Как сообщает "Российская газета",

Будет честно, если за оскорбление Марь Ивановны назначат штраф. Однако в случае если Марь Ивановна оскорбляет ученика, она так же должна заплатить штраф.
28.02.2020
Абсолютно согласна.
28.02.2020
Даже если найдут и успешно освоят бюджет на камеры и конфликтологов: 1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). 2. Уголовная ответственность для отдельных видов преступлений (средние, тяжкие и особо тяжкие) предусмотрена с 14 лет. Граждане в возрасте до 14 лет к уголовной ответственности не привлекаются. До 14 лет малыш может делать всё и ничего ему не будет. Возраст уголовной и административной ответственности не снизят.
26.02.2020
Ну, штрафы ничего не решат, но и предложить, без продвижения глобальных трудновыполнимых идей, на самом деле больше нечего.
26.02.2020
Есть чего, если честно.
26.02.2020
Что именно, камеры? Ну это и называется "глобальные трудновыполнимые идеи" - мало того, что камерами надо оснастить всю школу, должны быть еще проверяющие и не ЧОПовцы, и даже не неравнодушные родители, должна этим заниматься комиссия из пары-тройки конфликтологов, которые будут разбирать все возможные спорные ситуации, не только учителей и учеников, и не только по камерам и в развитии ситуации. Не чувствуете, как вырос бюджет затеи? Далее вопрос как решать проблему, если дело не в учителе, хотя, как я понимаю, вы такой вариант не рассматриваете. Какие санкции применить к родителям неуправляемого ребенка, особенно к тем, кто не считает чадо проблемным? Как наладить обратную связь, даже не с маргинальными, а просто с пофигистичными родителями или, что хуже, с родителями, которые не видят в поведении своего ребенка проблем и винят во всем школу? Я вот объективно не знаю. Итого, вопросы "кто будет банкет оплачивать" и "какие санкции применимы к семье ученика" пока остаются без ответа.
26.02.2020
По 1 параграфу: в Москве не проблема бюджета. В нашем комплексе вопрос о камерах озвучивался самой администрацией, но подзаглохло. Только если законопроект будет введен, то как его без камер реализовать? Всем классом в суд ходить показания давать? По 2 параграфу: на все эти вопросы отвечает раздел classroom management. Отвечает подробно, с примерами и широкой обратной связью. Тут было бы желание администрации заняться вопросом обучения коллектива. Я абсолютно точно знаю, что дело может быть и в ученике. И как с такими учениками работать, все так же рассказано в classroom management. Разговоры "их должны воспитывать родители" ни о чем, увы. Должны. Не воспитывают. Или воспитывают, но что-то не получается. Нам что нужно то? Проблему решить или наказать кого-то. Пока говорят о втором.
26.02.2020
Во-первых, Москва это не вся Россия, во-вторых, и в Москве деньги на образование ассигнуются не в первую очередь. Как выглядит широкая обратная связь classroom management, какие конкретно меры приводятся в действия к ребенку с проблемами воспитания из семьи?
26.02.2020
Конечно, не вся России, но и в Москве не торопятся, почему? По cm есть книги: https://www.amazon.com/Best-Sellers-Kindle-Store-Education-Classroom-Management/zgbs/digital-text/157379011 Вебинары, в том числе на youtube. Это доступные материалы.
26.02.2020
Мне не нужны книги, мне интересно как эти санкции, в сопряжении с законодательством и правом на частную жизнь семьи, будут работать против родителей, не заинтересованных в решении проблем или проблем не видящих. У нас закон о домашнем насилии протащить не могли из-за "вы лезете в семью!", а вы говорите о взаимодействии школы и семьи на тонком срезе воспитания. В сущности, это прекрасно, что вы рассматриваете идеальные теоретические модели и т.д., но это настолько оторвано от реальности, что просто не верится.
