться своего. Флегматики - последовательно и неспеша.
Психологи придумали хорошую схему для воспитания самостоятельности у детей. Мне очень жаль, что я не знала ее, когда был маленьким мой Влад и зачастую делала ошибки, то недотягивая то перетягивая струны его самостоятельности. С Полькой применяю эту находку и удивляюсь тому, как она замечательно работает. Особенно это важно для дошкольников и младших школьников. Суть в следующем. Каждое действие, которому учится ребенок, проходит 4 стадии. 1) Сначала вы делаете что-то для ребенка. 2) Вы делаете то же самое вместе с ребенком 3)Ребенок делает в вашем присутствии. Это очень важная стадия, потому что ребенку, который только научился чему-то, нужна моральная поддержка (чтобы мама просто постояла рядом) 4) Ребенок делает самостоятельно. Эта схемы справедлива для самостоятельности в чем угодно от игры в конструктор и завязывания шнурков до выполнения уроков и вышивания крестиком.
...Сегодня мой четырнадцатилетний сын показывал мне одежду, которую он самостоятельно купил для школы. Скажу вам по секрету, что если бы я покупала ему брюки, они бы сидели на нем лучше. Но я, конечно же, ничего не стала говорить, ведь это был его момент гордости собой! А какие моменты гордости вы замечали у своих деток?
(С) Кузнецова Инга, 29.08.2014
Перепост разрешается только со ссылкой на первоисточник: http://www.babyblog.ru/user/Ameli1975/3031501