Пособие по БИР из декрета в декрет, или как я получила на 40 тыс. больше
Правовые вопросыДорогие девочки, как выяснилось, при расчете пособия по БИР из декрета в декрет есть множество тонкостей, которыми не владеет львиная доля кадровиков и бухгалтеров. Выясняла я это долго и мучительно. Ночами в течение нескольких недель читала законодательную базу, задавалась вопросами и только в одном месте увидела расчет, произведенный таким образом, каким производила его я, по-своему трактуя уже ставший родным ФЗ №255. При этом все знакомые мне специалисты в этой области утверждали, что так считать категорически неправильно. Я долго не унималась и решила все же написать письмо в ФСС. Спустя почти месяц пришел ответ, который подтвердил мою правоту. Скажу честно, я была очень удивлена ответом, т.к. к тому времени уже смирилась с тем, что, видимо, я увидела что-то в законе через розовые очки. А ведь нет - в результате мне одобрили и перечислили пособие почти на 40 тыс. больше, чем я, уже отчаявшись, планировала получить.
Естественно, данная ситуация применима не ко всем, но в ваших интересах хотя бы прикинуть расчет и понять, сможете ли вы повернуть ее в более благоприятную для себя сторону.
А теперь по порядку.
В первый декретный отпуск (и далее в отпуск по уходу за ребенком) я ушла в середине июля 2011 года. По окончании моего первого декретного отпуска (сентябрь 2014) я не выходила на работу, оформила 1 месяц очередного оплачиваемого отпуска и далее сразу же ушла во второй декретный отпуск.
PS: Факт оформления очередного отпуска между декретными отпусками в моей ситуации не влияет на расчет пособия по БИР, о котором веду речь.
· Согласно п. 1 Статьи 14 упомянутого ФЗ №255 об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
· Согласно п. 3.2. Статьи 14 ФЗ №255 : Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
· Согласно п. 3.3. Статьи 14 ФЗ №255 : Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
· Для справки, величина предельной базы составляет след. значения:
2009-2010 гг - 415 000 р.
2011 г - 463 000 р.
2012 г - 512 000 р.
2013 г - 568 000 р.
2014 г - 624 000 р.
Т.е. при текущем моем втором декретном отпуске, который начинается в конце октября 2014 года, расчет пособия по БИР должен производиться по 2012-2013 годам.
Стандартная схема, по которой почти все кадровики / бухгалтеры рассчитывают данное пособие, следующая:
В 2012-2013 гг. я была в декрете, дохода не имела. Соотв-но к расчету принимаются 2010-2011 гг.
Мой средний заработок, рассчитанный согласно статье 14 ФЗ №255, в 2010 г и 2011 г. превышает предельные значения для этих лет и, к расчету принимаются сами предельные значения- т.е. 415000 р. и 463 000 р., соответственно.
Таким образом, мой средний заработок за два расчетных года с учетом предельных значений составит: (415000 + 463000)/(730 - периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком).
В моем случае среднедневной заработок составил 1814 руб.
А вот здесь начинается самое интересное… Нам необходимо применить еще одно ограничение, установленное законодательством, а именно п. 3.3. Статьи 14, согласно которому рассчитанный размер моего среднедневного заработка (1814 руб.) не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.
Абсолютно все опрошенные мною специалисты на данном этапе применяли ограничения для тех же расчетных лет, на основании которых производится расчет (в моем случае, ограничения для 2010-2011 гг.). По их расчету получалось, что мой среднедневной заработок не должен превышать: (415000 + 463000)/730= 1202, 74 руб. и пособие по БИР должно составлять 1202,74 руб. * 140 дн. = 168383, 6 руб.
Мне же не давала покоя формулировка п. 3.3. Статьи 14 - ведь там речь идет о предельных значениях двух лет, предшествующих декрету (а не расчетных лет), т.е. в моем понимании, на последнем этапе надо было применять предельные значения именно 2012-2013 гг, и тогда мой среднедневной заработок не должен превышать: (512000 + 568000)/730= 1479,45 руб. и пособие по БИР должно составлять 1479,452 руб. * 140 дн. = 207123,29 руб.
На официальном сайте ФСС я направила запрос. Запрос мой обрабатывался достаточно долго - около месяца, но в результате, как я упоминала, пришел официальный ответ, который подтверждал мою позицию и приводил достаточно подробный расчет размера пособия. Своему работодателю я направила ответ из ФСС, что позволило мне отстоять вариант расчета пособия, превышающий почти на 40 тыс. руб. нежели тот, порядок расчета которого был для всех очевиден.
Важно отметить, что ФСС также подтвердило - к расчету можно принимать нулевые года - главное, чтобы в результате это дало вам больше, чем иные варианты расчета. Иными словами, ФСС подтвердил, что я могу принять к расчету 2011 год, в котором у меня был доход и в июле которого я ушла в первый декретный отпуск, а также 2013 год (в данном случае это не имеет значение - 2012 или 2013 г), в котором у меня был нулевой доход в силу того, что находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Конкретно в моей ситуации не играет роли, взяла ли я к расчету 2010-2011 гг. или 2011-2012 гг. или 2011-2013 гг. Но в любой другой ситуации это может сильно повлиять на результат.
Надеюсь, что это информация сможет кому-нибудь помочь.