Зачем нужен логопед?

вопрос только в том, кто и в каком возрасте может определить нормотипичный ли ребенок...
23.04.2019
Маш, а как отличить патологию от обычной задержки постановки звуков? У меня младший хоть и нормотипичный, но слова не выговаривает многие. Да почти все (ему 4) ну, то есть маляко вместо молоко, буквы р нет, л тоже не везде, ну и коверкает большинство слов. С этим уже нужно идти к логопеду? Речь развивалась с задержкой всегда. Понятно что-то стал говорить ближе к трем годам. И вот ещё я работаю в детском саду, у меня дети шестилетки- семилетки многие плохо выговаривают слова. Хотя по развитию нормальные. С чем это связано? Педагогическая запущенность?
22.04.2019
Если была задержка речевая, то это связано. Но звуки-то он скорее всего будет потом и сам выговаривать, а вот эта задержка вылазит в школе в пробоемах уже 😞. Сначала в фонетике, ее осилит, с пониманием глаголов, осилит... Проблема в составлении предложений. Осилит... Дальше проблема с составлением текста. И все это в одну дурацкую проблему: "Понять задание." Они еще хитро путают детей, что многие списывают на невнимательность, а на самом деле ребенок "не втыкает", вот он просто никак не заметил и не мог заметить подвоха в задании. Многие из-за строения уздечки, губы, неба, мышц или недозревшей где-то одной малюсенькой части мозга. У нормотипичных звуки встают при постоянных занятиях артикуляционной гимнастикой, при чем там много обычных игр типа футбол фантиком, на который дуют, мыльные пузыри через трубочку, логоритмика - это обычные стихи, если детям часто читают и распевки, пальчиковая гимнастика, которая с той же "сороки-сороки" начиналась. Если ребенок это все получает, звуки встанут, может позже, встанут. Это банальные игры, которые часто у детей в жизни и так есть, если они не сидят целыми днями в планшете. Олег таким и был. Заговорил в 2.8 но словарный запас огромный был. А звуки не все. Поставили быстро и даже "р" по ютубу и логоритмике, хору и музыкалке. Нооооооо... Его зрр сказалось в том, как он строит текст. Это кошмар. "Ну, он это, сказал тому, что б, ну, взять конфету, и там, она просила и ей взять." Не во всем так. Но много предложений строит таким образом. Хотя, словарный запас гигантский. А составить он не может нормально(. С ним надо было на развернутый текст больше работать. У Вадюхи мозги прекрасно работают. Проблема только фонетика. И у него короткая уздечка под языком, короткая уздечка над губой и готическое высокое небо + в 3 года удалили передние зубы из-за свища. Но заговорил до 1.5 лет и стихи рассказывал шикарно и учит их на раз-два. У него как раз только фонетика проблема. Может и надо было вовремя подрезать уздечки. С Олегом тоже проблема с уздечками была. Не резали. Сам упал - порвал. Их же можно и растянуть упражнениями. А я вовремя этим не занималась. Я в то время Tpoфима вытаскивала из ужасных диагнозов((((. И реально просто звуки - ну, не сложная проблема. Это как раз та самая запущенность(. Логопед школьный говорит, легко поставит... Если сделаю овз с сентября она его возьмет. Меня он стесняется пока, просится к ней))))). Она тоже сказала, что со своимм детьми невозможно работать, мама для них мама. У Левы тоже проблема только со звуками. Но у меня муж в детстве был с логопедией и до сих пор у него нет одного звука)))))))))))). Наследственное строение, видать)))))). Но у логопедов есть тесты, где они комплексно проверяют. Так что просто звуки - это время мамы на походы к логопеду или самостоятельных занятий. А другие нарушения - уже больше трудов и не только логопеда. Я нейропсихологов люблю)))).
22.04.2019
"Мария, а "заговорил в 2.8" - это первые слова? или первые предложения? тут такой разброс мнений среди мам ... одни жалуются, что мой в 2.8 не говорит, другие успокаивают: "не периживайте, мой тоже только в 2.8 начал". В результате оказывается, что первые имели в виду уровень "0 слов", а вторые - "предложения из 3-4 слов" а это две большие разницы... Про ваше "словарный запас гигантский. А составить он не может нормально". Недавно читала, что мысль у нас в голове рождается как клубок и это про "словарный запас гигантский", а процесс говорения требует этот клубок развернуть, составить в голове последовательную программу.
