Укрощение стихий (2,7 г.)
Разное (если затрудняетесь с выбором категории)
Сегодня я расскажу, как Вероника знакомилась с четырьмя природными стихиями - Земля, Воздух, Вода, Огонь.
Знакомство началось с того, что в гости к Веронике прилители четыре феечки.
Я немного рассказала про них (Земля - дом для всего живого, Вода и Воздух - источник жизни, Огонь - источник тепла и света).
Напомнила, что мы с ними уже давно знакомы и каждый день встречаемся и предлжила подружиться с ними и побольше узнать.
На каждую стихию выделила один день.
Вот примерный план:
1. Знакомство со свойствами стихии, где встречается и в каком виде?
2. Чем полезна?
3. Кто обитает в этой стихии?
4. Профессии связанные со стихией.
5. Экологический блок
6. Чем опасна стихия?
Стихия ЗЕМЛЯ
Я предложила Веронике четыре мисочки с песком, глиной, камнями и почвой.
Песок. Он какой? Сыпучий. А если намочить?
Где много песка? В пустыне.
Рассмотрели картинки и пытались понять - какого цвета песок?
Глина. Она какая? Твердая. А если намочить? Скользская
Из глины делают посуду и обжигают на огне.
Нашли дома глинянные горшочки, поняли, насколько глина твердая.
Камни. Они какие? Твердые, холодные, шереховатые. А если намочить? Только меняют цвет.
Почва. Какого цвета? Темного.
Рассматривали через лупу из чего состоит (из песчинок, опавших листьев, камешков)
А если намочить? Станет влажной. Так питаются растения, поэтому мы их поливаем. В почве еда для растений.
А как растения дышат? Кладем почву в воду - пошли пузырьки, значет в ней есть воздух.
Играли в такую игру:
Я нарисовала фон и на примере картошки рассказала, что некоторые овощи растут под землей.
Дала картинки с овощами и предложила правильно наклеить (какие овощи растут на поверхности, а какие прячутся под землей).
Раставляли миски с разными видами почвы по зонам:
Лес - почва
Горы - камни
Пустыня - песок
Дорога - глина
Море - морские камушки
Это мы достали бутылку с камушками с моря. Вероника была в восторге))
Пока расставляли, я еще раз напомнила про все объекты:
Раз – и стану я Землёй, -
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и в миг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас, Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”
Кто живет в земле?
Но земля дом не только для животных, но и для растений.
Мы решиле провести опыт и посадили луковицу, теперь наблюдаем и поливаем.
Какую форму имеет земля?
Насыпали землю в разные емкости и поняли, что она принимает форму сосуда.
Профессии связанные с землей.
Я рассказала Веронике о профессиях геолог и шахтер.
Геолог. Я рассказала чем он занимается, вернее, попросила, чтобы Вероника сама догадалась, глядя на картинки.
Мы узнали, что земля, как слоеный пирог и геолог исследует все эти слои.
Мы их тоже исследовали и назвали (по порядку - почва, песок, глина, камни).
Шахтер. Рассказала чем занимается, покозала фотографии.
Сыгрпли в игру "Что нужно шахтеру?"
Я рассказала о полезных ископаемых, которыми богаты недра земли.
Нефть. Вероника знает, что машины "кушают" бензин. теперь она знает откуда он берется.
Газ. Тут я мудрить не стала, а просто показала зачем он нужен.
Драгоценные и полудрагоценные камни.
Рассмотрели рисунок с разными камнями, искали самые красивые. Вероника сразу начала называть, какой камень она подарит папе, бабушке, кисе, собачке и т.д. Маме ничего не подарили((
Загрязнение земли.
Я предложила внимательно рассматреть картинку и рассказать, как НЕ надо поступать.
А потом предложила вспомнить - куда же надо выбрасывать мусор?
Обсудив эту проблему, мы решили не обижать Землю и выбрасывать мусор только в мусорный контейнер.
Буйство стихии.
Я рассказала, что иногда Земля сердится на людей, когда они ее обижают, и происходят разные страшные события.
На ютубе посмотрели:
- извержение вулкана
- оползень
- землятресение.
А еще у меня была идея, после каждого знакомства дарить Веронике корону от каждой изученой стихии и наряжаться в ее наряд.
Но, ребенок, как всегда все решил сам. Она сказала, что ей не понравился это подарок и от остальных стихий короны ей не нужны
Поэтому наряд получился, только в первый день.
Стихия ВОЗДУХ
Я спросила Веронику - видит ли она воздух? Конечно, нет. Но я могу доказать, что он есть. Просто помахала веером - получился ветерок! А на улице ветер сильнее (в чем мы убедились лично, ураганище в этот день был страшный).
Зачем нужен воздух и ветер?
Рассмотрели картинку ипорассуждали, а потом сделали мини-апликацию "Воздушный змей".
Но воздух, оказывается, не только вокруг нас, но и внутри!
Мы им дышим (вдох и выдох).
Опыт с соломинкой это подтвердил.
Воздух невидимый! Показала пустую банку. Что в ней? Вероника в недоумении (видимо думаем, что мама ку-ку).
Говорю, в ней воздух - смотри! И опускаю банку в воду. Пошли пузыри! Это выходит воздух. Значит банка не пустая, в ней есть воздух!
Похожий опыт с пакетом. Показываю пустой пакет - что в пакете? Реакция та же. Завязываем - получается пузырь. Это воздух в пакете!
Попытались утопить в воде мячки. Он, конечно, не тонет. Почему? внутри у него воздух!
