Дети и Hi- Tech.
Дети и Hi- Tech.
Одна, из тревожащих, проблем сегодня в мире психологов- потеря социальной адаптации детей.
Слишком раннее увлечение электронными девайсами- причина многих нарушений в развитии детей, как физических так и психических.
Из физических можно выделить, во-первых, проблемы со зрением, из-за чрезмерной нагрузки на органы зрения. Во-вторых, лишний вес, - причина в низкой физической активности и нарушенным метаболизмом; трудное засыпание, быстрая утомляемость (капризы) и т.д. А также может быть причиной такого заболевания, как аутизм- уход от реальности. В данной статье, я не буду подробно останавливаться на этом психическом расстройстве, скажу лишь, что оно зависит от многих факторов развития ребенка, в том числе генетической предрасположенности.
Я бы хотела выделить психические аспекты.
Вот, что говорит Сьюзан Гринфилд (Susan Adele Greenfield, английский учёный, писатель, член Палаты Лордов), о работе мозга и влиянии информационных технологий на сознание человека:
"То, что беспокоит меня в информационном потоке, - возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Когда мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это - дикость. Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы. Глупо говорить, что книги - это хорошо, а экраны - плохо. Мир меняется с огромной скоростью, нам надо искать пути адаптации и извлекать из экранных технологий максимум выгоды, не поступаясь при этом своими ценностями".
Ясельный и дошкольный возраст - те периоды в жизни ребенка, когда выстраивается его отношение к миру и с миром. Ребенок приобретает навыки, необходимые в более старшем возрасте, учится коммуникации, решение первых проблем.
Что мы видим, если ребенок увлечен играми в планшете и бесконечным просмотром ТВ?
Ребенку не нужно моделировать ситуации, в программе игры уже есть сюжет, уже все придумано за дите, ему не надо напрягаться, что-то сочинять, он просто выполняет действия. Что в этом плохого? Ребенок погружается в виртуальный мир, теряет связь с внешним. Ему становятся не интересны обычные игры, потому что это заставляет его мозг работать: надо напрягаться и выдумывать сюжет, ход игры, а зачем, если есть планшет, в котором уже все за него сделали компьютерные гении. Замечали, что девочки почти перестали играть в куклы, а мальчики не бегают и не играют в «войнушки»? Это действительно очень творческие игры, где развиваются воображение и коммуникация.
Что делать? И нужно ли запрещать? Мой подход: безусловно, полностью убрать из жизни ребенка электронные девайсы не стоит, но нужно ограничивать время проведенное в виртуальной реальности. Советы специалистов сводятся к выделению в распорядке дня ребенка время для игр и просмотра ТВ. Согласно последним рекомендациям, не более 10-15 минут за один подход к ТВ, не более 1часа в день, игр в младшем возрасте- не более 15 минут в сутки, школьном возрасте не более 30 минут, за один раз и в сумме не более 1 часа в день. Каждый родитель желает самого лучшего для своего ребенка и только вы сможете подобрать оптимальный режим для вашего малыша.
Закончить хочу таким фактом:
Дети Стива Джобса, основателя компании Apple, не пользовались iPada'м и доступ к цифровым технологиям был ограничен в его доме. Автор биографии Джобса Walter Isaacson, который провёл много времени в доме главы Apple, пишет:
«Каждый вечер Стив садился с семьей ужинать за большим столом на кухне. Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети, мало привязаны ко всем этим гаджетам»
вера
Как все это актуально,мой 4 летний сын только целыми днями и делает что смотрит ТВ и тычет в планшет и я всему виной,но как убрать теперь все это я не представляю,нет хотя я знаю запретить и все будет ломка в прямом смысле слова меня ,он начинает неадекватно вести себя,орать прыгать бегать в общем сделает все что бы только люди захотели что бы он сидел и смотрел ТВ или планшет,я не могу его не чем занять,на улицу не хочет там скучно и холодно,и ещё он встанет,как в четыре года можно встать от прогулки!!!?кашмар когда все это произошло?! У меня магическая атака,сейчас воспитывала опять его слёзы сопли у всех,я понимаю что я все это делаю сама мне так проще,но потом я жалею что разрешила телек планшет,он становится неадекватным когда выключаешь или забираешь планшет орет что скучно,ему нечего делать и т.д.вывод один вообще убрать все это из дома.
23.11.2015
Ответить
Елена
Здравствуйте, Вера.
Вы не одноки в этой проблеме. Сейчас она стоит крайне остро.
Я, как и Вы, испытывала подобные чувства, когда моя доча чрез чур увлеклась виртуальной реальностью...
Напишу Вам, мой опыт, может быть это сможет чем-то помочь.
Это был мой первый ребенок и первый ipad. Все начиналось конечно без обидно, пока в один день я не поняла весь ужас ситуации.
Сказать, что мы с супругом были в шоке, это ничего не сказать. К статьи, возраст одинаковый, 4 года. Сейчас я понимаю, что это после кризисный период, который тоже надо пережить, да еще и наложилось ограничения в любимых вещах. Ребенок в 3 года, начинает протестовать против любых ограничений его воли, это нормальный процесс, он учится себя позиционировать в мире, и хочет чтобы с ним считались, как с личностью. Дак, вот в 4, тоже самое, только чуть мягче (обычно, если ребенка не подавляют, и наоборот все усугубляется, если ребенка ломают), поскольку у ребенка уже есть некоторое доверие к миру и к родителям.
