ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ НЛП В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ часть 1
Техника нлпСтатья не моя
Семилетний опыт работы школьным психологом убедил меня в том, что существующие психологические методы диагностики проблем, возникающих у детей в процессе обучения, не дают ясного ответа на вопрос: «В чем корень этих проблем?» Современные тестовые методики лишь констатируют факт нарушения того или иного психологического процесса. В большинстве случаев психолог выявляет у ученика, к примеру, низкий уровень обобщения или неумение устанавливать причинно-следственные связи. Но в чем причина его неспособности это сделать, как это соотносится с тем, что ему не дается математика или русский язык, ни психолог, ни учитель в большинстве случаев сказать не могут. В педагогике считается, что сам процесс обучения должен формировать необходимые мыслительные процессы и операции, развивать внимание и память. Но почему-то так происходит далеко не всегда. Наверное, каждый школьный психолог сталкивался и с тем, что есть ученики, показывающие хорошие результаты по всем тестам, в том числе и по модным ныне тестам обучаемости, но с учебой имеющие серьезные проблемы, несмотря на достаточную мотивацию и старательность. В чем причина этого? Поиск ответов на эти и некоторые другие вопросы привел меня к одному из современных направлений психологии - нейролингвистическому программированию (НЛП), в котором я, как мне кажется, нашел один из ключей как для диагностики, так и для коррекции большинства проблем школьников. Понятия и подходы НЛП могут стать тем единым языком, на котором смогут находить большее взаимопонимание психолог и учитель. В настоящее время они говорят как бы на разных языках: психолог на языке тестов, а учитель на языке школьных программ, методик обучения и школьных учебников. Мой опыт использования подходов НЛП в диагностике и коррекции трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что как минимум у 70 процентов детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа методам обучения и отсутствием у учителей четкой цели формирования у учеников эффективных стратегий. По данным некоторых психологов, в настоящее время значительно увеличилось число детей «крайнего» визуального типа, что во многом связано с обилием всевозможных компьютерных игр, игровых приставок, увлечением телевидением, видеофильмами. Все реже и реже родители читают детям книги, рассказывают сказки. Это приводит к тому, что у многих детей к началу учебы в школе слуховой канал восприятия и обработки информации развит слабо, что, в свою очередь, компенсируется развитием зрительного канала. Итак, число детей визуального типа сейчас резко возрастает, а методы обучения в школе во многом остаются прежними, основанными в большой степени на речеслуховой подаче материала. Хотя учителя начальных классов применяют много наглядности, это напрямую не способствует формированию у детей умения действовать в умственном плане. Несформированность многих необходимых мыслительных стратегий большого числа учащихся начальной школы особенно сказывается при их переходе в среднее звено, где резко уменьшается количество наглядного материала и где предполагается, что дети уже умеют действовать в умственном плане. Именно здесь кроется огромный резерв обеспечения преемственности в обучении при переходе детей в среднее звено. Общаясь с учителями по вопросам методов обучения и выявления причин школьных трудностей их учеников, я пришел к выводу, что большинство, во-первых, считают, что дети мыслят точно так же, как и они, и, во-вторых, практически не осознают собственные мыслительные стратегии. Возникает вопрос, так ли важно это осознавание? Для того чтобы быть эффективным в чем-либо, это, может быть, и не столь важно, но для того, чтобы передать свои стратегии другим, их осознание, я думаю, необходимо. Все это приводит к большим трудностям в применении учителями дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Данная работа является моей попыткой привнести некоторые идеи и методы НЛП в практику обучения, диагностики и коррекции школьных проблем, дать возможность как психологу, так и учителю взглянуть на задачи обучения под новым углом зрения. Здесь рассмотрены вопросы применения методов НЛП к диагностике и коррекции трудностей в правописании, связанных в основном с орфографией, и в усвоении математики. Технология формирования стратегии грамотного письма применима к учащимся любого возраста. Примеры и задачи по математике ориентированы на учащихся начальной школы. Для учащихся среднего и старшего звена учитель и психолог, основываясь на рассмотренных принципах и методах НЛП, может подобрать собственные задания. Методы НЛП дают возможность нашему образованию сделать скачок в области обучения, и упустить такой шанс было бы непростительной ошибкой.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НЛПРепрезентативные системы Модальность (репрезентативная система) - форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. Различают визуальную (В), аудиальную (А, Д), кинестетическую (К, тактильные, мышечные ощущения, чувства), вкусовую и обонятельную модальности. Основная модальность - модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить, предикатов какой модальности используется больше. Примеры зрительных (визуальных) предикатов: увидеть, смотреть, яркий, перспектива, точка зрения и т.д. Примеры аудиальных предикатов: слушать, созвучный, громко, тихий и т.д. Примеры кинестетических предикатов: чувствовать; ощутимый; тяжело; грустный; ухватить и т.д. Ведущая модальность (глазные ключи доступа) - модальность, используемая человеком при извлечении информации из памяти. Определяется путем наблюдения за глазодвигательными сигналами в соответствии с указанной ниже схемой при ответах человека на различные вопросы.
