Ирина
10 лет
про детскую агрессию
Может, кому пригодится.
У Артемия бывают закидоны с щипанием и стучанием мне по лицу... Благо это крайне редко.
(автор статьи Лариса Суркова, кандидат психологических наук)
Агрессия… даже само слово, такое тяжелое, несущее в себе негатив. С латинского «агрессия» переводится как нападение. Неужели оно применимо к нашим детям? Что такое детская агрессия, какие превентивные меры принять, чтобы ее не допустить и как побороть, если возникла.
Агрессивное поведение можно наблюдать у детей в разном возрасте. В год они могут укусить вас, проявляя свое недовольство вашими действиями. В четыре года дети уже чаще направляют агрессию не на родных, а на сверстников (ударить ведерком по голове, толкнуть, стукнуть), ну а в 16 лет, если недовольны окружающими, то могут и прийти расстрелять свой класс. Конечно, это крайние проявления, но если не пытаться разобраться, где нормальное возрастное поведение, а где патологическое нарушение, то последствия могу быть плачевными.
Агрессивность у детей - это прежде всего манера поведения. Откуда она берется, с чего появляется? Первая причина, которая имеет особенно значимое воздействие на детей до 5-6 лет – это отражение поведения взрослых, более старших братьев и сестер, и идет почти всегда из семьи (чуть позже сюда же добавится «зеркальность» ситуаций из детского сада).
Первый возраст, когда можно заметить «нападки» со стороны ребенка, это период от 9 мес до 1,6 лет. Малыш активно познает мир. Любит кинуть что-нибудь свысока – это же так интересно посмотреть, как это будет лететь. Появились и подросли первые зубки? Надо их скорее опробовать на маме, вцепившись в нее как можно сильнее. А мама? Как поступит в этой ситуации? Можно строго сказать: «Нельзя!!!» или «Но, но» поменяв привычную интонацию и придав серьезный вид своему лицу. Ваше чадо почти наверняка заплачет, и будет изображать вселенское горе, и, подождав некоторое время, обязательно попробует укусить вас вновь. Но, как правило, двух-трех раз вполне достаточно, ребенок перестанет кусаться. А бывает и другая реакция. Крик, визг и море эмоций. «Ого!» - подумает малыш: «Чудесная реакция, я могу управлять мамой, надо обязательно повторить еще» Чем больше вы будете кричать, тем больше ребенок будет повторять действие, которое этот крик вызывало.
Я совершенно не сторонник теории, что все проблемы из детства – нет, далеко не все (данное утверждение относится к психоанализу и воплощается в жизнь последователями Фрейда, к которым я не отношусь). Но, применительно к агрессивному поведению, эта мысль имеет право на существование. Прежде, чем бить тревогу, тащить малыша к неврологам/психологам и давать успокоительные средства (которые почему-то нынче очень в моде и приравниваются чуть ли не к витаминам), займитесь самоанализом.
Вот тест, для такого контроля, который я предлагаю своим клиентам, которые обратились ко мне с детьми. Возьмите лист бумаги/новую страницу в заметках в телефоне, и фиксируйте хотя бы три дня.
1. Сколько раз вы повысили голос напрямую в адрес ребенка?
2. Сколько раз вы повысили голос на других детей или мужа?
3. Сколько раз за день вы обняли и поцеловали ребенка?
4. Сколько раз за день вы отправили ребенка заняться своими делами, в ответ на его просьбу поиграть с ним/посидеть/погулять.
5. Сколько раз вы извинились за срывы в своих эмоциях, если они были.
Когда родитель впервые читает этот тест, он говорит: «Ну это смешно, что же мне уже прикрикнуть (о детях более старшего возраста иногда говорят «дать подзатыльник» ) нельзя?» Я всегда говорю – можно прикрикнуть, вы главное запишите это факт. Знаете, что происходит при заполнении? Ну, конечно, при учете того факта, что задание реально делают, хотя бы потому, что денег заплаченных психологу жалко? Так вот, ко второй половине первого дня, количество записанных моментов по 1, 2 и 4 пункту падает, а по 3 растет. Это называет «контроль собственных агрессивных проявлений».
А что дальше? Вы перестаете быть «кривым» зеркалом для своих детей, и обстановка начинает оздоравливаться. И через 1-2 недели количество агрессивных проявлений снижается.
Быть хорошим примером – это отлично, но это не все.
