Olga
4 года
Еще не дочитала
Но всем интересующимся образованием рекомендую
"Как дети добиваются успеха" (Пол Таф).
О том какие качества помогают ребенку достигать успеха, о том почему дети плохо/хорошо учатся, о разнице между хорошими оценками и успешным будущим.
Frida
Ольга, извини за экстенсивные комментарии ))
Читая эту книгу, я мысленно возвращаюсь к вопросу с самоконтролем со смартфоном, еде и тп.
То есть твой тезис, если у ребенка надежный тип привязанности + развитый самоконтроль (в условиях открытого доступа к ресурсам телефона, к вазочке со сладостями) - у ребенка не будет возникать чрезмерной тяги (а-ля ложной привязанности) ? Плюс переключение внимания на продуктивную и активную деятельность, как поддержка стратегии?
Звучит разумно, но я не исключаю, что стимуляция со стороны виртуального мира+пассивность может перевесить.
17.02.2020
Ответить
Olga
Да, т.е. банально, если авторитет родителя высок, то ребенок с большей вероятностью будет слушаться. Но авторитет не равен страху, вызванному манипуляциями и наказаниями.
Поэтому именно отношения с ребенком, отношения в семьеив целом, должны быть высшим приоритетом. А не чистая комната, убраннве игрушки и медаль в соревнованиях.
П.С. можно все сделать правильно, но все равно не получить желаемый результат. Читаем/смотрим "цена нелюбви".
17.02.2020
Ответить
Frida
Аргументируйте?
Мы же говорим о понятии развитый самоконтроль?
Конечно, какая-то генетическая предиспозиция развития разных частей мозга и общей гормональной системы есть. Но самоконтроль - даже по определению, это штука, которая нарабатывается в полу- и осознанном состоянии, в детстве (в значительной степени), а учиться ей можно и до старости.
Исключая случаи лоботомии и физического-химического поражения тканей мозга конечно.
18.02.2020
Ответить
Tanja
Мне кажется, это намного больше связано с темпераментом и процессами торможения.
18.02.2020
Ответить
Frida
Ну конечно связано, но в обратной манере. Чем более взрывной характер, тем более сильная система самоконтроля формируется (если формируется конечно).
Самоконтроль - это результат (само)воспитания и осознанности вообще. Это то, что развито сверху на темпераменте.
Вы просто на это смотрите с точки зрения нейропсихологического и генетического детерминизма. Это наука не самого высшего качества. И упускаете из вида, что реакции и сами пропорции развития мозга формируются воспитанием.
Известный пример - пластичность мозга. Люди, у которых отсутствовали целые функциональные области мозга, в том числе в лобной части - могли вполне себе быть продуктивными и социально адаптированными членами общества.
18.02.2020
Ответить
Tanja
Нет, я просто не вижу детей с навыками самоконтроля)
Советую сообщество "Здравствуй, школа" для наблюдений.
18.02.2020
Ответить
Frida
:)
Это аргумент.
Слушай, но последние лет 20-30 в русской культуре бурно развивались все эти идеи - теория привязанности, демократичного воспитания и тп. Я сама участник, потому что у меня мама - психолог.
Я не выступаю против этих теорий, но каждый трактует эти идеи по-своему. Я поэтому так интересуюсь конкретным опытом Ольги.
На мой взгляд родители последнее десятилетие практически отказались от воспитания как такового, в боязни спровоцировать какие-либо психологические проблемы у детей в будущем.
Воспитывать начинают к школе, или еще хуже, в подростковом возрасте, когда линию воспитания надо было начинать с рождения, а заканчивать к 12-13 годам.
Хорошо, посмотрю...
18.02.2020
Ответить
Olga
Теория привязанности и демократичное воспитание это две противоположные вещи 😆
18.02.2020
Ответить
Tanja
Вряд ли те, кто пишут "мы уроки сделали, (а учительница злыдня...)" углублялся в теоретические дебри)
18.02.2020
Ответить
Frida
О том и речь.
Зато, Ольга, демократическое воспитание поддерживает связь между подростком и родителем. Ребёнка всегда уважают и дают ему высказаться на равных со взрослым, и в семье ему нравится делиться своими мыслями.