23.04.2019
В 2.8 первые 3 слова гигоград, дэги и еще какое-то))). До этого только пальцем тыкал и мычал. Да. Рождение предложений, наших мыслей, высшие функции - это нечто сложнейшее и не у всех работает правильно. На его фоне мой третий сын в 2 года рассказывающий "Бородино" меня удивлял грандиозно. И в 1.5 он излагал мысли свои полнецнно и развернуто, даже с меньшим словарным запасом.
23.04.2019
Спасибо, поняла Про ВПФ - хочется верить, что они могут работать с меньшими искажениями, при условии "раннего вмешательства"
23.04.2019
Да. Было бы время, деньги и желание. Часто родители верят, что позже сам заговорит... Ну, заговороить-то заговорит, но как будет излагать мысль? А в школе с такими проблемами сложнее.
23.04.2019
Спасибо! А ты знаешь хороших нейропсихологов? Я бы проконсультировалась дочь. Ты работала с каким то из детей с нейропсихологом?
25.04.2019
Работали много. Но она ушла из смдоктор, а контакт ее потеряла(((. Там работала прекрасная женщина!
25.04.2019
Екатерина, "маляко" в 4 года - это вполне нормально. Звук Л вначале появляется только в своем мягком варианте. Вероятно ваше "Л тоже не везде" как раз об этом - есть в словах, где Л мягкий - "люблю"- И нет там, где Л твердый - "лужа". "Молоко", возможно, стало исключением, потому что это слово, которое сопровождает с раннего детства. Звука "Р" нет, ему еще рано. Появится ближе к 5ти-6ти годам. Очень вероятно появится сам, без логопеда, если сейчас в 4г уже есть мягкий "Л" Коверкает большинство слов (не выговаривает звуки или переставляет слоги, или не согласовывает их в предложении)? Смотря, как коверкает и какие слова.
23.04.2019
Спасибо большое за такое объяснение! Да, действительно, мягкие л он говорит, а вот лужа скажет "узя" а если попросить постараться повторить то скажет "люзя". Я только сейчас поняла что мягкие л ему говорить проще, чем твердые. И ещё мне кажется мы сами мало стараемся его "не понимать". Привык мотоцикл говорить "ицикль" и мы уже понимаем. А попросишь его хотя бы по слогам произнести, он произнесет. Видимо я сама мало мотивирую его стараться. Привыкла что у двух предыдущих детей проблем с речью не было вообще.
25.04.2019
Смотря какие проблемы у ребенка. если есть положительная динамика,хоть и не большая, то зачем логопед, все идет своим чередом, и незачем подгонять ребенка.Другое дело, если есть отрицательная динамика или вообще ее нет положительной динамики, то да. не из всех детей гении же получаются. обычно к 7ми годам все само собой налаживается.
21.04.2019
Самое интересное, что если с ребенком, которому логопед реально нужен (ведь это не только звуки) начать заниматься с 4х будет реально поздно🤷‍♀️, но это тщательно скрывается по какой-то причине.
21.04.2019
Да. Загадка. При чем меня отшивали за мои деньги до 4 лет. Или относились так, что сама просила-получай.
21.04.2019
Ёлка Я с Колей это проходила на подготовке к школе. Очень нужный раздел языка, но мало ему уделяют времени в школе (если нет занятий с логопедом). Он даже со своим ОНР неплохо справляется с диктантами. Ему легче объяснить большинство правил с Ж,Ш,Ц и тд. И да, они нифига не слышат! Или слышат что-то свое. Я так поняла, что и я не слышала в детстве, но маме было фиолетово, проще выпороть, чем систематизировать ошибки. И тогда вообще не было проблем с логопедией, если твой ребенок не мычит, а что-то говорит. А ларчик просто открывается. Все проблемы с фонетикой решаются дрессировкой. Много, много, много труда, осмысленного переписывания текстов классиков, тренировка и еще раз тренировка. Я где-то читала, что «врождённую грамотность» натренировать или снизить влияние диагнозов на письмо.
20.04.2019
Натренировать надо. Очень много раз. У нас тоже есть прогресс. Для него большой. На фоне других... Не очень.
20.04.2019
Ирина, про "нифига не слышат" - скажите, пожалуйста, а во сколько ребенок заговорил? первые слова? первые предложения? родился ли через кесарево сечение? и путал ли в дошкольном возрасте простые звуки "бом" вместо "дом" и т.д. (не свистящие, шипящие и л,р. Только простые) Я объясню почему спрашиваю. Есть версия, что с кесаревым сечением связана особенность вестибулярного аппарата и последующего становления фонематического слуха. Мне кажется, что если запустить речь таких детей вовремя (в год первые слова, к двум годам выйти на уровень хотя бы двусловных фраз) , то по " правилу 10000 часов" фонематический слух к школе успевает настроиться. Проверено пока только на племяшке. Она- кесаренок, начала говорить в год. И очень хорошо слышит, причем одинаково хорошо распознает звуки двух языков (у мамы с папой разные языки). В принципе это то же, о чем говорите вы про "дрессировку". Вы про дрессировку ближе к школе, я- про увеличение количества говорения естественным путем, раньше запустив речь.