Кто живет в воздухе?
Профессии связанные с воздухом.
Мы узнали две новых профессии - пилот и стюардесса.
Я приготовила для Вероники такую игру:
Нужно было собрать человечков из двух половинок (а это было не просто. они похожи и надо ориентироваться на детали) и назвать, где пилот, а где стюардесса.
А еще сделали вот такого веселого пилота Веронику)))
Загрязнение воздуха
Поговорили о том, как человек обижает и загрязняет воздух, и чем мы можем помочь.
Буйство стихии
Посмотрели видео с:
- ураганом
- торнадо
- метелью
Веронику, да и меня (что греха таить) очень впечатляют такие видеозаписии
Стихия ВОДА
Для начала мы вспоминали - где нам встречалась вода? (в кране, в бутылке, в реке, дождь...)
А еще оказывается пар, лед, снег, иней - это тоже вода! Стали разбираться...
Вода (как таковая, жидкая)
Какого цвета?
Белая, говорит, Вероника. А вот и нет!
Налили молоко и воду. Молоко - белое, а вода - бесцветная, прозрачная.
Какой формы?
Вода, как и земля, принимает форму ёмкости.
Откуда мы берем воду?
Посмотрели фотографии с разными водоемами - река, водопад, озеро, море, океан.
Где еще можно увидеть воду - лужа, дождь, роса.
Сыграли в игру "Тонет/не тонет"
Зачем нам вода?
Вспомнили, что воду пьют и растения, и животные, и люди.
Почитали "Мойдодыра" и поговорили о гигиене. Вечная слава воде! (с)
Посмотрели мульт Беби Энштейн о воде.
И немного творчества))
Это отражение леса в воде.
Каким способом нарисовано, понятно, наверное. Рисуем лес, а отражение получаем путем отпечатка, при сгибе листа.
Пар.
Чтали книжку "Заяц Коська и одничок"
В ней очень хорошо и доступно рассказано о разных состояниях воды, а именно переход воды в туман и облако, дождь и снег.
Перечитали, наверное, раз двадцать)) и решили провести опыт.
Этот опыт должен был наглядно показать, как появляется туман, но я, наверное, криворукая или что-то недопоняла, но получилась какая-то фигня.
В банку наливается кипяток, накрывается крышкой, а сверху кладется лед. В банке должен появится пар (туман). Логично - стенки банки просто покрылись каплями испаренной воды, и это произошло бы и безо льда.
Еще Вероничка постоянно путает понятия "пар" и "дым".
Я попыталась поподробнее объяснить этот момент.
Лёд.
Мы, конечно, заморозили воду в холодильнике и получили лед.
Вспоминили, где мы видели лед?
А еще ведь бывает и снег, и это тоже вода!
Сравнили лед и снег.
Лед прочный, а снег нет.
Лед хрупкий, твердый.
Снег мягкий сыпучий.
Кто живет в воде?
Профессия связанная с водой.
Ника узнала о профессии моряка.
Для закрепления знаний, мы сыграли в лото-пятиминутку, разкладывая необходимые моряку предметы.
Про каждый предмет я давала короткую информацию.
Загрязнение воды.
Опять рассматривали тематическую картинку и рассуждали на тему загрязнения воды.
К нам гости заглянули две капельки воды - Чистая и Грязная.
Чистая вода была довольная и веселая, а Грязная стала жаловаться, что ей очень плохо, что люди плохо к ней относятся и рыбки, живущие в ней очень страдают.
Вероника рассортировала на две группы предложенные мной картинки - где вода чистая, а где грязная.
Буйство стихии.
По традиции посмотрели видео с:
- цунами
- сходом лавины
Стихия ОГОНЬ
Зажгли свечку. Огонь какой? Горячий!!!! - кричит Вероника
От чего бывает пожар?
Я сделала такое мини-пособие. За каждым пламенем прячется источник пожара:
молния, спички, фейерверк, утюг, свеча, плита.
Игра "Горит/не горит"
В продолжении игры "Тонет/не тонет"
Жгли - монету, кусочек ваты, кусочек бумаги, камнь, ткань.
С ватой будьте осторожны - вспыхивает моментально!!!
Профессия связанная с огнем.
Ну, конечно же, пожарный!
Прочитали "Пожар" С. Маршака.
Сыграли в самодельную насстольную игру "Србери пожарную команду"
Смысл игры в том, чтобы крутя стрелочку на диске, собрать на своем игровом поле всё снаряжение для пожарника.
Игроки ходят по-очереди. Кто первый соберет целый комплект - то выиграл!
А чем же все-таки можно потушить пожар?
Мы задували.
Засыпали землей:
Заливали водой:
_________________________________________________________________
А в последний день еще сыграли в одну самодельную карточную игру!
Я напечатала каждую карточку 4 раза, итого получилось 16 карт. Мне кажется, этого достаточно.
Принцип, как у Пьяницы)))
Играем вдвоем. Раздоем все карты.
Затем открываем по одной.
Здесь, как в "Камень - ножницы - бумага", кто из двух стихий победит.
Веронике понравилось, тем более на опытах мы уже поняли, кто кого одолеет.
Огонь + вода = вода
Огонь + воздух = воздух
Огонь + земля = земля
Вода + воздух = воздух
Вода + земля = вода
Воздух + земля = земля.
Кто выйграл в паре, то заберает обе карты себе, и так пока все карты не закончатся!
_______________________________________________________________________
Если вдруг кто-то заинтересуется, по каждой стихии можно скачать материал.
А