Оформление работ
Интересная и полезная информация для вышивальщицДевочки, долго созревала, и наконец решила написать этот пост. Все знают, а кто не знает - догадывается, сколько сил и труда вложено в наши работы. (про стоимость наборов и материалов уже просто молчу). И так обидно бывает, когда видишь хорошую работу в нехорошем оформлении. Вот тут насобирала немного информации -может кому-нибудь будет интересно.
Никогда не привязывайте оформление к вашему домашнему интерьеру! Картина - это индивидуальность!
Размер полей паспарту как правило стандартный 5 см. Нижнее поле можно сделать на сантиметр больше. Этот небольшой секрет оформления сделает картину выразительнее, но зрительно этот сантиметр не будет лишним.
В отдельных случаях для того чтобы зрительно расширить размеры картины, поля паспарту увеличивают и в итоге даже самая маленькая картинка выглядит на фоне большого паспарту выразительнее и просторнее.
Большинство вышивок смотрится гораздо эффектнее, если при оформлении используется паспарту. Оно обеспечивает ощущение простора. Паспарту является промежуточным, связующим звеном между вышивкой и рамкой. Поэтому цвет паспарту имеет большое значение. Удачно подобранный оттенок паспарту позволит подчеркнуть детали вышивки, акцентировать внимание на композиции, неудачное паспарту может свести долгий труд вышивальщицы на нет. Паспарту не должно отвлекать внимание от вышивки. Багет и паспарту должны подчеркивать вышивку и создавать с нею единое целое, гармоничное вписанное в пространство дома, интерьера. Паспарту делают одинарным, двойным и даже тройным. Паспарту из нескольких слоев подчеркивают основные цвета вышивки. Паспарту могут быть контрастными или различаться по тону. Использование нескольких оттенков двух или трех паспарту одновременно усиливает впечатление. Поскольку оттенков одного цвета существует большое количество, то можно добиться волшебного эффекта. Цвет внутреннего паспарту выбирается из соответствия конкретному цвету на изображении.
Внутреннее паспарту может быть как светлее так и темнее наружного. Как и в случае одинарного паспарту, следует выбирать цвета и оттенки, повторяющие или дополняющие цвета вышивки, и сочетающиеся с цветом рамки и декором помещения. Очень часто в качестве нижнего слоя используется паспарту золотого цвета, который идеально сочетается с рамками из золотого багета.
Двойное паспарту, составленное из близких оттенков одного цвета, создает эффект глубокого "фацета" - внутренней кромки окна паспарту. Эффект "фацета" можно усилить, если использовать картон для паспарту большей толщины.
Для вышивок со сложными переходами цветов, уместно использовать тройное паспарту. Внутренний слой такого тройного паспарту широкий кант, отделяющий работу от тонкого промежуточного кантика. При оформлении вышивки в тройное паспарту, паспарту для третьего слоя часто выбирают такого же цвета, как для паспарту в первом слое. В тройном паспарту, как правило, используется комбинация из паспарту яркого цвета, ограниченного паспарту спокойных, пастельных оттенков.
Многослойное паспарту и особенно "глубокое" паспарту придают вышивке дополнительный объем, подчеркивают перспективу, что делает оформление вышивки эксклюзивным ценным.
В багетных мастерских, имеющих специальное оборудование, можно заказать фигурное паспарту: форма паспарту может повторять форму вышивки, может иметь красивые вырезанные в паспарту узоры. Паспарту может помочь вписать вышивку сложной формы в прямоугольную или квадратную рамку (например, окно паспарту в виде сердечка или арки, а рамка прямоугольная). С помощью рамки с паспарту можно создать единое пространство для нескольких вышивок. Таким же образом можно сочетать вышивку с фотографиями или рисунками, создавая семейные панно. Паспарту должно соответствовать цвету основного элемента композиции вышивки.
Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
a : b = b : c или с : b = b : а.
Геометрическое изображение золотой пропорции
Если отрезок C принять за 100 частей, то большая часть отрезка ( b) равна приблизительно 62, а меньшая (a) - 38 частям. Или приблизительно b=5/8 , а = 3/8.