Вв - визуальные вспоминаемые образы. Вк - визуальные конструируемые образы. Ав - аудиальные вспоминаемые образы. Ак - аудиально конструируемые образы. К - кинестетические образы. Д - внутренний диалог. Взгляд прямо с расширением зрачков указывает на визуальный доступ к информации. Схема действительна для правши, для левши нужно использовать инвертированную схему. Референтная модальность - модальность, используемая человеком для определения истинности чего-либо. Определяется путем выделения предикатов в речи и наблюдения за ключами доступа при ответах на соответствующие вопросы (см. далее), а также наблюдением за мимикой и реакциями тела. Стратегия - последовательность модальных переходов при выполнении мыслительных операций. Полушарная модель мозга Согласно новейшим психологическим исследованиям, левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, обработку знаковой информации. Правое полушарие отвечает за обработку образной информации, интуицию, синтез, воображение, чувства и эмоции. Соответствие полушарий и глазных ключей доступа Визуальные знакиВизуальные образыАудиальные знакиАудиальные образы(внешняя речь, внутр. диалог)(звуки)Кинестетика Для визуального типа характерно: 1. Основная модальность - визуальная. 2. Визуальные ключи доступа. 3. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника. 4. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате. 5. Красивый, аккуратный почерк. 6. Мало отвлекается на шум. 7. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации. Для аудиального типа характерно: 1. Основная модальность - аудиальная. 2. Аудиальные ключи доступа. 3. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова. 4. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует. 5. Сильно отвлекается на шум. Для кинестетического типа характерно: 1. Основная модальность - кинестетическая. 2. Кинестетические ключи доступа. 3. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться. 4. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция. 5. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок. 6. Возможен неряшливый почерк. 7. Часто вертит в руках какой-либо предмет. 8. Возможны проявления различных эмоциональных реакций. 9. Чувствителен к эмоциональным методам обучения. Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями. Чаще всего это дети «правополушарного» типа. Моделирование НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающаяся моделированием, т.е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях (в том числе и в образовании). А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта. Моделированием называется процесс, в ходе которого то или иное сложное событие или явление разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие воспроизвести или определенным образом использовать это событие или явление. Механизм моделирования в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа шаг за шагом складываются стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям. Под стратегией в НЛП понимается последовательность мыслей и действий, направленных на получение конкретного результата. Стратегия - это детальный план достижения цели. В практике нашей работы на семинарах моделирование осуществлялось путем осознания человеком своих внутренних психических процессов. В случае их слабого осознания партнер помогал человеку путем наблюдения за глазодвигательными сигналами, мимикой, жестами, а также за речевыми паттернами и постановкой соответствующих вопросов: «Как ты узнаешь, что...?», «Что ты сейчас себе представил?», «Что ты себе говоришь?», «Что означает твой жест?» и т.п. В некоторых случаях моделирование, или выявление стратегий, основывалось на анализе речевых паттернов в книгах крупных специалистов. Глубинные и поверхностные структуры Известно, что человеческий мозг перерабатывает информацию двумя сигнальными системами. Первая - доречевая, или (в терминах НЛП) модальная (визуальная, аудиальная, кинестетическая), и вторая - посредством слов, речи, символов и знаков того или иного языка (разговорного, научного, художественного и т.д.). Обычное речевое мышление человека, выполняемое с помощью логических рассуждений, подготавливается деятельностью подсознательных, доречевых механизмов переработки информации. Всякая мысль, прежде чем обрести словесное оформление, проходит через этапы работы первой сигнальной системы, ближайшего проводника действительности. В НЛП лингвистический уровень (вторая сигнальная система) назван поверхностной структурой, а уровень сенсорных репрезентаций (первая сигнальная система) - глубинной структурой. Согласно Н. Хомскому, основателю трансформационной грамматики, глубинные структуры не являются неразрывно связанными с каким-либо конкретным языком, но могут быть выражены различными лингвистическими средствами (поверхностными структурами). Именно на этом положении основана работа переводчика-синхрониста. Он преобразует поверхностные структуры иностранного языка