На прошлой неделе мы с Дашей изучали такой сложный процесс, как круговорот воды в природе. На практике всё оказалось совсем несложно, а наоборот интересно. Знакомство с этим явлением у нас проходило в форме игры, где Даша была в главной роли - в роли капельки. О том, как моя капелька попутешествовала , расскажу в этом посте.
Для того, чтобы ввести Дашу в тему, мы сперва посмотрели на карту мира, повспоминали, что и каким цветом на ней обозначено, и пришли к выводу, что синего цвета - воды, на карте больше всего. И это неспроста, потому что вода нужна всем живым существам, без воды никто не сможет жить, без воды мы все погибнем!
Потом мы вспомнили, что водичка у нас состоит из маленьких капелек. И эти капельки - большие путешественницы и волшебницы. Я предложила Даше побыть на денёк маленькой капелькой и попутешествовать вместе с ними, чтобы во всём разобраться получше.
Начали мы с того, что превратили Дашу в капельку - то есть сделали для неё маску капельки - Даша обвела капельку по точкам, вырезала её и мы приклеили нашу капельку к картону. Всё! Маска готова - теперь Даша - настоящая маленькая капелька!
Но где же её друзья, братики и сестрички, ведь у воды много капелек, куда же все остальные капельки попрятались? Я рассказала, что капельки живут в облачке - облачко летает по небу и собирает много-много разных капелек. Помогли нашему облачку собрать капельки -воткнули в облачко синие кнопочки - "капельки":
И вот теперь, когда капелек в нашем облачке стало много, облако стало тёмным, тяжелым и превратилось в тучу. Туче тяжело носить с собой столько капелек, поэтому она выбрасывает их на землю (сначала одну капельку бросает , потом вторую, как-кап…) и так идёт дождик. Мы посмотрели, как это происходит на практике - взяли синюю губку - это облако - облачко собирало капельки в миске - а потом, когда капелек собралось много, губку выжимаем- и идёт дождик, как из тучки:
Дождик пошёл и теперь нам нужно помочь деткам спрятаться от дождя и нарисовать для них одинаковые зонтики. Здесь Дашина задача состояла в том, чтобы, ориентируясь на образцы, раскрасить пропущенные полосочки на зонтике в нужный цвет:
Деток спрятали от дождя! Но куда же подевались наши капельки, когда упали на землю? Всё дело в том, что капельки могут упасть в абсолютно разные места: могут в море упасть (и там капельки познакомятся с рыбками, другими капельками), могут упасть в травку, на дерево (там они увидят цветочки, познакомятся с птичками), могут упасть на дорогу и тогда образуются лужи, могут в горы упасть.
Вот мы и разложили капельки по разным местам . Здесь я немного усложнила Даше задачу - сначала у нас было небольшое задание на внимательность - я говорила, "Капелька упала не на дерево, не в море, не в лужу", а Дашина задача была поставить капельку в нужное место. А потом мы немножко потренировались в математике - я называла пример: 1+1, 2+2, 3+2 - а Даша ставила нужное количество капелек на картинку:
Ну а теперь , оказавшись на земле нашим капелькам, конечно же хочется вернуться назад домой, на облачко, чтобы снова встретиться со своими подружками и рассказать о своих приключениях друг другу. Как же это сделать? Кто поможет нашим капелькам вернуться домой, на облачко? Здесь нам помогает солнышко - солнышко начинает пригревать и как-бы протягивает свои лучики каждой капельке и превращает капельки в маленькое облачко или пар. Пар поднимается высоко на небо и оказывется на облачке, вместе с другими капельками.
Весь этот процесс мы обыграли так: Даша -капелька упала в лужу (сидим на полу), потом я брала обруч с привязанными ленточками - это солнышко и протягивала лучики - ленточке Даше. Дашина задача была поймать лучик, подпрыгнуть (превратиться в пар) и после этого солнышко помогало Даше оказаться на облачке - на одеяле:
Ну а дальше процесс повторяется: капелька в облачке, облачко собирает другие капельки, превращается в тучу, туча выбрасывает капельки на землю (идет дождь), а потом капельки с помощью солнышка превращаются в пар и поднимаются вверх, снова на облачко. Чтобы весь этот круг лучше запомнился Даше, мы посмотрели мультик на ютубе http://www.youtube.com/watch?v=StPobH5ODTw#t=11
А ещё по картинкам я рассказала Даше сказку про капельку, а Даша мне её потом пересказала:
Также сделали две поделки : зонтик из пластилина и поделка из мятых салфеток , на которой показан круговорот воды в природе (облачко из ваты, дождик рисовали ватными палочками, клеили салфетки - горы и речка, разрезали солнышку лучики, Даша рисовала пар - кружочки):
Разобравшись с тем, как капельки путешествуют, мы немножко поговорили о том, в кого наши капельки умеют превращаться.
Я рассказала Даше, что в тучке капельки собираются всегда: и зимой, и летом. Только летом, капелькам ничего не мешает и падая на землю, идёт дождь. А зимой от холода капельки замерзают и превращаются в снежинки. То есть, можно сказать, так, что существует летний дождик и зимний дождик - снег. Это мы и сделали - на одну веревочку нанизали бусинки - капельки, а на другую - снежинки:
Ну и напоследок я рассказала, что зимой капельки также могут превращаться в лёд. А чтобы наши капельки расколдовать и снова выпустить наружу - мы зажгли свечку и пронаблюдали, как лёд тает:
На этом всё! Если кому-то нужны будут материалы для занятий, пожалуйста, обращайтесь, постараюсь всем отправить.