Мои дети будут стройными! А Ваши?
Питание, голодание, ЖКТЯ начинаю серию писем о влиянии окружения на наш вес и стройность
фигуры. Сегодня хотела бы поговорить о стереотипах, идущих с детства и
вложенных в наши умные головы родителями. Это те ошибки, которые и мы
частенько совершаем в отношении своих детей. Приведу ряд типичных фраз,
ведущих в дальнейшем к лишнему весу вообще и привычке заедать проблемы.
Почему пишу это? Потому что мне самой это хорошо знакомо.
Итак, вот типичные фразы, которыми мы программируем своих детей на лишний вес, а наши родители неосознанно нас настраивали:
1. «Ешь быстрее, что сидишь ковыряешься (копаешься). Мы опаздываем»! Последствия:
у ребенка формируется стереотип «закидывания еды», не концентрируясь на
вкусовых ощущениях и собственных желаниях, а это, если нет внутренних и
внешних тормозов, очень часто приводит к перееданию.
2. «За папу, за маму, за бабушку, за собачку, за кошечку… Вот молодец, умница».
Последствия: такое «заговаривание зубов» чревато теми же неприятными
устойчивыми стереотипами поведения, что и первая фраза. Ребенок, а потом
и взрослый, не чувствует разницы между голодом и аппетитом. Кроме того,
ассоциирует еду с удовольствием.
3. «Кушай, а то …расти не будешь (болеть будешь, здоровым не будешь, не выздоровеешь или заболеешь)».
Одна из самых вредных фразочек, чаще всего не имеющих ничего общего с
истиной. Помимо явно нездорового настроя ребенка, порой наносит вред его
физическому самочувствию, поскольку кормить болеющего не нужно.
4. «Съешь последнюю ложечку (доешь тарелку, немного осталось)».
Помимо того, что притупляется разница между голодом и аппетитом, это
может способствовать растягиванию желудка. Человек просто привыкает есть
много.
5. «Будешь хорошо себя вести, дам конфетку (печенюшку, сок…)». Последствия:
использование плохой еды, как награды за хорошее поведение. Фраза учит
детей награждать себя во взрослой жизни вредной едой. Кроме того,
возникает устойчивая ассоциация еды, как очень вкусного удовольствия.
6. «Все съедай, а то придется это выбросить».
Ситуация: ребенок сидит за столом, родители видят, что он ест уже без
аппетита, и говорим что-то подобное. А до этого он уже уяснил, что еда
не падает с неба, и любимый папочка трудится с утра до вечера, чтобы
купить своему сыну этот кусочек курицы. Ребенок домучивает тарелку, и
его хвалят за это: «Вот молодец, ты правильно сделал, все
доел. Последствия: помимо названных выше, уже взрослый человек доедает
за своими детьми оставшуюся в тарелках еду. Когда еда портится и нужно
ее выбрасывать, взрослый испытывает чувство неловкости, расстраивается
из-за этого обстоятельства. Может быть, даже ест немного испорченное,
чтобы не выбрасывать.
__________________
Итак, вот типичные действия, которыми мы программируем своих детей на лишний вес, а наши родители неосознанно настраивали нас:
1. Читаем, рассказываем сказки, ставим ребенку мультики – лишь бы скушал. Последствия во взрослом возрасте: часто мы едим под ТВ, компьютер и чтение книг, привыкаем есть «на автомате». При этом, не обращаем внимание на то, ЧТО именно мы кушаем и, съедаем все, что нам дадут (в гостях, на праздниках), даже если на самом деле
3. Ребенок заплакал – даем грудь. Когда старше становится, чем-то недоволен – даем печеньку, конфетку, булку, лишь бы успокоился. Конечно, так ведь проще! Последствия те же — в корне неверное реагирование на проблемы, т.е. их заедание. При этом, чаще всего в этих ситуациях мы даем ребенку быстрые углеводы (мучные и сладкие блюда), что учит детей награждать себя во взрослой жизни вредной едой. Кроме того, возникает устойчивая ассоциация еды, как очень вкусного и сладкого удовольствия.
4. Кормим через силу теми продуктами, которые на наш взгляд полезны, но ребенок их не хочет есть. Последствия: уже взрослый человек ЗНАЕТ, как правильно питаться, но НЕ ХОЧЕТ этого делать, потому что в детстве его кормили через силу невкусным (на его, детский взгляд) продуктами, да и вообще «достали» моралями о правильном питании. В результате он терпеть не может какие-то полезные продукты, лишая тем самым себя пищевого богатства и разнообразия.
6. Сами знакомим ребенка с «вредной» едой слишком рано, а потом еще и удивляемся, почему у нас ребенок ничего кроме сладкого есть не хочет. Я не призываю давать ребенку есть только то, что он захочет. Тогда, действительно очень быстро можно скатиться к еде одних конфеток, булочек и печенья. Просто надо помнить то, что любые наши действия имеет последствия и применять принцип «золотой середины».
_________________________
В предыдущих статьях я знакомила Вас с фразами и действиями родителей, которые формируют неверное пищевое поведение ребенка, а соответственно и позже взрослого. Вы, кстати, можете проанализировать какие действия и фразы говорились или делались Вашими родственниками, когда Вы были маленькой девочкой. И сделать вывод, насколько это помогает Вам жить. Или мешает. Чтобы уже Ваши детки не заедали сладким собственные проблемы и «не тряслись за фигуру» из-за съеденного на дне рождения кусочка пирожного «Наполеон».
Все правильные действия, я уверена, Вы знаете лучше меня. И цель этих писем, не моральничать и философствовать, а просто посмотреть на себя или на своих родителей со стороны и, может быть принять верное решение, когда в магазине будете покупать деточкам сырок или шоколадный батончик.
Итак, просто называю, бездоказательно, как было бы идеально-правильно:
1. Не покупать вредные продукты (батончики, газировка, чипсы…) детям до 5 лет.
2. Не кормить их на улице, в магазине, вне дома.
3. Не давать сладости, подкупая расположение (послушание) ребенка или успокаивая его.
4. Не кормить насильно.
5. Не угрожать болезнью или тем, что «не вырастет, если не съест».
6. Не стыдить ребенка, когда он что-то не доел, а мама старалась, готовила.
5. Предлагать здоровые продукты: овощи и фрукты, сухофрукты и орехи.
6. В семье следовать режиму питания.
7. Есть самим, по крайней мере, при детях, только здоровые продукт питания, а вредные убрать подальше от детских глаз.
8. Придумать приятную семейную традицию, связанную с приемом пищи, и следовать ей регулярно.
9. Вводить прикорм своевременно и без усилителей вкуса.
10. Оградить ребенка от просмотра телевизионной рекламы вообще и продуктов питания в частности, это влияет на пищевое поведение.
11. Следить за питьевым режимом семьи, предлагать не сок, а простую воду!
12. Не ходить с едой по квартире самой, есть только за столом на кухне (в столовой).
13. Не приучать кушать с игрушками за столом или просматривая мультики.
14. Самим кушать без ТВ, компьютера или книги.
15. Не делать из еды культа и не предлагать ребенку 10 блюд на выбор.
Помните о принципе «золотой середины» и тогда все получиться! Сейчас ребенок не ест, зато потом поест с аппетитом! Не бойтесь этого. Не нужно делать из рекомендаций, написанных в книжках (типа «ребенок 2 лет должен есть 6 раз в день») жесткие правила, которым кровь из носу нужно следовать. Прислушивайтесь, прежде всего, к самому ребенку, а не к учебникам и мамочкам на детской площадке. И, конечно, устанавливайте границы (что можно, сколько можно, когда и где) и спокойно следуйте им.