Несомненно это все хорошо, но в сочетании с отсутствием авторитета даёт так себе результат.
И сама теория привязанности без авторитета превращается в исполнение капризов ребёнка.
Я рада, что ты вновь и вновь излагаешь эту тему 😊
18.02.2020
Ответить
Frida
У меня вообще пока нет четкого понимания теории привязанности.
Я слышу постоянно советы от последователей теории привязанности в виде «нельзя, чтобы ребёнок плакал, как тебе не жалко, нельзя ребёнку навязывать свою волю и заставлять делать, если он что-то не хочет (в виде максимы, то есть нельзя никогда)» и тд
Я вижу, что это искажено. И второе, было бы интересно увидеть взрослых людей, которых родители так воспитывали.
Ладно, больше не хочу тебя отвлекать! спасибо большое за ответы. Не с кем поговорить на эту тему...
Я тут немного буяню в комментариях ))))
20.02.2020
Ответить
Olga
По мне так ты описывает не теорию привязанности 😊 в теории привязанности в подходе ньюфельда детям как раз полезно плакать, особенно полезны слезы в тщетности, которые тренируют адаптацию к внешним условиям. Я ж говорю, что не плачет только избалованные дети.
покой.игра.развитие конкретно про дошкольников, с примерами.
Еще отмечу, что петрановскую я не особо люблю, у несколько иной подход.
Ну и очень мне понравилась на английском "simplicity parenting ", она об организации жизни для управляемого поведения детей.
20.02.2020
Ответить
Frida
Вот пример. Вроде все правильно, теория привязанности.
А на самом деле, общий посыл «нельзя, чтобы ребёнок плакал». Про слёзы тщетности и границы ни слова.
А потом у женщин нервный срыв, через 2-3 года, что она уже сбилась с ног удовлетворять все неограниченные потребности ребёнка. И ещё конфликт в семье, потому что отец говорит «надо остановить это безумие», а мама ребёнка «ты ничего не понимаешь, так надо, сейчас намучаться».
21.02.2020
Ответить
Olga
Информацию надо фильтровать, и уметь критиковать, видеть недочеты.
Нельзя в одной небольшой статье собрать всю теорию, какой бы она не была.
21.02.2020
Ответить
Olga
Для того чтобы поддерживать связь, она должна быть. Я не вижу откуда она возникнет, если с ребенком постоянно постоянно ведутся переговоры, и мнение ребенка и взрослого равны. Перекладыввние ответственности на ребенка, давая ему выбор, это часто непосильная ноша. Как ребенок трех лет может оценить что пора идти домой с прогулки? Как ребенок 10-ти лет может выбрать себе школу, хватает ли ему банально знаний и понимания общей картины это сделать?
20.02.2020
Ответить
Olga
До определенного уровня можно воспитать (про это много в книге про вчр), но каждый имеет свой уровень изначально.
18.02.2020
Ответить
Frida
Я все еще не согласна. :)
Самоконтроль - это не заложенные природой скорости процессов возбуждения/торможения (то, что я назвала гормонами). Самоконтроль - это функция самосознания. Понятно, что сознание осуществляет действия и реакции на базе имеющихся гормонов. Но самосознание - это сознание, обращенное и регулирующее само себя.
У рожденных детей никакого самоконтроля нет, как и самосознание очень расплывчато.
И второе, у ребенка, у которого медленные реакции (он не бесится и взрывается в ответ на раздражитель) или, в более общем, изначально сбалансированный мозг - это что, самоконтроль?
19.02.2020
Ответить
Frida
2 часть:
Нет-нет-нет, мозг и самосознание лепится до 6-7 лет через взаимодействие с окружающей средой, на физическом и психическом уровне. Иначе человек, как вид, не обладал бы такой приспособляемостью.
Я знаю, откуда ноги растут. За последний 10 лет опубликовали тысячи исследования в fMRI нейропсихологии, которые фактически говорили "вот, тут живет любовь, там самоконтроль, сям творческие задатки". Аналогично, в генетических исследованиях, типа все в генах, окружение человека - это все фигня. Эти исследования очень популярны у горе-психологов.
