Войти Регистрация

У каждого ребёнка свой индивидуальный план: когда начать разговаривать.

Это период бурного роста словарного запаса у детей. И это легко объяснимо: деятельность ребёнка становится всё сложнее, разнообразнее, происходит знакомство со свойствами различных предметов, устанавливаются связи между ними, обобщение по сходству характеристик. Но способность понимать обобщающие слова пока ещё недостаточна.

Буквально несколько месяцев назад словарный запас вашего малыша составлял 200–300 слов, а сейчас он уже знает больше 1200 слов. Это, в основном, названия предметов, окружающих его — одежды, мебели, игрушек. 

Постепенно расширяется число глаголов, используемых в активной речи 3-х летнего ребёнка. И всё же пока в лексиконе ребёнка преобладают существительные — более 60-ти %, далее глаголы — 25% и прилагательные — 10%. 

К ним добавляются предлоги и местоимения. Следовательно, ребёнок 3-х лет использует все части речи, кроме причастий, деепричастий и числительных.

Грамматический строй речи

Ваш малыш уже умеет высказывать простые суждения о предметах и простейших явлениях. При этом он пользуется и предложениями из одного слова, например: «мосьно?», а также строит фразы из нескольких слов: «мама посла в магазин», «Маша будет кусать» (кушать).

Очень часто малыши ошибаются в роде существительных: «куда папа посла?», числах и падежах: «вот лубасек» (рубашка), частенько пропускают предлоги и союзы: «каду кису паток» (кладу кошку в платок), «миска сидит кусит» (мишка сидит и кушает).

Книжки и сказки

Ребёнок на третьем году жизни может воспринимать простые и небольшие по объёму сказки, отвечать на некоторые вопросы после их прочтения. Нужно стараться, чтобы содержание книги, которую вы читаете ребёнку, было близко его жизненному опыту.

Вы можете пересказывать малышу знакомую историю (сказку), а он при этом будет повторять знакомые слова. 2,5-3-х летние крохи уже могут запоминать и рассказывать короткие стишки из 2-4-х строчек.


Произношение звуков

О том, как ребёнок произносит различные звуки, можно судить только тогда, когда в его арсенале их будет достаточно много. Время и порядок появления разных звуков у детей не одинаковы.

Как правило, к 2-м годам они усваивают т.н. губные звуки (б, бь, п, пь, м, мь), губно-зубные (в, вь, ф, фь), заднеязычные (г, гь, к, кь, х, хь), переднеязычные (д, дь, т, ть, с, сь, н, нь). Сонорные звуки (л, р, рь) и свистящие (з, зь, ц, с) дети в таком возрасте либо пропускают, либо заменяют их другими.

Например:

  • вместо «з» произносят звук «в» или «с»;
  • вместо с — «сь»;
  • вместо «ш» — «сь»;
  • вместо «ц» — «ть» и т. д.

Детское словотворчество

На третьем году жизни в речевом развитии ребёнка происходит перелом, когда его начинают понимать не только мама с папой, но и все окружающие.

Но, тем не менее, малыши очень любят придумывать свои особенные слова, пропускать буквы или целые слоги. Например: открой — «клой», цветы — «сити», высоко — «соко», а если в слове встречаются две согласных подряд, один звук теряют: «камейка» (скамейка), «тул» (стул). Любят дети и добавить лишнего — например «таньканьчик», а не стаканчик.

Иногда дети придумывают уж совсем немыслимые варианты из нескольких слов. Один мальчик придумал слово «миниколовка». Мама сначала не могла догадаться, о какой маленькой коровке идёт речь, пока малыш не показал ей микроволновку.

Или ещё один выдающийся пример детского словотворчества — «заколебаин» (игрушечная сельхозтехника, комбайн).

Немаловажную роль играет и то, что дети 2-3-х лет имеют укороченный выдох, говорят достаточно тихо, но при этом ещё не умеют разговаривать шёпотом, поэтому длинные слова им пока произносить трудно.

Общение со взрослыми

Хотя такие маленькие детки пока не могут внимательно слушать нас, взрослых, не отвлекаясь и скрупулёзно запоминая слова, всё же именно общение с нами является главным фактором, влияющим на формирование правильной речи и пополнения словарного запаса.

Нужно стараться общаться с малышом так, чтобы ваша речь была наполнена яркими живыми образами, которые ребёнок может видеть, прикасаться к ним, и действенным содержанием.

Расширяя жизненный опыт ребёнка через конкретные действия, вы сможете обогащать восприятие им внешнего мира посредством органов чувств (слуха, зрения, осязания), игры с разными предметами — не только игрушками, но и обыкновенной домашней утварью, которая часто бывает милее самых ярких игрушек.

О чём говорить с малышом?

Жизнь природы, вашего дома и улицы удивительно разнообразна, она являет собой неиссякаемый источник новых впечатлений и обогащения содержания речи маленького ребёнка.

Когда вы гуляете с малышом, помните о том, что обыденные для вас вещи, для него — новые и неизведанные. Обратите внимание крохи на то, как светит солнышко, щебечут птички, тает снежок. Остановитесь и посмотрите, чем занимаются люди на улице — дворник подметает, водитель садится за руль, мамы гуляют с другими детьми.

Очень важно разговаривать с малышом и о том, что находится вне поля его зрения в данный момент: вспоминать, что вы видели вчера или даже несколько дней назад. Это способствует развитию памяти, упражняет речь, помогает понимать произносимые слова без наглядного сопровождения. Чуть позже старайтесь припоминать с ним яркие моменты жизни, которые случились давно: вспомните летом, как к вам приходил Дед Мороз, а зимой — как вы ели клубнику на даче.

Что умеет трёхлетний ребёнок?

  • понимать значение нескольких цифр, знает их последовательность, показывает на пальчиках;
  • строит довольно длинные предложения — от 4-х до 8-ми слов;
  • активно использует союзы (если, потому что, как, и, когда) и предлоги (под, на, за. и др).
  • может назвать своё имя, пол и возраст;
  • интересуется незнакомыми явлениями и предметами;
  • понимает значение коротких простых рассказов без картинок.

У каждого ребёнка свой индивидуальный план: когда начать разговаривать

Одни малыши без умолку щебечут уже в 1,5 года, а другие — упорно молчат и до 3-х. При этом уровень развития их нисколько не различается.

Усреднённые нормы, конечно, существуют, и мы в этой статье постарались их вам привести. Но никогда не стоит ваше маленькое чудо, единственную в мире индивидуальность подгонять под эти стандарты, а тем более огорчаться, если вы увидели какое-то несоответствие.

Активно занимайтесь, общайтесь с маленьким и всё будет хорошо. Обращаться к логопеду стоит лишь тогда, когда вы замечаете явное отставание в речевом развитии на протяжении долгого времени.