Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Развитие ребёнка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет

Физическое развитие ребёнка

На втором году жизни у малышей всё ещё продолжается бурное физическое и психоэмоциональное развитие.

На втором году жизни у малышей всё ещё продолжается бурное физическое и психоэмоциональное развитие.

Совершенствование опорно-двигательного аппарата сопровождается интенсивным окостенением мягкой костной ткани и хрящей. 

Несмотря на то, что этот процесс будет продолжаться до окончания роста человека (до 20-25-ти лет), скелет ребенка второго года жизни уже способен обеспечить достаточно хорошую вертикальную устойчивость тела. Продолжает укрепляться и мышечно-связочный аппарат.

Примерные параметры физического развития ребёнка от 1,5 до 2-х лет:

  • рост — 84–86 см;
  • вес — от 12-ти до 13-ти кг;
  • окружность головы — 48,2–49,5 см;
  • окружность груди — 50,5- 51,5 см.

В этот период у малышей изменяется режим питания и сна. После полутора лет уже достаточно 4-х приёмов пищи в день и одного дневного сна (желательно, не менее 3,5 часов). Периоды бодрствования полуторагодовалого ребёнка составляют от 4,5 до 6-ти часов.

Двигательные навыки

На втором году жизни у детей проходит дальнейшее развитие основных двигательных навыков. Их движения становятся более совершенными, скоординированными, появляется умение прыгать, бегать, бросать мячик и другие предметы. 

В связи с этим меняется содержание подвижных игр: уже возможно сочетание нескольких видов движений одновременно, увеличение продолжительности физических упражнений до 5-7-ми минут.

Что должен уметь делать малыш к двум годам?

  • преодолевать ступеньки и другие препятствия, чередуя шаг;
  • переходить с ходьбы на бег и обратно;
  • подпрыгивать;
  • держать мяч одной и двумя руками;
  • ловить мяч с близкого расстояния.

Не стоит забывать и о том, что утомление у малышей наступает пока ещё очень быстро. Они часто меняют положение тела, находясь в статичном состоянии, а после нескольких минут активной игры некоторое время отдыхают.

Используйте комплексный подход

В процессе занятий с ребёнком до 2-х лет необходимо сочетать упражнения по физическому развитию со стимуляцией психоэмоционального развития. В этот период у детей активно формируется кинестическое (мышечное) восприятие.

Например, ребёнок смотрит, как именно произносится то или иное слово, формирует правильный произносительный образ и только потом учится его выговаривать. Тот же процесс происходит при воспроизводстве любого физического движения. Поэтому так важно применение речевых и ритмических стимулов, помогающих развивать двигательную активность ребёнка.

Например, проводить занятия физкультурой под музыку, при этом используя чёткие речевые инструкции. Это способствует нормализации психической деятельности ребёнка, улучшает пассивную речь (понимание того, о чём ему говорят), обогащает словарный запас. 

В 1,5–2 года вы уже вполне можете посещать центры развития детей и заниматься в группах, совместно с мамами, а затем повторять пройденные упражнения дома в индивидуальном порядке. Но при этом нужно всегда соблюдать последовательность выполнения тех или иных упражнений и соответствующие дозировки.

Задачи родителей по физическому воспитанию ребёнка до 2-х лет:

  • учить малыша подниматься и спускаться по ступенькам, вырабатывая равномерность шага;
  • менять различные способы движений во время игры. К примеру, вставать на коленки, ложиться на пол и т. д.;
  • совершенствовать ручные действия, в частности те, что требуют супинации предплечья. Малыш должен учиться высыпать игрушки из коробки, поворачивать ручку двери и т. д.;
  • развивать координацию движений пальцев рук с использованием большого пальца. Это есть развивать основу манипуляторной ручной деятельности;
  • формировать т.н. «мышечно-суставное» чувство, как один из главных факторов дальнейшего развития моторики рук. Постепенно это чувство станет мерой отсчёта расстояний и расположения предметов в пространстве;
  • уделять значительное внимание усложнённым видам ходьбы: ходить по узенькой тропинке, перешагивать через невысокие барьеры. Нужно, чтобы малыш старался подражать взрослым, то есть учился ходить ровно, держа осанку.

Физические упражнения для детей до 2-х лет

Конечно же, лучшее время для занятий зарядкой — утро, сразу после пробуждения небольшая разминка поможет малышу запустить все жизненные процессы, которые были замедлены во время сна, размять суставы ручек, ножек, позвоночника, давая им возможность без напряжения, легко включиться в ритм повседневной жизни. 

Делайте упражнения натощак, в проветренной комнате, в удобной одежде, а лучше всего — босиком, в трусиках и маечке.

Итак, вы уже знаете, что для малышей в этом возрасте будет достаточно 5-8-ми минут небольшой ежедневной разминки.

Весёлая «зверобика»

Самое главное, чтобы занятие происходило в виде весёлой игры, со стихами и музыкой, и приносило удовольствие ребёнку. 

Например: прыгает зайчик, умывается или потягивается кошечка, летит птичка, скачет лягушка, идёт косолапый мишка.

Такая забавная «зверобика», в сочетании с тематическими стихами, никогда не надоест вашему малышу, а, кроме того, дополнительно будет способствовать развитию речи и эмоциональному развитию.

Очень хорошо, если вы придумаете определённый ритуал, который будет служить сигналом к началу зарядки. Это может быть любимая песенка или какой-нибудь короткий призывный стишок. 

Ну и, конечно, ваш личный пример просто неоценим. Вы должны будете маршировать, бегать и прыгать вместе с вашей крохой.

Упражнения с предметами

Используйте упражнения с предметами: мячиками разного размера, обручем, через который можно перелезать, ленточками, из которых можно проложить дорожки на полу и пытаться по ним пройти. 

Очень пригодятся и простые музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, барабан, дудочка — упражнения с ними в сочетании с ходьбой или простыми движениями помогут формированию музыкального слуха и чувства ритма.

Делай, как мама!

Упражнение на дыхание для ребёнка 1,5-2-х лет:
Ручки раскрыть в стороны, глубоко вдохнуть, потом резко обнять себя, хлопнув по лопаткам и шумно выдохнуть. Повторить 5–7 раз.
Ручки в стороны поднимем,
А затем себя обнимем,
Пусть весь мир скорей услышит,
Как наш носик громко дышит!

Ходьба

Ходить с ребёнком по комнате, постоянно меняя темп или переходя на бег под русскую народную потешку «Заинька, походи».
Наклоны вперёд
Поднять с пола игрушку, высоко поднять над головой, затем положить. Повторить 5–7 раз.
Наклоны в сторону.
Поставить ручки на талию и пробовать наклоняться вправо-влево.

Птички

Малыш поднимает ручки в стороны и машет, как птичка в полёте. В качестве сопровождения подойдёт любой стишок про птичку. Для мальчиков это может быть самолёт.
Поднимаем ножки
Из положения лёжа на спинке, 4–5 раз поднимаем и опускаем ножки.
Вот, собственно, и вся зарядка.

Уделяйте больше внимания вашему малышу, помогайте ему развиваться и познавать мир. Ребёнок в 1–2 года требует ежедневного кропотливого труда, но будьте уверены — все ваши усилия будут с лихвой вознаграждены!

Какой возраст у вашего ребенка?
Первый год развития в месяцах
От года до трех лет
С трех до семи и старше