26.02.2020
Я теоретические не рассматриваю, только практические. Конкретно этот закон не будет работать никак. Он уже в идее нерабочий. Даже если его вдруг примут.
26.02.2020
Я не говорю, что закон будет работать, я говорю, что очевидны причины по которым не разрабатывают альтернативу. Ваша практика опять же никак не приближена к реалиям школы, или же поясните механизм взаимодействия с разными родителями в рамках действующего законодательства, мне правда интересно, поскольку я не представляю как это должно работать.
26.02.2020
У нас уже есть действующие уголовный и административный кодексы. В них предусмотрено наказание за нанесение вреда здоровью, хулиганство, оскорбление. Про оскорбление я бы сейчас не говорила, а вот по хулиганству и вреду здоровья дела можно и нужно заводить. По действующему законодательству, будет возраст от 16 лет, а каких-то случаях от 14. Ничто не запрещает учителям писать заявление, подавать в суд по этим статьям. Но часто не делают. Почему? Потому что школа не поддерживает сотрудников, не хочет проблем. И профсоюзу бы нужно выступать за то, чтобы по обозначенным нарушениям заводились дела в обязательном порядке, доводились до конца и придавались огласке. Должна быть четкая и применимая инструкция на этот счет. Все. Не надо новых формулировок. Что важно, хулиганство не на пустом месте возникает. Как правило, неблагополучных детей видно изначально. И таких детей надо корректировать. В школе это корректируется теми самыми приемами classroom management, которые у нас далеко не везде используются. А должны использоваться везде, тогда и количество нарушений будет значительно снижаться. На эту тему накоплен большой мировой опыт. Это не телрия, а годами проверенная практика. Профсоюз должен и этим вопросом заниматься. Просвещением, обучением педсостава. Родители. Если это не асоциалы, родители будут сотрудничать со школой, как только речь будет идти о сотрудничестве. Не "ваш Вася кретин, вы его совсем что ли не воспитываете?". Нет, должно быть именно сотрудничество: "у нас есть вот такая проблема, мы в школе делаем это, нам нужна ваша помощь (конкретно обозначенная помощь)". Родитель должен быть уверен, что ребенку пытаются помощь, а не выпереть его из класса или сделать козлом отпущения. Вот так это должно происходить.
27.02.2020
Что до 14 лет, в самом трудном возрасте? Как обойти это "не ломайте ребенку жизнь", которое у нас реально зачем-то в приоритете? Как пресечь оскорбления, с которых все и начинается, особенно, с учетом того, что дети зачастую копируют позу родителей? Я не говорю о том, что это нерешаемые вопросы, но это вопросы системные сложные, требующие работы всех вовлеченных сторон, начиная администрацией, заканчивая родителями. Приложить западную методику у нас не получится сразу, это как сову на глобус натянуть. Если со школой все понятно, она должна то, должна се, то по-прежнему не видно как воздействовать на родителя, ведь работа с родителями должна быть не только на уровне санкций, но и на уровне контроля воспитания ребенка в принципе. Вера в то, что шаблонный диалог все решит сродни вере в наступление завтра коммунизма. У вас слишком радужные представления о родителях, если вы считаете, что на контакт не идут только неадекваты.
27.02.2020
Не бывает такого, что ребенок до 14 лет был маленьким лордом, а потом начал материть учителя (возможно, если только что-то резкое произошло). Обычно это дети, чье состояние видно с раннегл детства. И для работы с этой проблемой есть cm, который не требует введения особых законов или новых должностей. Он требует только его знания и применения на практике. Не нужно думать, что у России особый путь. Нет его: смотришь по сторонам и копируешь то, что работает. Тем более, и в России он тоже работает у учителей в теме. Про родителей я написала: диалог с адекватами наладится только тогда, когда школа начнет сотрудничать и предлагать реальные конкретные рекомендации. Я спрашивала у разных учителей на разных ресурсах, что конкретно должен сделать родитель, чтобы поведение ребенка на уроке изменилось. Мне не ответил никто (!) Вот когда учитель сможет ответить на вопрос, что сделать родителю, чтобы стало лучше, тогда и диалог наладится. А пока это "пойди туда, не знаю куда".
