Ролевая игра
детское. теорияРолевая игра.Этапы развития.
взято с форума Елены Макаровой "Мой Канон"
текст детского психолога Елены Анатольевны Бродниковой
ее сайт http://detpsy.net/
жж http://kerimaza.livejournal.com/
1 этап – на этом этапе дети копируют отдельные действия взрослых. Ребенок может подражать звукам, которые издают животные, машины, самолет, пароход. В этих играх еще и персонажей нет, дети чаще всего просто производят различные действия с предметами: бьют молотком, кормят куклу, возят машинку ,а могут и просто набрать в руки машинки и ходить с ними. Такая игра появляется при участии взрослого после года, к полутора годам, а самостоятельно к 2 - 2,5 годам. Но если ребенку 5 лет и он играет только так, можно говорить о том, что у него не развита совершенно игровая деятельность.
2 этап - На этом этапе появляются игры с сюжетом. Самые распространенные сюжеты в это время "Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине". Это уже простые ролевые игры. В этих играх появляются персонажи, ребенок может воспроизводить поведение взрослого, он себя отождествляет с ролью.
Появляются правила игры, которые дети сами могут отстаивать в игре с другими детьми. Теперь ребенок в игре много говорит даже если играет один. Может подражать разным голосам людей. Чтобы появилась такая игра, ребенку необходимо сначала играть с более старшими детьми или со взрослым. Если же этого не будет, то такая игра не наступит. Как часто дети остаются на этом этапе. Он появляется с 3,5 лет (примерно).
3 этап - Сюжетно-ролевая игра, в ней уже есть полноценный сюжет и различные роли.Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Чаще всего дети не думают сразу о том, как развернется сюжет игры, они начинают игру в одно и сама игра начинает диктовать продолжение. Для детей очень важно, чтобы действия в игре соответствовали их представлению о действительности. Это может вызвать большие споры, ведь представления у них могут быть разными. Я наблюдала, как развивается такая игра, сначала девочки начинают играть в дом, они выбирают себе кукол, готовят атрибуты и тут вдруг понимают, что им нужен папа. Уговаривают мальчика сыграть роль папы, находят ему соответствующую одежду. Кто-то предлагает, что папу надо отправить в магазин, придумывают, что заказать, дают ему сумку и отправляют в магазин, а сами в это время затевают приготовление обеда, вдруг кому-то приходит в голову, что детей пора уложить спать, укладывают кукол спать, возвращаются к приготовлению обеда, возвращается папа, приносит игрушечную еду, детей пора поднимать... Эта игра может быть очень длинная и она никогда не надоедает детям, они в нее с различными вариациями могут играть изо дня в день.
На этом этапе роль взрослого очень большая. Сами дети часто могут ограничиваться парой - тройкой сюжетов. Даже если они сходят в зоопарк, пройдут мимо стройки, сходят в магазин, они редко сами переносят увиденные сюжеты в игру. Но если взрослый обратит внимание детей на то, что делают люди в той или иной ситуации, дети быстро переносят это в игру. В чем важность этой игры - ребенок должен помнить все сюжетные линии (память), придерживаться своей роли (произвольность), не путать сюжетные линии (логическое мышление). Такие игры могут быть очень сложными, запутанными, но ведь и отношения в жизни ,переплетение наших ролей так же сложно. Вы сами сколько ролей играете? Дома мама и жена, а порой еще и дочь и внучка. На работе сотрудник, а может и начальник, в магазине покупатель, в поликлинике больной или мама ребенка, в транспорте пассажир. Это минимальный набор ролей и важно везде быть адекватным, не перепутать роли. Вы думаете, что это невозможно? Еще как возможно. Кто не видел мужчину преклонного возраста, который в магазине играет роль начальника. Я сегодня такого видела. Выглядело очень странно, продавец вообще не приняла этой игры, все для нее серьезно. скандальчик был на ровном месте, а все из-за нарушения ролевых правил.
Еще несколько источников для идей игр: сказки, книги, мультфильмы и детские фильмы. Эти игры чаще всего появляются в 5-8 лет.
4 этап – Творческие сюжетные игры. Этот уровень можно назвать уже высшим пилотажем в игре. Теперь детям не нужны источники для сюжетов их игр, они их сами могут придумать. Конечно, не на пустом месте, они могут брать кусочки из своего опыта, сказок, мультфильмов и фильмов, рассказов родителей о происшествиях, которые приключились с ними, даже новости могут стать отправной точкой для создания своей игры. А большие события, такие как войны, полет в космос на многие годы были источником сюжетов для игр. На этом уровне дети могут строить города, замки, страны, королевства, они придумывают жизнь, протекающую в них, войны и заключение мирного договора, семейную жизнь. Эти игры могут длиться днями, неделями и даже месяцами. Этого уровня сегодня достигают далеко не все дети. Расцвет таких игр может быть в 7 - 10 лет. Берегите такие игры своих детей, а то ведь как часто можно услышать - ты уже школьник, забудь о игре. Из этих игр вырастают такие увлечения, как театр, изобразительное искусство, вообще различное творчество, уже не дети могут начать писать. Так что кто знает, может быть это будет и дело всей жизни.