Вегетарианство и знаменитости
Знаменитые вегетарианцыСпортсмены:
Билли Джин Кинг (амер. чемпион-теннисист)
Билл Уолтон (амер.баскетболист),
Карл Луис (амер. легкоатлет),
9-кратный медалист Олимпийских Игр),
Эдвин С. Моузес (амер. легкоатлет, двукратный медалист),
Элена Валенджик (чемпионка по боксу Германии),
Александр Даргац (атлет, чемпион-культурист Германии, врач),
Писатели:
Марк Твен (амер.писатель),
Джордж Бернард Шоу (ирландский писатель),
Джордж Гордон Байрон (английский поэт-романтик)
Публий Овидий Назонь(римский поэт)
Жан-Жак Руссо (французский писатель)
Рабиндранат Тагор (индийский писатель),
Максим Горький,(русский писатель)
Художники:
Леонардо Да Винчи (итальянский художник),
Альберт Швейцер (немецкий философ, физик, музыкант),
Плутарх (греческий писатель),
Вольтер (французский писатель),
Микеланджело (итальянский живописец, скульптор)
Ученые, изобретатели, инженеры:
Чарльз Дарвин (британский естествоиспытатель),
Альберт Эйнштейн (немецкий ученый),
Томас Эдисон (амер.ученый/изобретатель),
Сэр Исаак Ньютон (британский ученый),
Никола Тесла (американец хорватского происхождения ученый/изобретатель),
Генри Форд (амер. основатель фирмы Форд Моторс)
Политики, государственные деятели и активисты:
Махатма Ганди (индийский лидер движения за гражд. права),
Янеш Дрновшек (президент Словении),
Др. А.П.Дж. Абдул Калем (президент Индии),
Др. Манмохан Синкх (премьер-министр Индии),
Актеры и актриссы:
Алек Болдуин (амер.актрер),
Памела Андерсон (амер. актриса),
Ашли Джуд (амер. актриса),
Бриджит Бардо (франц. актриса),
Давид Духовны (амер. актер),
Данни Девито (амер. актер),
Камерон Диаз (амер. актер),
Джуд Ло (амер. актер),
Ричард Гир (амер. актер),
Дэрил Ханна (амер. актриса),
Дастин Хоффман (амер. актер),
Кэйти Холмс (амер. актриса),
Стив Мартин (амер. актер),
Деми Мур (амер. актриса),
Ян МакКеллен (брит. актер),
Тоби Магуаер (амер. актер),
Пол Ньюман (амер. актер),
Брэд Питт (амер. актер),
Гвинет Пэлтроу (амер. актриса),
Стивен Сигал (амер. актер),
Брук Шилдс (амер. модель/актриса),
Джерри Сайнфелд (амер. актер),
Найоми Уаттс (амер. актриса),
Кэйт Уинслет (брит. актриса)
Поп-звезды и музыканты:
Адриано Челентано (итал. поп-звезда),,
Виктория Бэкхем (амер. поп-звезда),,
Джоан Баез (амер. певица нар. песен),
Джордж Харрисон (брит. музыкант, член группы «Битлз»),
Пол Маккартни (брит. музыкант член группы «Битлз»),
Ринго Стар (брит. музыкант член группы «Битлз»),
Боно (ирландский певец),
Боб Дилан (амер. музыкант),
Майкл Джексон (амер. поп-звезда),
Моррисси (брит. певец),
Оливия Ньютон Джон (брит/австрал. певица),
Синид О’Коннор (ирландский певец),
Пинк (амер. певец), Принц (амер. поп-звезда),
Джастин Тимберлэйк (амер. поп-звезда),
Тина Турнер (амер. поп-звезда),
Шэнайя Туэйн (амер. певица),
Ванесса Уильямс (амер. поп. певица)
Боб Марли (ямайский гитарист)
Модели:
Кристи Бринкли (амер. супермодель),
Кристи Терлингтон (амер. супермодель)
Духовные проповедники:
Далай-Лама Тибетский XIV (тибетский духовный лидер),
Парамаханза Йогананда (индийский духовный учитель),
Иисус Христос (сын Божий)
Шакьямуни Будда (основатель Будизма, проповедник)
Философы и ученые:
Сократ (греческий философ),
Конфуций (китайский философ),
Лао Тзы (китайский философ),
Святой Франциск Ассизкий (итальянский христианский Святой),
Тик Нат Хан (вьетнамский буддийский монах/писатель),
Йоги Махариши Махеш (индийский писатель, философ, лидер трансцедентальной медитации),
Лев Николаевич Толстой (русский философ/писатель),
Пифагор (греческий математик/философ),
Зороастер (иранец–основатель зороастрианизма)
Бенедикт Спиноза (нидерландский ученый)
Лу́ций А́нней Се́нека (римский философ)
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (немецкий философ, поэт, композитор),
Исаа́к Нью́тон (английский физик, математик и астроном),
Гиппократ (древнегреческий врач,философ)
Платон (древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля)
Плутарх (древнегреческий философ, биограф, моралист),
Вольтер (фр.философ, поэт, сатирик)