27.02.2020
А что делать с маленьким лордом, если его воспитывают как лорда и не хотят иначе? Почему учитель должен ответить на этот вопрос, вы же понимаете, что это вопрос не образования, а воспитания ребенка? Ответ на него, на самом деле, будет столь же общим, сколь и ваша постоянная не конкретизируемая ссылка на cm - ребенка надо воспитывать, чтобы в коллектив он приходил готовым усваивать его правила, школа шлифует этот навык, но закладывается он в семье. Зачастую родители не просто не могут донести до ребенка необходимость соблюдения школьного регламента, но и считают возможным пренебрежительно к нему относится сами, сколько только тут мнений, что школа просто обслуга. Дело не в том, что у России особый путь, а в том что в каждой стране свой багаж, свое отношение к фигуре учителя и образованию, и оно ни разу не одинаковое в России и мире.
27.02.2020
Под маленьким лордом я имела в виду как раз хорошо воспитанного ребенка, никакого переносного значения. Учитель на вопрос должен ответить потому, что ребенок ведет себя плохо на уроке учителя. У учителя (не у родителя) есть проблема, в решении которой ему должен помочь родитель. Кроме того, напомню, что учитель прослушал курс детской психологии, педагогики, и во многих школах в наличие психолог, с которым учитель может посоветоваться. Только поэтому. По поводу школьного регламента. Есть методика введения правил в классе (неплохой вариант здесь). Этим занимается учитель. Не мама с папой, которых в школе нет. Если учитель ввести правила не может, и ему нужна помощь родителя - см абзац выше. Учитель объясняет родителям проблему, причины, почему не получается и конкретные советы, что нужно сделать. В разговоре с родителями всегда нужна доброжелательность и конкретика. Иначе не сработает. Представьте, вам учитель говорит: "Ваш ребенок на уроке смотрит в окно, а не на доску. Сделайте что-нибудь". Что вы будете с этим делать?
27.02.2020
В вашей схеме получается одно и то же - проблема в том, что учитель все не так организует, а я пытаюсь объяснить, что идти на диалог с учителем родители не обязаны, если не хотят. А без диалога большинство действительно серьезных ситуаций не решить. Главное, что нужно понять - у нас учитель не авторитет, статус учителя сейчас в основном болтается где-то между обслугой до сподвижником. Проблема на самом деле имеет определенный исторический контекст, поскольку родители привыкли делегировать школе полномочия по воспитанию детей, но при этом современные тенденции диктуют строгий индивидуализм в вопросах воспитания, право семьи на свое видение, так сказать. Совмещать эти тенденции весьма трудно. Как это было тут как-то сказано "у школы нет прав, только обязанности". И это примечательно не только в практической сфере, но и в мировоззренческой. Про окно - я буду говорить с учителем, буду выяснять что не так с ребенком в классе, может выяснится, что учитель ведет себя не так, или ребенок относится к уроку не так. Я в этом буду принимать участие и только так эта проблема будет решаться, не одним преподавателем. А если я не буду? Ничего вы со мной не сделаете, и ситуация ни с какой точки не сдвинется.
27.02.2020
А почему у нас учитель не авторитет сейчас? 50-70 лет назад он был непререкаемым авторитетом. И точно не потому, что этот авторитет поднимали искусственными методами.
27.02.2020
Потому, что психология 50-70 лет назад была принципиально иной, никто бы не понял рассказов об индивидуальном подходе и приоритете семьи в воспитании. Было объективно проще, хотя, не думаю, что это была идеальная модель.