Как только в жизни ребенка появляются игрушки, появляется новая задача – их анализ на агрессивность. «Как это?» спросите вы, ведь игрушка не может «напасть» Может, не сама игрушка, а то, как ребенок будет применять ее образ в жизни. Например, мальчик играет с транформером. Вроде как и персонаж положительный? Ну что необходимо любому супергерою, чтобы быть хорошим? Надо победить плохого, надо с кем-то бороться, а роль этого врага надо придумать или подглядеть. И здравствуй телевизор, компьютер, поход в кино. Иногда мы не задумываемся о том, что они там увидели плохого, ведь добро-то победило. Только роль отрицательного персонажа всегда занятнее в дошкольном и младшем школьном возрасте. Фантазия уносит детей далеко, далеко, где и весь сюжет можно переписать, если отрицательному персонажу чуточку поднапрячься, ударить посильнее, применить слово погрубее. Я наверное, вас удивлю. Если скажу, что такая форма в меру допустима. Ребенку надо попробовать на себе разные роли в этом обществе. И лучше, если он сделает это вместе с родителями (например, поиграв в тех же трансформеров) или если покажет свою силу в спортивных единоборствах, или там, где можно показать свое лидерство. Этот вид агрессии – ролевой, хорошо управляем, при грамотном подходе.
Что еще важно. Наверное, вы давно в курсе, что агрессия может быть как вербальной (через слово) так и невербальной (через действие) Часто родители детей старшего возраста не придают этому значения, а наоборот, считают нормой. Знаю даже семьи, где применение мата в семейном общении обыденность. Когда фраза типа - «дам по попе, будешь наказан, ничего не получишь» являются привычными. Но ведь это все тоже самое нападение, о котором вы говорили выше. А так ли безопасна вербальная агрессия? Нет, не безопасна. И что важно, побороть ее гораздо сложнее. Очень призываю, почитать и изучить что такое мат. Может быть тогда вы пересмотрите свой взгляд, если за вами есть такой «грешок», и не будете удивлены, что первым словом вашего малыша будет не «мама», а «……..»
Подведем итого?
1. Детскую агрессию может победить только взрослый любящий человек.
2. Для того, что бы преуспеть в этой помощи – начните с себя.
3. Если у вас все благополучно, изучите окружение ребенка – детский сад, школа, друзья, игрушки и телевизор (компьютер)
4. Максимально создавайте для ребенка положительную среду, контролируйте по мере сил собственные эмоции.
5. Помните, большая часть агрессивных проявлений временна и является возрастной, и обязательно пройдет (как правило, любые проявления до 6-7 лет)
6. С самого раннего возраста, учите ребенка говорить: «извини». Анализировать свои действия, сожалеть о них, помнить о чужих чувствах (да, да например – «цветочку, киске, игрушке больно»)
annaSHAMRAY
а у меня делает иногда специально чтобы поругали! например она всегда один раз ударит меня по лицу, когда видит бабушку (мою маму). такое поведение странное, видит ее (в тольятти вживую, сейчас по скайпу) и меня бьет по лицу разок, ее ругаешь, а она этого и ждет. оч странно.но один раз я сделала вид что мне грустно, больно и она перестала, погладила меня и все.а с укусами недавно столкнулись, но пока только один раз было, наверное предотвратили дальнейшие нападения
24.04.2014
Ответить
Юлия
О! Класс! Полезно! Спасибо) у нас тож Саня любитель маму пару раз с улыбкой шлепнуть ))) ругаюсь... Будем воспитывать!
22.04.2014
Ответить
Bluestone
хорошая статья. Я тоже за собой послежу, а то срываюсь на крик, и не извиняюсь потом. У нас Настя уже пару дней как по лицу меня и папу лупит, но не с агрессией, а как бы это она так нежности проявляет, сначала идет поцеловаться, а потом с улыбкой и весельем начинает по лицу лупить. Вот думаю, как ее научить, что это не приятно? Объяснения ей пока не понятны )
21.04.2014
Ответить
Ольга
Очень полезно... Мы вот сегодня не извинились перед девочкой, на которую Макар накричал...
21.04.2014
Ответить
Таня
Спасибо!Очень ценно. Уже начала работать над собой. Стараюсь быть спокойнее, следить за эмоциями. Сложно, но получается.Про укусы. Яша давно уже стал кусаться, да так больно. Пару раз прикрикнула. Перестал, но думаю просто перерос этот момент.Сейчас он любит бить шутя, улыбается, ладошкой. Тоже по лицу или др частям тела. Говорю спокойно и строго Нельзя. Пока продолжает бить, не больно, но неприятно конечно.У нас ещё ж Варя, а тут уже коллектив выходит. Тут сложнее. Ей очень сложно объяснить. Она может и ударить Яшу и толкнуть. Хотя в семье у нас никто никого не толкает.Всегда говорю, что даже игрушке больно.Недавно Варюша дерево стала обдирать, кустарник. Сказала что ему больно. Перестала обдирать.Заберу себе, Ириш. Спасибище ещё раз!Прочтёшь чего ещё полезного — кидай пожалуйста.
21.04.2014
Ответить