2,4
ЗахарУх ты, как же быстро летит время. Каждый день мысли "нужно записать, чтобы не забыть", каждый день новые умелки и смешилки, столько всего происходит... Вечером сочиняю в голове текст, но до компа он уже не доходит. Нельзя же так. А мальчик тем временем растет и становится все интереснее. Под катом много всего и про умелки, и про наблюдения, и про мои подходы к нему :)
Где-то в 2,3 научился прыгать. Прям по-настоящему. До этого прыгал только на мягких предметах, а сейчас уже вовсю на полу.
Говорит охотно, предложениями, словарный запас большой, но не очень внятно. Из последних любимых фразочек "мама, давай вместе" (чаще всего валяться в сугробе), "а потоооом..." Очень любит говорить "спасибо" и "пожалуйста", но это наверно просто по принятому в семье обычаю, т.к. когда он выполнял мои просьбы, я всегда говорила "спасибо", не говоря уже о благодарности мужу и его ко мне. Отдельно на этом мы не акцентируем внимание, само собой получается. Так же и с цифрами. Считает до 6 (вагончики у паровозика, машины, деревья, ступеньки и тд), видит цифры или буквы и спрашивает "это какая?" Отлично знает многие цвета - желтый, зеленый, красный, синий, черный, белый, розовый, оранжевый, коричневый... Это тоже все по ходу жизни. Вообще у нас все по ходу жизни происходит, я лентяйка организовывать специальные занятия))) Слова все больше на настоящие похожи и даже бабушка уже не "баба", а "бабука", кошка не "ки", а "кока", машина не "биби", а "маина", ну и остальные упрощения сходят на нет.
Кормления остались только перед снами, после дневного - уже сам бежит ко мне в другую комнату "я проснулся!" (победа периода 2,2), с утра - идет играть поездом или читать книжки пока я досыпаю. Спит хорошо и много. Только в последнее время стал ползать туда-сюда по своему дивану, но засыпает самостоятельно, так что не страшно :) По-прежнему его лежбище приставлено к нашему, но это пока всех устраивает.
Стал неимоверным повторюшкой. Повторяет как я подпираю голову рукой, как кашляет папа, как прыгают и бегают мальчики на улице, как животные делают. Но только если сам. Если просишь, никогда не повторит. Со словами так же.
Обожает читать книжки, Чуковского особенно в последнее время. Из фаворитов - "Краденое солнце", "Мойдодыр". Последнего знает почти наизусть и начинает при случае цитировать. Например, говорю "Ты мой хороший...", он продолжает "мой любимый крокодил.." и понеслась)))) Очень любит стишки про Робина-бобина-барабека, шалтая-болтая, "Дом, который построил Джек", сказки про глупого и умного мышонка. Наизусть знает рябу, колобка, любит читать сказки и играть в них. Пытается петь песенку из колобка сам собой. Ну и "сочиняет" какие-то стишки-песенки. Из шедевров - "бабагами мои, бабагами... мама багами, папа багами". И делает это все с таким хитрющим видом... Прям мистер Лис)))
Когда на прогулку выходим говорит "привет, солныко!", когда уходим - прощается. Говорит привет встречным собачкам, кошкам, птичкам. Так мило. Но зато детей других не воспринимает чаще всего. Занимается своими делами и на попытки взаимодействовать отходит в сторонку. Очень любит наблюдать и подолгу это делает, а на активное взаимодействие редко идет. Не думала, что у маленьких детей бывает такое качество. Прямо чисто мое.
Он такой бережный, заботливый! С другими людьми, с животными, с растениями... С нами иногда не очень, когда расшалится, но так он умеет гладить по волосам и щекам ладошками, я таю. Зовет папу кушать, всегда утром беспокоится, чтобы я всем положила каши, чтобы сама кушала. Делится вкусняшками, угощает, старается поровну поделить. Я его ничему из этого специально не учила и не прошу делать, он всему прекрасно учится на примере. Заметила, когда у бабушки с дедушкой и они начинают тянуть настойчиво "покушал, скажи спасибо", "поделись с мамой", "скажи привет/пока" - он перестает это делать. Вот прям как обрубает.