23.04.2019
Мои все родились естественным путём. У Коли было поражение ЦНС какой-то легкой степени. Начал он, как и все остальные говорить в 8-9 месяцев: мама, папа. А потом стал «перевирать» слова. Вместо самолет - содике. Это то, что я помню. У Наташи не было вообще никаких неврологических диагнозов, а она хуже говорит. И если с Колей мне было с чем работать, он имел плохую моторику и желание говорить, то мадам у меня в год пуговицы расстегивала, откручивала. При этом речи как таковой нет. У Миши вообще было идеальное развитие речи, по книжке. Но он тоже не слышит разницы между многими звуками. Значит будем в школе отрабатывать.
23.04.2019
Ирина, спасибо за ответ. Значит кесарево сечение- не единственный путь для особенностей фонематического слуха. Хотя я это и понимала, кесарево сечение - лишь дополнительный риск в этом вопросе. А основа фонематического слуха - это зрительный контакт на этапе когда речь запускается и обратная связь от взрослого на неточно сказанные слова (если искажаются звуки доступные по возрасту). Наташа с пуговицами и неговорением меня не удивляет. Я уверена, что прямой связи между мелкой моторикой и умением говорить нет. Писала об этом тут. А "про Миша не слышит". Не слышит - это еще как определять. Одно дело, когда он неточно отвечает на вопросы взрослого о звуках. И другое дело, когда в собственной речи путает "бом" и "дом" - вот с этим вторым нужно точно работать еще ДО школы.
23.04.2019
С Мишей скорее первое, неточно пишет на слух слоги. В ркчи только одно «кривое» слово «питерь»! Вот никак ТЕПЕРЬ не получается. Было бы смешно, но я помню свой «возгал» лет до 7 и у мужа был «помоту». Но это меня не так волнует, как отсутствие разговора у Наташи. И если бы у нее реально было отсутствие зрительного контакта, общения, запускания речи. Она ведь не с вьетнамской глухой няней росла? Я простукивала ритм слов, пальчиковую гимнастику делала, пою песни, читаю стихи, носила на руках, делала массаж. Я только не умею работать с инструментами, которые Маша показывала. Старшего то я вытянула. Никто сейчас и не догадывается, на сколько все было плохо! А с Наташей глухо. И слух есть, песни она поет и стучит! Но рот живет отдельно от мозга. Будем работать!
23.04.2019
"неточно пишет на слух слоги" - это может быть близко и ко второму. Ребенок, который учится писать все себе вслух проговаривает. Понять на каком этапе появляется ошибка, в проговаривании или перекодировке звука в букву. Думаю Вы до школы успеете этот процесс сделать ему понятным. Про "песни поет" с Наташей не поняла. То есть какие-то слова есть, если она их включает в песни? В любом случае удачи Вам!
24.04.2019
Мелодии подпевает.
24.04.2019
мелодии подпевает- это обычный слух +музыкальный. А речевой слух (фонематический) развивается в процессе говорения и обратной связи от взрослого. Тут писала про него https://www.babyblog.ru/user/logoVed/445583
24.04.2019
Присутствие зрительного контакта, общения не говорит о том что нет РАС, если вы об этом. У меня сын высокофункциональный аутист (Аспергера). Так же был зрительный контакт и общение. Предложения появились только в три, из двух слов. Первое слово в 2 и 6, потом ещё пару слов и до трёх тишина. В три "лёд тронулся". У нас из РАС две проблемы: социальные взаимоотношения и наша речь (почти в норме). Это был поставлен диагноз в 5,5 лет. Скоро должны снова попасть на приём, посмотрим каков прогресс с тех пор. Что интересно. Наши знакомые долго удивлялись когда услышали диагноз, сын им казался типичным ну иногда просто с особенностями личностного характера. И сейчас, люди не видят в нём аутиста тем более (потому что проресс есть). Так что если волнуетесь, сходите на приём к психотерапевту (только не в гос учереждение, до сих пор могут влепить шизофрению, идиоты). Могу посоветовать в Мск Осина Елисея. Приём дорогой, ждать три месяца, но он того стоит (имхо). По крайней мере будете знать да или нет, и дальше действовать от ответа.