Более подробно с теоретическими выкладками можно познакомиться на сайте.
Мы не будем на этом останавливаться, а сразу приступим к практическому применению.
Рис. 1
На рис. 1 показано, как оформляемая работа откадрирована под пропорции золотого сечения с соотношением сторон 5/8 и 3/8.
Большая сторона (AB) фотографии является меньшим (A1C1) размером паспарту, который в свою очередь соотносится с шириной паспарту (A1B1) как 3/8 и 5/8.
Размещение окна в паспарту для фотографии рассчитывается через математическую линию горизонта (она не обязательно совпадает с реальной на фотографии) E1F1, делящую высоту паспарту и фотографии на отрезки, длины которого соответствуют пропорциям золотого сечения
Рис. 2
В результате совмещения EF c E1F1 мы получили позиционирование окна в паспарту. Аналогичным образом мы можем рассчитать наиболее подходящую ширину багета, исходя из соотношений верхней части ширины паспарту к ширине багета. (BG)/ (GK) =5/3.
Также можно поступать, если оформляемая работа не имеет необходимых пропорций.
В этом случае мы также сначала рассчитываем внешние размеры паспарту из максимального размера фотографии, а потом через линию горизонта позиционируем внутреннее окно.
Рис. 3
Нетрудно заметить, что при соотношении сторон оформляемой работы приближающихся к квадрату, верхняя и нижняя часть паспарту будут сильно уменьшаться. Очевидно, что при подобных пропорциях последовательно применять принцип Золотого сечения будет нельзя.
Однако мы можем его использовать в локальных задачах, так как он действует везде.
Надо только помнить, что этот принцип необходимо рассматривать во взаимодействии целого с частностью, а не вычленять как некий универсальный эталон.
Рис. 4
На примере рис. 4 мы использовали стандартный прием расчета ширины полей паспарту, применяемый во многих багетных мастерских 6/6/7 . При этом боковые и верхнее поля задаются одного размера по 6 см., а нижнее поле немного больше - 7 см.
На самом деле подобные размеры вовсе не являются оптимальными, они появились исходя из стандартных размеров уголков паспарту, с которыми работают на приеме заказов, и на них и ориентируются при расчетах. Принцип «золотого сечения» здесь применяется для определения ширины рамы аналогично рис. 1-3.
Мы можем утверждать, что согласно этих пропорций, соотношение рамы и паспарту достаточно гармонично, однако если рассматривать все в целом, вместе с размерами самой работы, то она чересчур широка, и подавляет оформляемую фотографию.
Поэтому подобное решение мы находим неудовлетворительным.
Рис. 5
Однако, если по другому рассмотреть данные соотношения, где ширина поля равна 100 ед. а толщина рамы 3/8 от нее, то мы получаем рамку более тонкую, и вся наша композиция гармонизируется. (рис. 5)
Однако и это не все!
Можно использовать эти соотношения в сторону увеличения рамы.
Тогда паспарту к раме будет соотноситься как 3/8 к 5/8 и мы получим вот такой результат, который еще больше концентрирует внимание на оформляемой работе и подчеркивает глубину пространства.
Рис. 6
Если мы сравним это оформление с вышеприведенными, то можем заметить следующие эффекты.
В первом варианте (рис. 2) оптический центр практически полностью совпадает с границами оформляемой работы и сама рама находится на таком удалении от нее, что фактически не оказывает на никакого воздействия на восприятии фотографии. Все внимание полностью сконцентрировано на изображении.
На рис. 3 за счет «придавливания» сверху и снизу возникает «панорамный» эффект, когда взгляд пытается представить продолжение композиции слева и справа, добавляя необходимую ширину.
На рис. 4 внутреннее содержание подавлено. Взгляд бегает по раме и паспарту и с трудом фокусируется в центре.
Рис. 5 гармоничен, но рама участвует во внутренней композиции оформления, и поэтому должна быть точно подобрана по цветовому решению.
Рис. 6 тоже довлеет над работой, но своей массой и линиями углов все время сдвигает взгляд вовнутрь, дополнительно концентрируя внимание на изображении.
Айвар Пожарский.