27.02.2020
Не в этом дело. 50-70 лет назад для большинства семей учитель был умнее, мудрее, дипломатичнее, интеллигентнее, чем оба родителя вместе взятых. И с детьми разговаривал зачастую больше, чем родители. Отсюда и уважение. Отсюда ориентация на учителя. Плюс школа была соц.лифтом. У нас нет тотальной проблемы неуважения к учителю. Есть учителя, которых уважают, есть те, которых не уважают.
27.02.2020
150 лет назад учитель был умнее, мудрее, дипломатичнее, интеллигентнее, чем вся деревня, в которой он работал, вместе взятая и это никак не гарантировало ему уважения. У нас есть неуважение к учителю на том же уровне как и неуважение к врачу - комплекс десакрализации знаний, мутации сферы услуг и индивидуализма частной жизни. Добавьте сюда смешное финансирование образовательной сферы - портрет будет завершен.
27.02.2020
При этом 150 лет назад вся деревня этого учителя уважала :) В том и дело: уважают за что-то. И уважают человека, не профессию. За профессией же закрепляется репутация. И она не финансированием закрепляется. Она закрепляется поведением представителей профессии. Неужели вы думаете, что уважения станет больше, если зарплату учителей увеличат втрое? Вы людей за зарплату разве уважаете?
27.02.2020
Нет, не уважала, и случаев травли было немало, спала только иерархическая кастовость, но и тогда учителя жаловались, что семейное воспитание фиг переломишь. В связке учитель-ученик уважение не надо заслужить, его надо не растерять, но ученик должен уважать учителя изначально. А как это происходит, если учителя не уважают родители, считая его служкой от образования - не очень ясно.
27.02.2020
Откуда столь точная информация о том, на что жаловались учителя 150 лет назад? Если бы семья была единственным определяющим фактором, человек бы не развивался. Он бы точно повторял модель своей семьи, и мы бы имели естественно сложившуюся кастовую систему. Чего в обществе нет. В Штатах есть так называемые "неблагопооучные районы". И школы там соответствующие: если день прошел без драки - это небывало удачный день. В одной из таких школ новый директор ввел уроки майндфулнес и минуты медитации, и по внутренней статистике, количество конфликтов в школе существенно снизилось. Он мог бы сидеть сложа руки и вздыхать, что родители не воспитывают. Но решил зайти с другой стороны и получил положительный опыт.
27.02.2020
Из моей диссертации. Семья не единственный фактор, она важный, может даже главный, поэтому и нет готовых рецептов - сложить в одну корзину все факторы так, чтобы они взаимодействовали очень трудно. Причем, складывать надо с учетом всех особенностей, региональных, классовых, ментальных. Отдельные удачные красивые примеры без перспективы - это для книжек.
27.02.2020
В каком источнике были зафиксированы факты травли учителя в деревне 150 лет назад? Расскажите, пожалуйста, свое видение решения вопроса. Вот вас не уважает ученик. К вам приходит его мама и спрашивает совета, что ей делать. Что вы ей посоветуете? Ученик - подросток.
27.02.2020
Фонды с документами учебного начальства, материалы учительских съездов, газетные публикации - мнение о величии учителя в дореволюционной деревне сильно преувеличены, как и среднестатистичекое мнение о дореволюционной России в целом. Если мама подростка подходит - это уже хорошо, ее хотя бы интересует что не так, если она, конечно, сразу не подходит с претензиями. Надо выяснять только ли меня не уважает ученик, одни ли такой ученик, что с предметом у этого ученика, как я отношусь к ученику, как мама относится к нему и моему предмету - сложный такой мануал, но если родитель реально вовлечен, то справится можно. Но вы действительно думаете, что родитель так уж часто вовлечен? Я вот сомневаюсь, хотя бы потому, что там где есть диалог учителя и родителя ситуация прозрачна сама по себе. Но проблема не в таких ситуациях, а в тех, где нет ответа от родителя - от учителя ответ можно требовать, через администрацию, от родителя - никак. Одна из причин, по которой я не работаю в школе и заключается в том, что со своей стороны я не вижу адекватного решения вопроса для трудных учеников, чьим родителям все равно, не говоря уж о тех, которые приходят к учителю только права качать.