в свою глубинную структуру, а уже из нее строит поверхностную структуру родного языка (и наоборот - родного в иностранный язык). Совокупность глубинных и поверхностных структур человека как сложная иерархическая система составляет его модель мира, или его репрезентацию, которая хранится в мозге человека в виде сложной иерархической нейронной системы. В процессе развития мышления человека, начиная с младенчества происходит формирование системы связей между поверхностными структурами (речь) и соответствующими им глубинными структурами, которые есть результат переработки сенсорного опыта восприятия и деятельности человека в окружающем мире. Процесс соотнесения поверхностной структуры с соответствующей ей глубинной структурой в НЛП называется трансдеривационным поиском. Этот процесс возвращает человека от слов и знаков в недра своей модели мира с целью прочувствования опыта. Когда мы видим сочетание букв собака, мы осуществляем трансдеривационный поиск своего прошлого опыта, который связан с сочетанием букв (словом) собака. Если мы сумеем извлечь из модели мира картины, звуки, ощущения и запахи в ответ на это слово, мы узнаем, что означает собака. Если не сумеем, то мы не поймем этого слова. Наоборот, если мы хотим что-то высказать, мы начинаем со своих глубинных структур (картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов), находим соответствующие им слова и строим нужное предложение.
В, А, К, Д - совокупность визуальных, аудиальных и кинестетических образов каких-то реальных собак, на которых мы обращали внимание в процессе своей жизни. В дальнейшем такое множество визуальных, аудиальных и кинестетических образов мы будем называть полимодальным В, А, К, Д-фильмом. Когда ребенок только начинает формировать понятие «собака», он совершает обратный процесс, процесс связывания своего сенсорного опыта со словом собака (вначале как набором звуков, а в дальнейшем и с набором картинок-букв). Для понятий высокого уровня обобщенности этот процесс трансдеривационного поиска может оказаться намного сложнее. Так, для слова растение он может иметь следующий вид (схема дана в частичном виде):
По всей видимости, информация об этом понятии хранится в памяти человека в виде иерархической древовидной структуры (дерево - одна из форм представления информации в математике и теории информации). Эта структура имеет несколько уровней, на самом низшем, или глубинном, уровне она представлена полимодальным фильмом нашего сенсорного опыта восприятия множества различных видов растений. В дальнейшем мы будем различать следующие информационные уровни: а) уровень родного языка (речи письменной и устной); б) уровень символов и знаков той или иной области; в) уровень сенсорного опыта В, А, К, Д - глубинная структура. Уровни а и б тесно связаны с работой левого полушария мозга человека, уровень в - правого полушария. Часто уровни а и б называют синтаксическим уровнем, а уровень в - семантическим. Обучение ребенка должно опираться на установление прочных связей между поверхностными структурами изучаемого предмета и глубинными структурами, иначе говоря, на реальный жизненный опыт ребенка (сенсорный и деятельностный). По моему мнению, в обучении детей сейчас преобладает акцент на овладение поверхностными структурами (синтаксис, левое полушарие), а не на формирование глубинных структур (семантика, правое полушарие), что приводит к поверхностному, механическому овладению предметом. Остановимся еще на одном важном моменте. До настоящего времени в отечественной психологии господствовала идея, что мышление человека - это в первую очередь процесс функционирования его внутренней речи. Поэтому большинство методов обучения детей основано на вербализации информации, зачастую игнорируя процесс формирования глубинных структур, лежащих в основе этой вербализации. В новой парадигме обучения, которая уже начинает пробивать себе дорогу, я думаю, будет значительно усилена работа с глубинными структурами мозга ученика, иными словами, будет сделан шаг в направлении гармонизации работы обоих полушарий головного мозга. Традиционный подход к формированию навыка действий в умственном плане (например, теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина) в большей степени ориентирован на формирование поверхностных структур путем «комментирования» внешних действий вначале вслух, а затем про себя. При этом предполагается, что глубинные структуры возникнут сами по себе (функция сознания - отражение!). Но это происходит не всегда и не у всех детей. Поэтому в нашей системе этапу перехода внешних действий и восприятий во внутренний план отводится особая роль. Делается это следующим образом. Перед началом выполнения тех или иных действий во внешнем плане детям дается установка, что их глаза и мозг будут работать как фотоаппарат или видеокамера, и они могут как бы снимать свои (или других людей) действия на пленку. Причем в фильм должны заноситься не только зрительные, но и аудиальные и