Я хотела бы напомнить, что по поводу первых исследований, года три назад вышла большая статья в Nature (или Science), в которой вежливо говорилось, что базовая методика анализа была слегка неверна, и цена этим исследованиям - грош. А генетические исследования в области психологии, с интерпретацией а-ля Докинз, вообще-то исключают полночью понятия свободы воли.
И психиатрические препараты часто прописываются исходя из вообщем-то гипотез, как регулируются гормоны в голове.
19.02.2020
Ответить
Tanja
На самом деле, я сторонник подхода "если долго мучаться-что-нибудь получится", поэтому я тоже абсолютно убеждена, что почти все - из окружения. Но:
1. Даже в шутливой поговорке "что-нибудь" указывает на потолок. (Генетический потолок). Просто он выше, чем сегодня хотят.
2. Да, у флегматика из твоего примера способность к самоконтролю изначально выше. Хотя бы под влиянием окружения: его будут хвалить за врожденное - он будет сознательно стараться и укреплять навык. Холерик же решит, что у него есть и другие достоинства)
19.02.2020
Ответить
Frida
Брр, вчера почитала рецензии. Не буду читать, слишком впечатлительная я. Мне только научную литературу можно )))
Я конечно в общих чертах согласна с тобой.
Но мне кажется авторитет складывается из нескольких составляющих:
a) уверенность в себе, моральное превосходство, демонстрируемое превосходство силы воли, превосходство ума и качества объяснения.
б) некоторая отстраненность по отношению к ситуации (позиция родителя, который видит не только слезы и бежит утешать, а еще видит развитие этой ситуации в прошлом и будущем). Моральные установки тоже к этой категории относятся, потому что они не дают немедленной выгоды.
в) наказание (страх). Я не говорю естественно про физические наказания*, а про эмоциональные наказания (угол, не разговаривать, не помогать, погодок в разные комнаты - изоляция, общественное порицание, лишение привилегий). Понятно, что это временное средство, но ребенок на этом учится моральным установкам. И должна заметить, что страх - это самый сильный ограничитель.**
Так как логически обоснованные моральные установки (из пункта а) можно разрушить философски.
И еще один момент, чем более эмоционально нестабильный и эгоистичный ребенок, тем больше очень тонкого баланса между вниманием и строгостью требуется. То есть с одной стороны должно быть внимание и прохожднение ситуаций вместе, с другой - приличная строгость, нацеленное все вместе на развитие самоконтроля.
Так вот, как развить самоконтроль у маленького без элемента строгости и наказания? (В старшем и взрослом возрасте работает рецепт из книги - "прохождение через неудачи")
* пару десятков шлепков я себе позволила в 1,5-2 года старшей, когда была начиналась безобразная истерика, которую не успокоить ни спокойным тоном, ни обниманием, ни шуткой. Истерик больше нет. Рада, если у кого то получается пресекать истерики по-другому - муж например может просто повысить голос.
**опять же понятно, что уровень наказания должен быть соразмерным возрасту и не приводить к неврозам. И вообще такое наказание ведет к воспитанию, то есть ребенок научается делать правильно и необходимость в наказании уходит.
18.02.2020
Ответить
Olga
Да, воспитание ребенка начинается с воспитания себя ☺ и работы над собой, конечно если ты считаешь, что работать надо. Нет, я не всегда реагирую правильно, но учусь и стараюсь.
Про истерики: это стереотип "ребенок в истерике = я плохой родитель", поэтому хочется ее остановить. Если не можешь вынести, то проще предупредить. Если началась... то у меня уже достаточно терпения на 'пускай поплачет'. Это тоже полезно, выплеск эмоций.
Мне нравится фраза, что не плачут только избалованые дети. Она помогает мне переживать детские слезы.
18.02.2020
Ответить
Olga
Для ребенка нет большего наказания, чем изоляция. Т.е. ты програмируешь хорошее поведение страхом разделения, который у дошкольников выражен очень сильно. Дети не хотят ложиться спать, потому что разделение. И да, покажи мне родителя, который просто взял и отказался от манипуляций и шантажа и поведение ребенка не менялось.