Вы сказали верно: «только все убрать». Наш Ipad «сломался» и «уехал» в сервис, надолго. Ломка была самая настоящая с истерикам, протестами и всем вытекающим. Это надо просто пережить.
Заменять пришлось и выкладываться мне, причем я работала на полном дне, и это было ой как тяжело. В будни мы начали ездить 3 дня в неделю на худ.гимнастику, по выходным- в мегу, и на коньки поставила. Плюс, потащила в детский магазин и вместе выбирали ролевые игры, логические игры, лего- тоже очень спасал и готовые наборы с наклейками и всякими апликациями.
Я сейчас понимаю, что планшет- это дешево, и легко для родителей. Все игры сейчас стоят дорого, что тут скрывать и их надо несколько иметь, чтобы чередовать и постоянно обновлять расходный материал (краски, пластилин, карандаши, раскраски), поэтому еще проблема очень усугубляется. И еще, ребенка надо учить в них играть, это только сидеть с ним и играть, по другому никак.
Ну вот, когда критический период прошел, ipad стал возвращаться, но регулируемо. 10 минут, отложили. Погуляли, покушали, 10 минут перед сном дневным с условием, что если будут скандалы, вечером не дадим. Писки крики, игнорируются, здесь надо конечно стержень иметь, чтобы не пойти на поводу у ребенка. Ставить свои условия, и настаивать на них, объясняя, что всему свое время. Важно, пользоваться маяками- говорить одни и те же слова когда даешь планшет и забираешь, так ребенок быстрее приучится к порядку. (это из техники НЛП)
И так вот дозировано мы ввел снова его в жизнь дочки. Когда родилась вторая дочь, старшая уже спокойно себя вела. Сейчас младшей 3, на планшете ей можно смотреть мультики в 19-00 вечера, и если нужно делать какие-то процедуры- кварцевать нос или делать ингаляцию. То есть, когда ребенку даешь девайс и обозначаешь когда им можно пользоваться, то это все намного проще проходит. Для нее есть своя контрольная фраза: «Время смотреть мультфильм» и «выключаем ipad».
Важно, готовы ли вы начать эти изменения. И если ответ да, то просто быть уверенной, что все можно изменить, но на это нужно время и колоссальное терпение.
Удачи Вам, если есть какие-то проблемы, пишите на почту: res10485@gmail.com ( с пометкой: вопрос) Буду рада помочь.
25.11.2015
Ответить
вера
Спасибо большое за ваш опыт,да я добилась некоторых результатов,но как вы пишите,нужно сидеть и заниматься ребёнком играть с ним общаться ,а времени всегда не хватает,и игрушек у него огромные горы только с ними играю я а он просто смотрит ,нет иногда конечно играет и один даже,но в большинстве случаев нужно играть мне, постройки,нарисуй,раскрась,помоги означает сделай за меня,я не пойму где у него та грань где он захочет сам сделать,может это черта характера думаю иногда,его папа очень не любит физ труд,что то делать самому руками,лучше заплатит вдвое чем сам сделает,вот думает не от туда ли ноги растут.хотела бы подробнее про настольные игры спросить какие вы покупали что бы заинтересовать логические.
25.11.2015
Ответить
Елена
Вера, прошу прощение за долгий ответ.
Да, вы на правильном пути. Это абсолютно нормальная реакция ребенка. Нужно все показывать самой, ребенок учится на вашем примере. он не просто наблюдает, он запоминает алгоритмы, и потом будет их воспроизводить в игре, например в дет.саду. Надо его втягивать в игру, вы строите парковку-гараж для его любимой машинки, спросите его: "Как бы тебе хотелось с какой стороны был бы въезд?" Или домик для любимой игрушки. Попросите чтобы малыш помог вам расположить кровать, стол, стулья. Спрашивайте его мнение. Этим вы очень здорово поможете ему, он будет чувствовать, что его мнение важно для вас. Это придаст ему уверенность.
К сожалению, мы многое передаем детям через гены, темперамент, тип личности в некотором смысле тоже может быть заимствован. Но по мере накопления своего опыта у ребенка будут происходить изменения. Важно то что прививается ребенку с детства. Конечно не возможно целыми днями сидеть и играть с ребенком, это и не нужно, иногда достаточно нескольких игр. И просто превращение обычных процедур (кормление, купание, умывание, одевание) в игровую форму воспринимается очень весело детьми.
По играм...моя старшая дочка любит игру где надо из длинного слова составлять слова. Еще есть такие игры, мне очень нравятся- головоломки- think and fun (это не реклама).
Малышка любит мозаику, как в нашем детстве и лего. Сейчас мы учим ролевую игру в доктора. )
12.12.2015
Ответить
вера
Спасибо большое.стараюсь читать смотреть всякие тренинги воспитания без наказания и т.д. помогает но как всегда время не хватает.
15.12.2015
Ответить
Элина
В плане тех угроз, которые таятся в интеренете, мне помог вот лично сайт http://персональныеданные.дети, там все по полочкам разложено, советую всемвсемвсемвсемвсем
23.06.2016
Ответить