кинестетические образы. Фильм может комментироваться вслух и/или про себя. После выполнения действий детей просят вспомнить весь фильм и только через него давать вербальные формулировки. Таким образом, особый акцент делается на сознательном формировании вначале глубинных структур знаний, а уже через них на «связывании» этих структур с поверхностными структурами (речью). Такой подход неизбежно приводит к повышению уровня осознанности, улучшению внимания школьника, формирует навык самоконтроля, развивает различные виды памяти, гармонизирует работу обоих полушарий головного мозга. Линии времени Одной из важнейших функций нашего мышления является упорядочивание событий и процессов во времени. Можно сказать, что время есть один из важнейших системообразующих факторов целостной системы мышления человека. И от того, насколько хорошо сформирована эта функция мышления, во многом зависит его эффективная работа. НЛП уделяет большое внимание способам, которыми наш мозг кодирует субъективное восприятие времени. В НЛП выяснено, что, каким бы на самом деле ни было время, наше субъективное восприятие его, оказывается, имеет пространственную структуру. Мы используем метафоры «предвидеть будущие события», «вернуться в прошлое», «отдаленное будущее», «незаметно пролетело время» и т.д. Кажется, мы думаем о времени как о линии. И на самом деле - выявление способов кодирования субъективного восприятия времени большого числа людей показало, что наш мозг кодирует это восприятие в виде пространственной линии. Временные линии можно разделить на две большие категории. Первая называется «вдоль времени», или «включенное время». У людей с такой линией времени она начинается сзади и, пройдя сквозь них, уходит вперед, так что прошлое оказывается в буквальном смысле слова сзади, а будущее впереди. Они живут в той части своей временной линии, которая связана с настоящим, и поэтому обычно не осознают течение времени. Эти люди, как правило, находятся в ассоциированном состоянии сознания. Вторая категория - линия типа «поперек времени», или «сквозное время». У людей с такой линией времени прошлое, настоящее и будущее находятся перед ними. Обычно прошлое находится слева, будущее уходит вправо (для левши может быть наоборот). Люди с такой временной линией обычно хорошо планируют, умеют ставить цели, бывают организованными и пунктуальными. Они чаще всего находятся в диссоциированном состоянии сознания, как бы наблюдая за собой со стороны. Многие жизненные проблемы людей имеют корни в способах кодирования своей линии времени. Об этом достаточно полно сказано в литературе по НЛП. Анализ первых результатов, полученных нами при работе над темой, показал, что некоторые способы кодирования времени детьми (или отсутствие такого кодирования) резко снижают их мыслительные способности. Так, в частности, если ученик не может отстраниться от своей линии времени (находится во включенном времени), то это может создать определенные трудности в установлении причинно-следственных связей, решении обратных задач, понимании функциональных процессов, последовательном и связном воспроизведении материала по тому или иному предмету. Изучение способов кодирования детьми своей линии времени и связи этих способов с их успеваемостью, уровнем развития интеллекта представляется мне очень перспективным. Информационные позиции В НЛП считается важным умение сочетать различные точки зрения на одно и то же событие. Это называется тактикой множественного описания. В НЛП различают три основные точки зрения, или три описания. Первая позиция - это наша собственная реальность, наша собственная позиция, с которой мы воспринимаем событие. Вторая позиция - это переход на точку зрения другого человека, восприятие ситуации с его позиции. Третья, или метапозиция, - это способность стать на внешнюю, отстраненную точку зрения или позицию не вовлеченного в ситуацию наблюдателя. Сочетание всех трех позиций, трех точек зрения на ситуацию называется тройным описанием. Умение переходить из одной позиции в другую характерно для лучших коммуникаторов, лидеров, гибких и творческих людей - всех тех, кто обычно добивается успеха. Множественное описание можно сравнить со стереограммой, построенной из большого количества мелких цветных деталей, в совокупности дающих возможность увидеть объемный образ. Существует также четвертая позиция восприятия, которая подразумевает рассмотрение ситуации с точки зрения целой системы. Четвертая позиция предполагает своего рода интуитивный синтез всех трех ракурсов с целью получить полный «гештальт», или голографический образ. Умение интегрировать множественное описание в единый голографический образ является необходимым элементом так называемого системного мышления. На важность умения ребенка децентрироваться, входить в ситуацию другого человека для развития его интеллекта указывал французский психолог Пиаже, и это положение принято в настоящее время практически всеми психологическими школами.