26.04.2019
Напишите контакт в личку, спасибо. Наташу смотрел психолог, никаких вроде особенностей, но разговора нет. Психоневрологи до 4 сказали не париться. Логопеды говорят, что уже поздно.
26.04.2019
Пишу в личку ;)
27.04.2019
А вот кесарная племяшка не имеет проблем со слухом, разговором и грамотностью. Наверное это еще и на генном уровне.
23.04.2019
я ниже написала в ответе Вам, что кесарево сечение - не единственный фактор. И моя, и ваша племяшка подтверждают это ) Она наверное и заговорила раньше, как и моя Даша. Про генный уровень в речи я не верю. Речь - это приобретаемый навык. Наследоваться могут какие-то особенности нервной системы, которые окажут свое влияние на развитие речи. Но они всегда себя проявляют.
23.04.2019
Можно в диалог? Еще роль играет шейный отдел. И хорошая работа сосудов. Развитие памяти!
23.04.2019
Да, да! Шейный отдел огромную роль.
24.04.2019
Евгения - не встречала информации про связь шейного отдела и фонематического слуха. Буду благодарна, если подскажете, где видели Вы. Проблему с шейным отделом решает остеопат? 2. Развитие памяти идет от речи, а не речь от развитой памяти. Чем больше ребенок говорит слов, тем лучше память, чем лучше память, тем еще больше он запоминает новых слов. И так по кругу, если мы говорим о раннем запуске речи от года до двух. А если ребенок долго молчал, то память формируется по другим законам, и да, потом ее недоразвитие может сдерживать развитие речи. Но тогда мало говорить только о памяти. Тогда отстает и сдерживает не только она.
24.04.2019
Про то , что до школы нужно успеть согласна абсолютно! У нас со старшим была очень классная учительница по подготовке к школе, и они очень большой акцент на звуко- буквенном анализе делали, это нас очень спасло, щелкает этот разбор в школе на ура, я сама с ним подучила, а то забыла уже))) . Еще отлично бы успеть хоть немного прописные буквы писать к 1 классу, особенно если программа ускоренная, нас это тоже очень выручило!
20.04.2019
Да. Письменные буквы нужны очень. Вадюхе повезло с учителем, он как-то сразу начал и даже "стыдно" писать печатными. А со старшими до 2 класса бились.
20.04.2019
Маш, все хорошо, только не слога, а слоги. Слог-слоги, ударение на О!)
20.04.2019
На слОги, конечно. С волками жить, по волчьи выть. Мой муж ложит всю жизнь, у него ихний... Я уже верю в их существование).
20.04.2019
🤣 Недавно иду по улице и мужик по телефону разговаривает грооомко так: евойный! да евойный говорю! я аж подпрыгнула)
20.04.2019
Ейная, уже постоянно слышу. А с моими логодетьми, я уже это проглатываю. Мне интересно, у Китайцев и Американцев дети так чудят? Олег на китайском читает быстрее, чем на русском 😂.
20.04.2019
Ты ж не знаешь, что и как он на китайском читает :)))
20.04.2019
Зато уверенно и разъясняя. Особенно, как он мне время начал объяснять. У них там четвертями и утро, день, вечер, ночь разные слова. И вообще, написание иероглифов очень интересная штука. Какая палка что значит. Так бы он в русском буквы не путал). Но палки, видимо, проще.
21.04.2019
Я вообще не могу понять, как эти палки и закорючки можно запомнить :)))
21.04.2019
Вот, я тоже. Но там есть логика)))
21.04.2019
Можно уже отдавать своих к тебе на занятия?
20.04.2019
У меня уже от своих глаз дергается))))))
20.04.2019
👍🏻 Очень нравится Вас читать. А зачем массаж? Дизартрию ставили?
20.04.2019
Спасибо! Да, дизартрия. Но у него язык соысем не поднимался(. И много звуков не мог сказать совсем никак. Да, и вообще говорить не хотел.
20.04.2019
Фонетический разбор вообще ЗЛО! И грамотности не добавляет, к сожалению.
23.04.2019
Для детей с фонетическим недоразвитием речи этот разбор необходим! Мой только к концу второго класса благодаря постоянной работе начал писать более менее правильно. А так ни одного правильного слова не было и быть не могло. Мебель - небель, нитки - митки, ходить - хатид.
24.04.2019
Ставим с Вадюхой "Р". Артикуляционная гимнастика. Часть 1. Упражнения для дислексиков и дисграфиков