Пифагор (VI-V вв. до н. э.) родился на острове Самос. По словам его биографа, "сон Пифагора был краток, душа чиста и бодра, тело закалено в совершенном и несокрушимом здоровье". Он прославил себя как ученый, философ и как основатель знаменитого общества - первой вегетарианской ассоциации, включавшей 300 молодых людей из самых влиятельных семей города. Учение Пифагора основывалось на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности; условиями принятия в общество были общность имущества и строгая воздержанность. Пифагор учил своих последователей жить в согласии, делать добро врагам; отличительной чертой учения Пифагора была заповедь не убивать невинных животных и не вредить им. Уважение Пифагора к прекрасному в природе было так велико, что он запрещал наносить вред плодоносным деревьям и растениям. Пифагор обещал своим ученикам, что, довольствуясь чистой, гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душевное равновесие, обладать высокими нравственными качествами. Крупнейший писатель и философ древности Платон (V-IV вв. до и. э.) может считаться последователем Пифагора. Он основал близ Афин свою Академию, где он читал лекции. В знаменитом сочинении "Диалоги", Платон излагает свои мысли об идеальном обществе, жизнь которого построена на принципах воздержания и благоразумия. Он подробно останавливается на том, какую пищу будут есть члены общества: это изделия из муки, овощи, фрукты, сыр. Платон убежден, что питание мясом приведет к возникновению болезней, возникнет необходимость в новых пастбищах для разведения скота, а это приведет к междоусобицам и войнам. Город перестанет быть здоровым, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, и жизнь перестанет быть простой и справедливой.Платон с негодованием восклицает: "И не стыдно ли, когда медицинская помощь требуется вследствие нашей распущенной жизни." Сам Платон отличался большим воздержанием, предпочитая простую пищу, за что его прозвали "любителем фиг". Писатель и историк античной эпохи Плутарх также горячо поддерживал вегетарианство: " Я со своей стороны не понимаю, какого рода чувства, мысль или причина руководила тем человеком, который впервые решился осквернить свой рот кровью и дозволил своим губам прикоснуться к мясу убитого существа. Ничто не приводит нас в смущение: ни замечательная красота беспомощных животных, которых мы убиваем для пищи, ни жалостные ласковые звуки их голоса, ни их умственные способности. Единственно из-за куска их мяса мы лишаем их лучезарного света, жизни, для которой они рождены".
Нельзя говорить о великих вегетарианцах, не упоминая имени основателя буддийской религии Сиддхартхи Гаутамы, известного под именем Будды Шакья-Муни (563-483 гг. до н. э.). Еще в молодости у него произошел перелом в представлении о реальной жизни человечества. Это было результатом четырех знаменательных встреч в его родном городе. Проезжая по улицам, он увидел нищего, просившего подаяние, впервые узнал, что существуют бедность и голод, и глубоко задумался об этом. Откровением стала для Будды и встреча с больным человеком, так как, наследный принц небольшого царства никогда не видел больных и страждущих. В следующую поездку он увидел дряхлого старика; четвертая встреча была с похоронной процессией. Воспитанный среди дворцовой роскоши и удовольствий, он был потрясен страданиями мира. Отец Будды желал передать сыну царство и потому намеренно ограждал его от всего, что могло бы возбудить у него иные помыслы. Судьба решила иначе. После этих четырех встреч Сиддхартха решил посвятить жизнь поискам путей избавления человечества от страданий. Он бежал в джунгли, чтобы у отшельников-аскетов найти наставления в мудрости. Бегство из дворца в буддизме называется "Великий уход". В джунглях Сиддхартха стал учеником отшельников, отличавшихся суровой, аскетической жизнью. Семь лет продолжалось обучение. Сиддхартха увидел, что аскетизм не приводит к истине. Он покинул своих учителей и один стал размышлять в глубоком сосредоточении. После долгих усилий он начал понимать смысл и суть мира. Однажды он сел под деревом, прислонившись спиной к стволу, и сказал себе, что не сойдет с места, пока не постигнет истину. И нирвана, как высшее космическое сознание и освобождение от цепи перерождений на Земле, озарила его. Полный любви к человечеству, называемый теперь Буддой, он начал проповедовать путь освобождения от страданий жизни. Из своих последователей он создал монастырскую общину, где монахи не имели ни собственности, ни дома, ни семьи. В бедной одежде они бродили по стране с чашей для подаяния пищи, куда домохозяйки никогда не отказывались насыпать хотя бы горсть риса. Ученики Будды показывали пример нестяжательства, воздержания во всем, душевного мира и спокойствия, любви, к людям и всему живому. Посетив Капилавасту, Будда обратил в буддизм свою семью. В результате сорока с лишним лет проповедования Закона Будды число людей, отказавшихся от мяса и вина, заметно возросло. Одним из законов, завещанных Буддой, было запрещение умерщвлять животных. Если же обратиться к христианству, то следует сказать о том, что апостолы питались растительной пищей.
