Войти Регистрация

На втором году жизни у малышей всё ещё продолжается бурное физическое и психоэмоциональное развитие.

На втором году жизни у малышей всё ещё продолжается бурное физическое и психоэмоциональное развитие.

Совершенствование опорно-двигательного аппарата сопровождается интенсивным окостенением мягкой костной ткани и хрящей. 

Несмотря на то, что этот процесс будет продолжаться до окончания роста человека (до 20-25-ти лет), скелет ребенка второго года жизни уже способен обеспечить достаточно хорошую вертикальную устойчивость тела. Продолжает укрепляться и мышечно-связочный аппарат.

Примерные параметры физического развития ребёнка от 1,5 до 2-х лет:

  • рост — 84–86 см;
  • вес — от 12-ти до 13-ти кг;
  • окружность головы — 48,2–49,5 см;
  • окружность груди — 50,5- 51,5 см.

В этот период у малышей изменяется режим питания и сна. После полутора лет уже достаточно 4-х приёмов пищи в день и одного дневного сна (желательно, не менее 3,5 часов). Периоды бодрствования полуторагодовалого ребёнка составляют от 4,5 до 6-ти часов.

Двигательные навыки

На втором году жизни у детей проходит дальнейшее развитие основных двигательных навыков. Их движения становятся более совершенными, скоординированными, появляется умение прыгать, бегать, бросать мячик и другие предметы. 

В связи с этим меняется содержание подвижных игр: уже возможно сочетание нескольких видов движений одновременно, увеличение продолжительности физических упражнений до 5-7-ми минут.

Что должен уметь делать малыш к двум годам?

  • преодолевать ступеньки и другие препятствия, чередуя шаг;
  • переходить с ходьбы на бег и обратно;
  • подпрыгивать;
  • держать мяч одной и двумя руками;
  • ловить мяч с близкого расстояния.

Не стоит забывать и о том, что утомление у малышей наступает пока ещё очень быстро. Они часто меняют положение тела, находясь в статичном состоянии, а после нескольких минут активной игры некоторое время отдыхают.

Используйте комплексный подход

В процессе занятий с ребёнком до 2-х лет необходимо сочетать упражнения по физическому развитию со стимуляцией психоэмоционального развития. В этот период у детей активно формируется кинестическое (мышечное) восприятие.

Например, ребёнок смотрит, как именно произносится то или иное слово, формирует правильный произносительный образ и только потом учится его выговаривать. Тот же процесс происходит при воспроизводстве любого физического движения. Поэтому так важно применение речевых и ритмических стимулов, помогающих развивать двигательную активность ребёнка.

Например, проводить занятия физкультурой под музыку, при этом используя чёткие речевые инструкции. Это способствует нормализации психической деятельности ребёнка, улучшает пассивную речь (понимание того, о чём ему говорят), обогащает словарный запас. 

В 1,5–2 года вы уже вполне можете посещать центры развития детей и заниматься в группах, совместно с мамами, а затем повторять пройденные упражнения дома в индивидуальном порядке. Но при этом нужно всегда соблюдать последовательность выполнения тех или иных упражнений и соответствующие дозировки.

Задачи родителей по физическому воспитанию ребёнка до 2-х лет:

  • учить малыша подниматься и спускаться по ступенькам, вырабатывая равномерность шага;
  • менять различные способы движений во время игры. К примеру, вставать на коленки, ложиться на пол и т. д.;
  • совершенствовать ручные действия, в частности те, что требуют супинации предплечья. Малыш должен учиться высыпать игрушки из коробки, поворачивать ручку двери и т. д.;
  • развивать координацию движений пальцев рук с использованием большого пальца. Это есть развивать основу манипуляторной ручной деятельности;
  • формировать т.н. «мышечно-суставное» чувство, как один из главных факторов дальнейшего развития моторики рук. Постепенно это чувство станет мерой отсчёта расстояний и расположения предметов в пространстве;
  • уделять значительное внимание усложнённым видам ходьбы: ходить по узенькой тропинке, перешагивать через невысокие барьеры. Нужно, чтобы малыш старался подражать взрослым, то есть учился ходить ровно, держа осанку.

Физические упражнения для детей до 2-х лет

Конечно же, лучшее время для занятий зарядкой — утро, сразу после пробуждения небольшая разминка поможет малышу запустить все жизненные процессы, которые были замедлены во время сна, размять суставы ручек, ножек, позвоночника, давая им возможность без напряжения, легко включиться в ритм повседневной жизни. 

Делайте упражнения натощак, в проветренной комнате, в удобной одежде, а лучше всего — босиком, в трусиках и маечке.

Итак, вы уже знаете, что для малышей в этом возрасте будет достаточно 5-8-ми минут небольшой ежедневной разминки.

Весёлая «зверобика»

Самое главное, чтобы занятие происходило в виде весёлой игры, со стихами и музыкой, и приносило удовольствие ребёнку. 

Например: прыгает зайчик, умывается или потягивается кошечка, летит птичка, скачет лягушка, идёт косолапый мишка.

Такая забавная «зверобика», в сочетании с тематическими стихами, никогда не надоест вашему малышу, а, кроме того, дополнительно будет способствовать развитию речи и эмоциональному развитию.

Очень хорошо, если вы придумаете определённый ритуал, который будет служить сигналом к началу зарядки. Это может быть любимая песенка или какой-нибудь короткий призывный стишок. 

Ну и, конечно, ваш личный пример просто неоценим. Вы должны будете маршировать, бегать и прыгать вместе с вашей крохой.

Упражнения с предметами

Используйте упражнения с предметами: мячиками разного размера, обручем, через который можно перелезать, ленточками, из которых можно проложить дорожки на полу и пытаться по ним пройти. 

Очень пригодятся и простые музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, барабан, дудочка — упражнения с ними в сочетании с ходьбой или простыми движениями помогут формированию музыкального слуха и чувства ритма.

Делай, как мама!

Упражнение на дыхание для ребёнка 1,5-2-х лет:
Ручки раскрыть в стороны, глубоко вдохнуть, потом резко обнять себя, хлопнув по лопаткам и шумно выдохнуть. Повторить 5–7 раз.
Ручки в стороны поднимем,
А затем себя обнимем,
Пусть весь мир скорей услышит,
Как наш носик громко дышит!

Ходьба

Ходить с ребёнком по комнате, постоянно меняя темп или переходя на бег под русскую народную потешку «Заинька, походи».
Наклоны вперёд
Поднять с пола игрушку, высоко поднять над головой, затем положить. Повторить 5–7 раз.
Наклоны в сторону.
Поставить ручки на талию и пробовать наклоняться вправо-влево.

Птички

Малыш поднимает ручки в стороны и машет, как птичка в полёте. В качестве сопровождения подойдёт любой стишок про птичку. Для мальчиков это может быть самолёт.
Поднимаем ножки
Из положения лёжа на спинке, 4–5 раз поднимаем и опускаем ножки.
Вот, собственно, и вся зарядка.

Уделяйте больше внимания вашему малышу, помогайте ему развиваться и познавать мир. Ребёнок в 1–2 года требует ежедневного кропотливого труда, но будьте уверены — все ваши усилия будут с лихвой вознаграждены!