18.02.2020
Ответить
Frida
Мы про 3-6 лет говорим? Или про 1-3?
А разве когда ты отстраняешься от истерики - это не мягкий вариант изоляции?
Я не верю, что можно исключить манипуляцию в воспитании. Ты как родитель, ведешь ситуацию, это уже манипуляция ребенком.
И второй вопрос - ты исключаешь детям литературу, в которой есть очень страшное наказание детей?
18.02.2020
Ответить
Olga
Про всех. Я не отстраняюсь от истерики со словами "приходи когда успокоишься", я рядом с ребенком, на его стороне, проговаривая его чувства или просто находясь рядом.
Ты ведешь ребенка глобально по жизни, потому что родитель. Но ты принимаешь ребенкп по всеми его недостатками, а не только с хорошим поведением.
Нет, не исключаю. Это не моя семья. Не исключаю же я общение детей с теми, кто смотрит телевизор и играет в компьютнрные игры.
18.02.2020
Ответить
Frida
Я взяла второй раз перечитать Ньюфелда )))
То, что всегда принимать ребенка - для меня это довольно естественно. Я даже никогда не мыслю в категориях, что "люблю только хороших девочек".
Но в ситуации (сегодня утром), когда старшая, без явной предистории, со всего размаха ударяет младшую по голове или расцарапывает ей лицо (тоже как-то было)...
я не могу на это реагировать никак, как наказанием. Я даже сидеть рядом с ребенком в углу не буду, а буду находится в поле зрения.
Понятно, что это недостаток моего внимания, но обнимать ребенка и говорить ему "да, так бывает, зайка, ты наказан, но я тебя люблю" - это неприемлемо в таком случае. Я ненадолго оставлю под наказанием (у нас это угол), а потом, постараюсь понять и обозначить ее исходную эмоцию, послушать что она скажет, и обсудить с ней. (в принципе, как и ты делаешь?) И понятно, уделять ребенку больше внимания и контакта, чтобы она эти эмоции могла выговорить.
Это как в той ситуации "убил/искалечил человека, ах ты мой бедненький, это все я виновата".
19.02.2020
Ответить
Olga
Если годовалый ребенок разливает стакан воды, виноват он или его возраст?
Агрессия - это выход фрустрации. Я не говорю о разговорах с улыбкой, агрессию надо останавливать, но угол в этой ситуации никакого эффекта не дает. Нормально развивающийся ребенок к 5-7 годам учится контролировать такие порывы, до этого мы, родители, делаем это.
Ты читала "покой.игра.развитие"?
20.02.2020
Ответить
Frida
Читала, ещё до беременности по моему. Читала, но не уяснила и что-то оттолкнуло. Поставлю себе в очередность чтения.
Там вроде практических советов много?
20.02.2020
Ответить
Frida
Звучит интересно, но я пока ознакомилась только с бесплатным фрагментом.
Понравился рассказ про то, что оснащение научными лабораториями и всякими современными финтифлюшками/стратегиями успеха никак не меняет поведение учеников в выбранной чикагской школе.
Единственное, чего смущает - это возможный крен к сторону "все зло из семьи".
17.02.2020
Ответить
Frida
Почитала за обедом половину. Кроме всего прочего, я бы отметила следующую ценную мысль:
"Проблема, как осознал Рэндольф (директор престижной школы), заключается в том, что для молодого человека наилучший способ строить характер - пытаться осуществить нечто такое, в чем существует реальная и серьезная возможность неудачи.
- Идея воспитания выдержки и построения самоконтроля заключается в том, что ты проходишь через неудачи, - объяснял Рэндольф. - А в большинстве школ США, зацикленных в основном на высоких академических достижениях, никто ни в чем не терпит неудач."
Пол Таф. Как дети добиваются успеха (Kindle Locations 3401-3403). Эксмо. Kindle Edition.
Об этом очень часто говорит Катерина Мурашова, правда с этнографических позиций.
17.02.2020
Ответить
Olga
Для общего развития 🤣
Я завтра, в командировке 😂, в тишине, постараюсь тезисно написать
16.02.2020
Ответить