27.02.2020
Я, честно, про учителей в дореволюционной России ничего не знаю, а про отношение к учителю 50 лет назад знаю от мамы. И тогда родители вообще вовлечены не были. Никто не ходил к учителю поговорить о том, устраивает ли учителя уровень уважения ученика. Учителя справлялись сами. И я не говорю, что и сейчас должны справляться. Я говорю о том, что надо использовать методы, доступные учителю, а не ждать, пока родители чухнут. Потому что они, как вы верно заметили, могут и никогда не чухнуть. По поводу частоты вовлечения родителя. Обычно пишут, что на класс приходится 1-2-3 сложных ребенка. Так что да, большинство родителей вовлечено, и результаты их воспитательных усилий находятся на приемлемом уровне.
27.02.2020
50 лет назад статус учителя и образования был принципиально иным, статус коллектива был иным, это вообще другая степь, тут неуместны сравнения. Учителя справлялись сами, потому, что не были никак ограничены в методах воздействия, и я не про насилие, а про систему товарищеских судов, реально работающие педсоветы и реальные перспективы из нормальной школы отправится в коррекционную. Мы смотрим на ситуацию комплексно, но вы видите только учителей, которые не используют доступные методы. Я утверждаю, что учителя можно привлечь за игнорирование доступных рычагов, а родителей в аналогичном проступке - нельзя никак, и поэтому эта проблема ощутимее.
27.02.2020
50 лет назад коррекционных школ было немного. В деревнях была 1 школа на несколько деревень, какая коррекционка. А вот то, что педсоветы не работают - согласна. И мы тут снова уперлись в школьную администрацию. Мы ее уже много раз тут вспомнили в качестве дисфункциональной части коллектива. А какие есть методы воздействия на учителя. Т.е. если учитель, положим, допускает травлю в классе. Родитель может по сути только перевести ребенка. В суд он подать не может.
27.02.2020
Тут недавно директор вынужден был уйти из-за порванного наушника, выговоры, беседы, жалобы наверх, которые все чаще подаются просто с обходом учителя - ну совсем никаких методов. Против звонка в опеку на родителей, над которым просто хмыкнут. 50 лет назад трудного подростка сначала бы подвергли остракизму партийному, потом отправили бы в заведение для таких же трудных - в крупных городах этого добра хватало. После 8го класса и вовсе не было бы трудностей, отправили бы работать без угрызений совести, и простые родители дитятко никак бы выгородить не смогли.
27.02.2020
Насколько я помню историю с наушником, директор уволился сразу. Никаких лавин недовольства не дожидаясь. Мы снова уткнулись в администрацию школ. В деревнях не было ни спец.школ, ни особых партийных собраний по поводу поведения в школе. А деревень было много.
27.02.2020
Партийные собрания были везде, населенный пункт без той же пионерской организации - нонсенс. Да, администрация должна решать эти вопросы, но именно поэтому нужны административные изменения, невозможные без пересмотра отношений школа-семья. Ваша же позиция, что родители подтянутся, если администрация им все организует. Тогда можно сказать, что если родители все организуют - администрация подтянется. У одних рабочие обязанности, но у других претензии по их собственным детям. Поэтому все куда сложнее, чем одна книжка с Амазона и поэтому правительству проще принимать глупые недействующие меры, а то выяснится, что у нас все не хорошо, а плохо, а кому это надо.
27.02.2020
Что должны предпринять родители? Я не в первый раз спрашиваю.
27.02.2020
Акценты не те, проблема не в "что" должен родитель, а что он "должен". Очевидно, родителей нужно обязать идти на контакт со школой - в импровизированном диалоге ведь предполагалось, что учитель должен разбирать ситуацию, но плохие так не делают, так же можно предположить, что аналогичная дихотомия наблюдается и у родителей.
