Войти Регистрация

Уже с шести месяцев малыш прекрасно умеет взаимодействовать с предметами.

Ваш малыш подрастает — да как стремительно! Он учится, совершенствуется, внимательно наблюдая за окружающим миром. 

Наступает момент, когда вы просто не успеваете следить за тем, как ежедневно у вашего ребёнка появляются новые умения и навыки. И вот ему уже недостаточно простого внимания взрослых, теперь на первый план выходит желание чем-то заниматься вместе с мамой или папой.

Благодаря тому, что уже с шести месяцев малыш прекрасно умеет взаимодействовать с предметами, вы можете в этот период пробовать провести первые уроки рисования. 

Такие совместные занятия с ребёнком стимулируют процесс познания, исследовательскую деятельность, делая её ещё более кипучей, и, конечно же, способствуют формированию творческой личности маленького человека.

Нужны ли уроки рисования малышу?

Конечно, нельзя сказать, что занятия рисованием в столь раннем возрасте — обязательное условие для правильного развития ребёнка. Необязательное, но весьма полезное. Судите сами: во время занятий живописью ребёнок совершенствуется в психоэмоциональном и эстетическом плане, у него развивается сенсорика, цветовосприятие, мелкая моторика рук. Такие занятия, кроме всего прочего, могут быть хорошей формой профилактики девиантных (отклоняющихся от нормы) форм поведения в будущем.

Исследователи считают, что ребёнок на пути становления должен пройти все этапы развития в истории современного изобразительного искусства, которые ранее проходили наши предки. Приходилось вам видеть в школьных учебниках истории изображения наскальной живописи древних? В рисунках ребёнка тоже всё начинается с символов. По мнению психологов, дети изображают на бумаге не то, что видят или знают, а то, чего не могут сказать или чего пока не осознают.

Когда начинать?

Практика показывает, что творческий контакт с ребёнком вполне может быть установлен уже в 4–6 месяцев. Он создаст положительный эмоциональный фон и для маленького, и для мамы. Во многих методиках раннего развития детей, созданных на основе многолетнего практического опыта работы с детьми, говорится, что начинать заниматься рисованием можно уже с 6-7-ми месяцев. Можно начать и позже и достичь немалых успехов, а вот раньше не имеет смысла.

Именно во втором полугодии начинается интенсивное формирование фонетического слуха, и благодаря этому дети к 10-11-ти месяцам начинают понимать, что говорят взрослые, различают слова, значения действий, названия предметов.

Начинаем?

Итак, малыш готов к вашему первому совместному творчеству — рисованию. Уже понимая то, о чём вы ему говорите, кроха очень быстро способен сообразить, что делать с красками. Рядом с мамочкой он чувствует себя свободно и уверенно, а потому очень смело исследует баночку, фломастер или мелок, учится манипулировать ими. Мама выступает в этой ситуации, как опытный инструктор.

Дайте маленькому творцу свободу, возможность проявить инициативу. Здесь очень важен эмоциональный фон урока. Вы должны всеми силами стараться наладить взаимодействие, не вызвать у малыша отрицательных эмоций, чтобы это занятие ему понравилось и появилось желание возвращаться к нему вновь и вновь.


Итак, вам понадобятся:

  • толстые фломастеры на водной основе. Для начала выберите сочные, яркие, но не кислотные цвета. К примеру, семь цветов радуги;
  • восковые мелки (этим малыш будет учиться рисовать чуть позже, когда окрепнет ручка);
  • пальчиковые краски;
  • большие листы белой бумаги. Это может быть обратная сторона обоев, плакатов и т. д.;
  • клеенка для подстилки;
  • фартучек;
  • палитра (в качестве неё можно использовать крышечки от детского питания, но это уже для деток постарше);
  • влажная тряпочка, чтобы наводить порядок после пальчиковых красок.

Как организовать занятия

Не начинайте урок, если кроха к этому не расположен. Если всё в порядке, малыш выспался, покушал и чувствует себя превосходно, тогда приступайте. Обязательно наденьте фартучек, при этом объясняя ребёнку, зачем это необходимо. Первое условие успешных уроков рисования с маленькими — всё должно быть приготовлено заранее. 

Продолжительность занятий может быть разной, тут уж «как пойдёт», но ориентировочно — не более 5-ти-8-ми минут. Если ребёнок увлёкся и ему хочется продолжать — почему бы не доставить ему такое удовольствие?

Во время работы с разными материалами — красками, мелками, фломастерами будет формироваться правильный захват, а также это поможет разнообразить занятия. Включать новые выразительные средства нужно постепенно.

Очень хорошо, если вы будете рисовать на листах бумаги разного размера: это способствует развитию глазомера, локомоторики. Независимо от возраста, сначала предложите ребёнку лист формата А4, а потом: А3.

Работать можно прямо на тёплом полу или на ковре, расстелив подстилочку или же за столом. Только не используйте столик для кормления или кухонный стол — в головке малыша не должно возникнуть ассоциаций с продуктами. То, что краски есть нельзя, необходимо «задекларировать» с первого занятия. 

Кстати, для тех, кто опасается: детские пальчиковые краски совершенно безопасны. Конечно, кушать их ложками нельзя, но если небольшое количество их и попадёт малышу в рот, то ничего страшного не произойдёт. Поначалу не стоит заниматься чаще 1-2-х раз в неделю, чтобы эмоциональная нагрузка не была слишком велика.

Немного методических рекомендаций:

  • посадите кроху на колени;
  • начинайте с 1-2-х красок, одновременно называя цвета. Добавляйте другие краски постепенно;
  • покажите, как можно достать краску ручкой, потрогать. Постарайтесь, чтобы малыш сам догадался, как можно оставить след на белом листе бумаги. Если этого не происходит, покажите;
  • после урока можно будет оставлять все принадлежности на столе, в поле зрения малыша;
  • недопустимо в таком раннем возрасте требовать, чтобы ребёнок рисовал что-то определённое. Пусть всё идёт своим чередом — так, как рисует его ручка. Это и есть развитие. Вы можете сами нарисовать ему солнышки, цветочки, человечков. Очень скоро малыш обязательно созреет до написания палочек и кружочков. А пока можно просто попробовать оставлять цветные отпечатки ручек (а может даже ножек! — почему бы нет?) и рисовать всё, что получается;
  • прекрасное упражнение для развития обоих полушарий мозга, отвечающих за творческое и за логическое мышление — рисовать двумя руками сразу. Пробуйте — и со временем у вас получится;
  • не забудьте похвалить ребёнка после урока.

Желаем творческих успехов малышу, а маме — получить первые желанные плоды просвещения: радость в глазах крохи, безмерное счастье, которое он получает от своего первого соприкосновения с искусством.

4 комментария

Россия, Краснодар
Мы уже два раза пробывали, но пока рисует только мама, а кроха тянет в рот крышечки и баночки от краски
Оля 21 октября 2014, 19:26
Россия, Москва
Уже купила пальчиковые краски и будем пробовать!Спасибо за рекомендации!
Россия, Москва
класс!!! пора пробовать!!!! а я все тяну!
Элис 15 сентября 2014, 22:34
обязательно попробуем, спасибо!