Мы очень много гуляем, чаще всего не на площадках, а по улицам, ходим в новые места незнакомые, дела разные вместе делаем. И столько всего интересного происходит вокруг, столько всего обсудить появляется. Дома я с ним почти не играю, в основном пазлы, пластилин, рисуем. Последние вещи порой просто рядом, но каждый свое. Ну и часто занимаюсь своими делами, он помогает или играет сам, а я иногда удивляюсь его придумкам. Зато побеситься иногда пожалуйста.
Любит поезда и вообще ездить в общественном транспорте. Или я люблю, не знаю))) Но мы это время очень плодотворно всегда проводим. Сказки, его и мои рассказы про то, что за окошком. Какие-то совершенно особенные минуты и часы.
Перед сном тоже волшебное время у нас началось... Открываем окно пошире, чтобы в комнате "холодно-холодно" стало, заворачиваемся в одеяло, он ко мне на коленки, и сидим читаем часами. Моменты, когда мы так делали в детстве с мамой, одни из самых теплых воспоминаний.
Любит обниматься, иногда просто приходит и сидит в обнимку, а потом дальше убегает играть.
Очень любит бывать на живых концертах, пытается играть сам на инструментах, смотреть на разные инструменты на видео, даже просто когда я дома пою, часто просит "Пей пеку!" и уточняет порой, про кого.
Понимает все. Вот реально. Сегодня пришел ко мне, спрашивает "где бендер" (блендер), я говорю "в ящике у плиты". Он пошел на кухню, взял стул, достал блендер, нашел насадки, достал морковку и говорит "делай саат". Ну мы и сделали салат))) Уносит мусор в ведро уже без лишних просьб, прибирается сам, старается все на места класть, даже игрушки, помогает мне готовить, пылесосить, вытирать пыль и мыть пол, да даже голову мыть - держит душ и поливает на волосы. Когда пописал, очень часто сам уносит и выливает из горшка, идет в ванну, включает воду, моет, выключает воду, ставит его на место. Иногда конечно оставляем и разбросанные игрушки, если уже заигрались до усталости. Но в целом уже помогает мне всеми силами. Что интересно, я его даже не просила никогда помогать. Сначала все делала просто при нем, он смотрел, потом начал сам что-то просить, я показывала, делали вместе (ножом, например, пользоваться), сейчас часто говорит "дай я сам помешаю/мою/и тп" и ведь правда сам, пусть порой с потерями времени и продуктов, но с каждым разом все более умело.
Понимающий, даже когда начинает кричать и требовать что-то, а я говорю "скажи спокойно", чаще всего успокаивается и говорит уже нормально. Если совсем расходится на пустом месте (не в настроении, скажем), то давно стала говорить "где капризка, давай ее поймаем" - он показывает иногда на глазки, иногда на ротик, и мы капризку "достаем" и отправляем к солнышку. Солнышко их греет и делает из них желания. Сейчас как начинает капризничать часто сразу приходит и показывает "вот тут капризка". Иногда думаю, может это мы зря, надо же ребенку и плохое настроение выражать.
Хотя когда больно или что-то действительно случилось (запрет, нежелательное действие), даю проплакаться, успокоиться самому, утешаю, обнимаю, но стою на своем. Перестала отвлекать от всех подряд бедок, некоторые проживаем вместе.
Поняла, что у меня самой стоит блок на сильные эмоции, тоже учусь с ними дружить. Медленно дается, со скрипом. Но чем дальше, тем проще произносятся фразы типа "ты злишься, ты хочешь это открыть, а оно не открывается", "я сейчас сержусь, потому что мне не нравится то, что ты делаешь", "я так рада, смотри как здорово получилось". Эмоции для меня до сих пор просто темный лес. И борюсь еще со своими импульсами ему помочь без необходимости, сделать как правильно и за него. Сложно. Хотя работу с собой проделала за эти два с половиной года просто огромную, а впереди еще больше. Учусь жить в мире с собой и быть счастливой. Вдохновляет принцип, что дети - отражения своих родителей, а не их слов.
Лучи добра всем, кто дочитал эту сумбурную речь до конца. Привет, девочки и с весной! Надеюсь, я вернулась в ваши стройные ряды