27.02.2020
Вношу конкретику в гипотетику :) У подростка трудности с вашим предметом, он в нем неуспешен, для дальнейшей деятельности ему не нужен. От других учителей жалоб на неуважительное отношение маме не поступало.
27.02.2020
Буду искать в чем причина - в моем ли рвении драть за ненужный предмет или в нежелании ребенка выполнять поставленные задачи потому, что он считает их для себя не нужными и нормы освоения программы ему не интересны. И тут уж нужно смотреть не только условие задачи, но если второе (т.к. с первым все ясно, я - дьявол во плоти), то надо обсуждать с родителями что делать дальше. Или вы предлагаете заинтересовать предметом, поощрять и заслужить звездочку уважения? Если он один такой - то проблема в нем, и решать ее таки нужно с родителями.
27.02.2020
Во, вы будете искать, в чем причина. И это вызывает у меня большое уважение. Когда учитель ищет на своей стороне, а родители на своей - почти любую проблему, думаю, можно решить. Противостояние начинается там, где с родителей требуют непонятно чего, но чтоб результаты были. Родители от учителя, конечно, часто тоже требуют пургу какую-то, но пургу конкретную и напрямую связанную с деятельностью учителя. Никто ж не требует от учителя, например, чтоб ребенок возлюбил делать домашку. Нет. Претензии всегда четкие. Почему три, а не четыре? Почему тетрадь порвана? Понимаете, о какой я разнице говорю?
27.02.2020
Понимаю, но это не проблема учителей, это проблема мутации образовательного пространства. Скажем, в каком-нибудь Итоне такой ситуации не сложилось бы, но именно потому, что это закрытая школа, с жесткой системой правил без "мой ребенок не такой как все". А когда изначально предполагается, что тон в воспитании и направлении образования задает родитель, что может и круто, школа сильно ограничена в средствах воздействия. То, что при получении пакета прав родители не отягощены ни педобразванием, ни элементарными знаниями как организовать учебную деятельность ребенка - свидетельство того, что за тенденцией не успевают поддерживающие аспекты.
27.02.2020
Итон - это не общеобразовательная школа. Я же не привожу в пример "Апельсин", где нечитающий 9-летний мальчик - это проблема педагогов, а не родителей. Мыслимо ли такое в обычной дворовой школе? Мутация образовательного пространства имеет место по всему миру, просто с ней по-разному справляются.
27.02.2020
И возникла она на разной почве, невозможно не учесть разность традиции образования. Универсальных схем в таком деле нет, тут же люди.
27.02.2020
В чем разности почв у нас и в США? Там учителя сами пишут, что оказывают образовательные услуги и не считают это зазорным.
27.02.2020
Разность в восприятии и ожиданиях. Это комплексное, не готова вести пространный разговор, но это довольно очевидные вещи, связанные с традицией образования, перспективе. Например в тех же США само отношение к образованию иное, особенно на высшем это видно - там нормально платное высшее и люди платят именно, чтобы получить знания. Наши студенты платники получают диплом. Не учитывать вот эти мировоззренческие тонкости нельзя.
27.02.2020
Где связь между высшим платным образованием и школой, когда мы говорим об организации учебного процесса в последней? Берджес говорит, что он оказывает услугу и должен оказывать ее качественно, поэтому делает все, чтобы ученикам было на уроке интересно. А Мариванна говорит, что она - не аниматор, поэтому ей все равно, интересно ученикам или нет. Очевидно, разница в подходах Берджеса и Мариванны к работе учителя, а не в платности ВО (кстати, учебные гранты в штатах не отменяли).