Климент Александрийский, описывал Св.Петра как строгого вегетарианца, питавшегося хлебом, маслинами, огородной зеленью. Такие же сведения сообщались об апостолах Св.Матфее, Св.Иакове. Иоанн Златоуст, выдающийся проповедник христианства, оставил после себя письменные документы, свидетельствующие о его убежденности в необходимости питаться растительной пищей.
А в эпоху Возрождения (XV в.) Леонардо да Винчи противопоставил свое вегетарианство проповеди отказа от самоограничения: "Наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека".В Европе того времени насчитывалось много известных деятелей культуры, медицины, которые были вегетарианцами.
Противником употребления мяса был французский философ Гассенди. Он прославился не только философскими трудами, он занимался математикой, изучал анатомию и астрономию, писал литературные труды. Гассенди писал: "Самое устройство человеческой природы указывает на то, что зубы наши предназначались к пережевыванию не мяса, а плодов. Что же касается мяса, то действительно верно, что человек им питается, но, скажите по совести, разве человек не делает ежедневно и ежеминутно того, что совершенно противно его природе?". Он опровергает утверждения, что мясная пища дает силу, и в доказательство указывает на силу лошадей, быков и других травоядных животных.
Эту же мысль проводит в своих трудах Дж.Рей, английский ботаник, один из основателей ботаники и зоологии.
В XVII в. известные врачи-вегетарианцы - французский реформатор в области медицины Эке и английский медик Чайн пришли к убеждению, что мясо никогда "не предназначалось человеку в пищу".
Очень интересны размышления видного английского писателя-гигиениста Томаса Трайона. В своих трудах по реформе питания он выступает как реформатор в нравственной области. Его книга "Путь к здоровью" произвела настолько сильное впечатление на американского государственного деятеля и ученого Бенджамина Франклина, что он стал вегетарианцем. Трайон делает вывод, что изысканная и обильная пища приводит к болезням; он достаточно точно перечисляет основные недостатки мясной пищи: "Люди нашего времени сильно ошибаются, говоря или предполагая, что мясо дает не только большее, но и лучшее питание, нежели травы, злаки и т. п. Дело в том, что оно больше возбуждает, но это не так прочно, как доставляемое другой пищей, ибо в мясе содержимся больше веществ, подверженных скорой порче и гниению... В-третьих, оно горячит тело и вызывает жажду. В-четвертых, оно развивает большое количество вредных жидкостей. В-пятых, нужно принимать во внимание то, что скот и другие живые существа подвержены болезням и другим напастям, а также загрязнению, перекармливанию, непосильной работе и т. д., отчего их мясо становится еще более нездоровым". Трайон очень убедительно показывает противоестественность умерщвления животных: "Какое скверное, неприятное зрелище представляют собой мертвые туши и куски окровавленного сырого мяса!"
Нельзя не упомянуть об английских поэтах XVII в., близких друзьях А. Поупе и Дж. Гее, осуждавших убийство животных для получения пищи. В "Статье о нравственности" Поуп пишет о долге человека перед слабейшими: "Чем полнее низшие твари подчинены нашей власти, тем сильнее должна быть наша ответственность за неправильное пользование ею. Но если губительны наши забавы, то пагубнее и противнее истинной человеческой природе наша прожорливость"
В XVIII в. среди известных сторонников вегетарианства были Вольтер и Руссо. Руссо писал: "Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней." «...Убивать не надо; И всем, нарушившим святой любви закон, Кровь неповинных жертв отмстит за преступленье...»
Сочувственно относился к идее вегетарианства Дж. Г. Байрон. Чрезвычайно интересны мысли философов Шопенгауэра и Монтеня о вегетарианстве. И тот, и другой видят прямую связь между вегетарианством и более высоким нравственным уровнем человека. Оба философа задумываются над тем, имеет ли человек моральное право убивать животных, есть ли у человека обязанности перед другими живыми существами.
Выдающийся английский драматург и писатель Б. Шоу (1856-1950), отвергавший лицемерные ограничения и условности, звал человека к истинной доброте и порядочности. С присущей ему язвительностью Бернард Шоу отвечает на вопросы невегетарианцев, почему он перестал есть мясо: "Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы имели бы основание спросить меня, почему я так поступаю?". На рубеже XIX-XX вв. возвышается фигура Льва Николаевича Толстого, этический вклад которого в человеческую культуру был не менее велик, чем его писательское наследие. Он считал, что культура и нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством, на кого бы эта жестокость ни была направлена. Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей, каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо.
На Толстого зрелище бойни произвело неизгладимое впечатление, изменило его жизнь.
Известный русский ученый академик А. Н. Несмеянов (1899-1980) также был этическим вегетарианцем. В книге "Пища будущего" он писал: "Питаясь мясом, мы вынуждены убивать миллионы быков, баранов, свиней, гусей, уток, кур, приучая тысячи и тысячи людей к хладнокровному кровопролитию, к работе кровавой и грязной. И это не очень вяжется с воспитанием любви к природе, доброты, сердечности".
Сторонником вегетарианских убеждений был и Альберт Энштейн, считавший, что вегетарианский образ жизни мог бы "самым благотворным образом повлиять на большую часть человечества".