Тема Первобытный мир. Часть 5. Приручение животных
История (древние люди, древний египет, рим, греция и т.д.)Темы одомашнивания я особо не планировала касаться, но так вышло, что наконец-то побывали на проекте "Сказки с молоком" - когда актер читает сказку, художник рисует, плюс музыка. Это было Р. Киплинг про кошку, которая гуляет сама по себе. Правда, фото у себя не найду, возможно, не фотографировала ничего. Зато в итоге мы сняли свой м/ф! Размещаю после теории.
Через некоторое время еще раз посмотрели мультфильм, и я решила по нему поработать в части развития речи - тренировали память, фантазию, пересказ и т.д. (основные идеи источник, источник, шикарный источник!, добавила от себя).
Сначала отвечали на общие вопросы:
1. Кто автор сказки - Киплинг, Родари, Остер?
Алиска не запомнила со Сказок, пришлось напомнить.
2. В каких еще сказках встречаются герои сказки - кот, собака, корова, лошадь?
Вспомнила "Кот в сапогах"
3. Какой в этой сказке кот и почему автор назвал его «кот, который гулял сам по себе»? Какую черту характера подметил автор (независимость)?
С помощью наводящих вопросов, сказала, что невежливый:)
4. Какие слова встречаются чаще других в сказке (дикий, тварь)? Объясните, почему именно это слово так часто повторяется. Оно в этой сказке ключевое, потому что в шутливой и сказочной форме объясняется, как в далекие-далекие времена дикие животные стали домашними. Подобные повторы свойственны народной сказке, и Киплинг тоже использует их. Повтор делает речь выразительной.
Алиса верно вспомнила - "Дикая тварь из дикого леса".
Синонимы: бешеный, буйный, грубый, неприрученный; яростный, необщительный, необузданный, нелюдимый, первобытный, замкнутый, варварский, дикарский, неукротимый, отчаянный, остервенелый.
Антонимы: спокойный, цивилизованный, тихий
С синонимами и антонимами пришлось помогать. Алисины слова "неприрученный, бешеный, лесной".
5. Эта сказка шутливая. Что показалось вам забавным, смешным?
ничего интересного дочка не сказала
6. Предложите свое название сказки по событиям.
Вопрос 4 (доп.). «Как кот стал входить в пещеру, сидеть у очага и пить теплое молоко», «Как кот стал жить вместе с людьми» и т. п.
"Старый мудрый лес диких тварей". О как поэтично:)
Потом конкретные вопросы:
* Кто оказался самым диким из зверей в давние времена? (кошка).
* Был ли диким в это время человек? (да).
* Кто помог сделаться человеку ручным? (женщина).
* "После ужина женщина… распустила волосы, взяла плечевую баранью кость, очень плоскую, и стала пристально всматриваться в проходящие по кости разводы. Потом она бросила поленьев в огонь и затянула песню. Это было первое в мире…" Вопрос: что? (первое колдовство).
* Кто из животных первым пришел в жилище человека? (дикий пес).
* Кто вторым пришел в жилище человека? (дикий конь).
* Что накинула на голову коню женщина? (уздечку).
* Кто так сказал: "О моя госпожа, о жена моего господина, за чудесную эту траву я буду тебе вечным рабом"? (конь).
* Кто следующим пришел в пещеру? (корова).
* Кому так сказала женщина: "Ты, из дикого леса дикая тварь, ступай себе в лес подобру-поздорову. Мне больше не надо ни слуг, ни друзей. Я уже заплела мою косу и спрятала волшебную кость"? (кошке).
* В сказке Киплинга у "кота, который гулял сам по себе" был если не друг, то уж точно союзник, а именно:
а) летучая мышь б) корова в) кролик г) сова
* Женщина с кошкой заключила договор.
а) Кошке можно будет войти в пещеру, если… (женщина похвалит кошку).
б) Сесть у огня, если… (женщина дважды похвалит кошку).
в) Получать молоко 3 раза вдень до скончания века, если…(женщина трижды похвалит кошку).
* Какую услугу оказала кошка женщине в первый раз? За что похвалила ее женщина? (играла с мальчиком).
* За что второй раз похвалила женщина кошку? (спела малышу песню, ребенок уснул).
* За что женщина стала давать кошке молоко? (спасла от мышки).
* Мужчина с кошкой тоже заключили договор. Если она не будет ловить мышей, то он будет делать что? (швырять в кошку предметами
Алиса справилась с вопросами хорошо. Немного запуталась с тем, что именно кошка сделала во второй раз.
Через день-два предложила Алисе составить план сказки в виде графики, получилось вот так
Примерный план:
1. Дикий человек
2. Женщина колдует
3-4. Вроде, как приручилась собака (я уже подзабыла)
5-6. Приручение лошади, коровы
7. Договор женщины с кошкой
8-10. Как и за что кошка трижды получает похвалы
11. Кошка получает молоко
Пересказали по плану близко к тексту, и начали снимать свой мультик. Рабочие процессы
Я потом немного помучалась с техническими процессами, но вот итог на 1-45 мин:)
Прочитали стих В.Берестова "Как первобытные люди нашли друга".
Раз первобытные дети
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
И встретили дети в чаще
Неведомого зверька,
Какого еще ни разу
Не видывали пока.
Сказал первобытный папа:
"Ну, что ж, поиграйте с ним,
Когда он будет побольше,
Мы вместе его съедим."
Ночь. Первобытные люди
Спят первобытным сном,
А первобытные волки,
Крадутся во мраке ночном.
Беда первобытным людям
Во сне беззащитным таким.
Как часто звериное брюхо -
Могилою делалось им.
Но злых людоедов почуяв,
Залаял отважный зверек.
И этим людей первобытных
От гибели он уберег.
С папой ходить на охоту
Он начал, когда подрос.
Так другом стал человеку
Веселый и верный пес.
Вот тут интересно, автор подразумевает, что собака и волк были разными видами, при этом указанная семья к их одомашниванию руки не приложила:) Ну что ж, будем считать, что это вторая версия согласно википедии - самоодомашнивание и эволюционирование в отдельный вид без участия человека. Однако мы с Алиской же параллельно читали про Неандертальского мальчика Л. Мальмузи, там дети, несмотря на табу, прикормили волчонка Лизунчика. Так что в нашей версии люди приручили волка, приложив руку к его эволюционированию в собаку:)
Нашли пары
И пофантазировали, кого можно было бы приручить, а кого лучше было обходить стороной:)