27.02.2020
Сфера образования - это не дискретная среда, где можно отдельно рассматривать аспекты потому, что вам хочется, это сложное сопряжение собсно методических вопросов с мировоззренческими и ментальными аспектами и если на выходе отношение к высшему образованию у людей в США и России разное, то это не просто так и не вчера так получилось. И то, что вы сравниваете хорошего менеджера Берджесса с плохим учителем Мариванной интересно, а что если сравнить плохого менеджера с хорошим учителем, так ли принципиальны станут подходы? Только нужно учитывать, что менеджеры там и учителя у нас работают на разной почве, взаимодействуя с детьми по-разному воспитанными и родителями, имеющими разное отношение к образованию.
27.02.2020
Берджес в первую очередь хороший учитель. И если он еще и менеджер - это ему только плюс, в отличии от Мариванны, которая все ноет и ноет, как плохо воспитаны ее ученики. Вы конкретными идеями со мной поделитесь? Родитель ДОЛЖЕН идти на контакт со школой, и он идет, когда его в школу пускают. А пускают его на родительские собрания и по случаю вызова в школу. Как вы видите иной контакт со школой, если именно школа не пускает родителя на свой порог? Знаете, как организован контакт учителя и родителя в младшей школе США? Как школа вовлекает родителя?
27.02.2020
У вас во главе угла априори плохая Марьивана и вы рассматриваете только кейс, где она плохая. Вариант "родитель не идет на контакт" вы не рассматриваете в принципе, родителя по-вашему надо приманить, заинтересовать и т.д., сам он в будущем своего ребенка явно не заинтересован. Я же настаиваю, что в лучшем случае таких вариантов не меньше, чем с профнепригодным учителем, а на практике больше, поскольку ленивых или глупых людей много, дети есть у всех и закономерно они их учат в школах. Профнепригодного учителя на том или ином этапе можно поймать за хвост, т.к. не бывает так, что только с одним учеником не клеится - значит ты плохой, если учитель не справляется с обязанностями, то таких учеников много, и родители вольны обращаться в любые инстанции или менять школу. У учителя опция одна - уйти, чем собственно они и занимаются. В идеале та самая комиссия конфликтологов должна разбирать с родителем, учеником, и учителем проблему, но ожидать этого в России - верх наивности.
27.02.2020
Нет, во главе угла стоит не плохая Мариванна, а система устаревших взглядов Мариванны и ее непосредственного начальства, которая ожидает, что ученик придет в школу за неким сакральным знанием, будет смотреть учителю в рот и тихо сидеть несколько уроков подряд. А Берджес для Мариванны не пример, ибо сама Ми не клоун, а учитель. А если вдруг возникнет в школе проблема - так это ученика не так воспитали. На таких санках мы далеко не уедем. Нужно менять подход. Вспомнила, как я решила перед садом сходить познакомиться с воспитателями. Тот самый контакт наладить. Мне сообщили, что сие не принято. "Придете в первый день и познакомитесь". Аха, в первый день же у воспитателей дел нет, знакомься - не хочу. А сейчас я хочу в школу попасть, со школой познакомиться. Так что вы думаете, школьный секретарь понятия не имеет, когда в школе день открытых дверей. А на контакт, конечно, не идут родители.
27.02.2020
Ну, т.е. я права, во главе угла стоит плохая Мариванна. Я сколько вас читаю, всегда удивляюсь, как в общем-то разумные мысли можно двигать с таким слепым упорством, совершенно не понимая, что готовые модели нельзя просто прикладывать к нашей неадекватной системе, что неадекватно в ней все и даже (крепитесь) дети. Дети заложники, но не только школы, но и своих родителей, причем последних куда сильнее. Знаете сколько стереотипных типов поведения сложилось вокруг современных трендов в воспитании ребенка и как плохо они сочетаются со все еще традиционными ожиданиями от ребенка? Бороться со спецификой системы ее отрицанием невозможно, нужно понимать, что это дофига какой сложный и кропотливый процесс, выстраиваемый со всех сторон, при том, что надо помнить, что у сторон не хватает ни средств, ни желания, ни умений, ни воли ломать стереотипы не только Мариванны, но и свои.
27.02.2020
Мариванна не плохая. Она просто не знает иных вариантов преподавания и никто ее не обучает. При этом совершенно неадекватно ведется себя школьная администрация, чьи действия пока сводятся к увольнениям или увольнениям с выговором. Я понимаю, что процесс дофига какой сложный. Но обжевывая тему сложности и ничего не делая, проблему не решишь. Увы. Что-то делать надо. И проще делать то, что работает где-то, нежели искать уникальный путь, изначально неработоспособный. Мне конкретно какие свои стереотипы сломать надо? Я лично очень за контакт с садом, школой, тренерами. Что из этого выходит - я выше написала. Расскажите, в чем моя ошибка?
27.02.2020
Вам - адаптировать свои ожидания под линию поведения воспитателей и политику сада, организовать сильный родительский комитет, уж где-где, а в саду эта структура творит страшные вещи. Либо искать частный сад по запросам. Честно - я иссякла, подожду следующей такой темы.
27.02.2020
Эмммм, причем тут воспитатели? С воспитателями у меня проблем нет, ни у меня к ним нет претензий, ни у них к моему ребенку. РК - не моя стезя, собирать деньги с родителей я не планирую. В подобных диалогах преподаватели часто "иссякают", как только просишь конкретики. Про дискретные системы и ментальные аспекты говорят с удовольствием, как доходишь до просьбы дать практическую оценку или совет - все. Иссякли.
27.02.2020
Ну вы же мне тоже не дали объяснение на "как взаимодействовать с незаинтересованными родителями", ваш ответ "родители просто будут это делать" не катит, но ничего другого я не услышу, потому что фокус явно смещен. У вас в принципе очень болезненная фиксация школьных проблемах, достаточно только вспомнить как часто вы повторяете фразу "учителя рвут тетрадки" - читая вас кажется, что это прям самая распространенная модель поведения. И отношение ваше к РК из той же оперы - про деньги вы знаете, а что РК способен эффективно решать вопросы с администрацией при участии реально неравнодушных родителей вы не в курсе, рекомендую попробовать. Ошибка ваша в том, что вы все-таки не понимаете, что процесс дофига сложный, вы его вообще не видите, вы видите только аспекты, которые вас касаются.
27.02.2020
Я вам ответ дала в саааамом начале нашего диалога. С неадекватными - никак и новые штрафы не помогут. С адекватными - налаживая диалог по образцу, например, американских школ. Когда учитель началки переписывается с родителями, давая обратную связь по их ребенку на постоянной основе. И когда ты можешь прийти в школу и получить консультацию шольного психолога, директора и т.д. У нас формально тоже можешь. Но запись к психологу на несколько недель вперед, так как принимает она всего несколько часов в неделю. Про рвут тетрадки - это у меня травма от советов Анатрины, это да. :) Я сама с таким не сталкивалась, к счастью. Наш РК еще ни одну проблему с администрацией не решил. И даже не пытался. Мы с мужем вопросы с администрацией решаем путем переговоров непосредственно с администрацией, просто идем (муж в основном) к заведующей и обсуждаем то, что хочется обсудить. Мне для такого диалога в РК вступать не нужно.
27.02.2020
Я вам в самом начале диалога пояснила, что неадекватных не так много, есть пофигистичные, но требовательные, которым не интересен диалог, им интересен результат, который по их мнению обязан обеспечить учитель. Это все никак не мешает существовать очереди к психологам, проблемам с учителями, но на работников есть управа, есть хотя бы механизм - то, что он работает - не работает - отдельная тема. На родителей его нет и не предвидится, все по доброй воле. Мы через РК и чат в ватсапе решали проблемы от ремонта до конфликтов, так что, мне не понять. Чем чаще вы это скандируете, тем больше множится зло от Анатрины, и так достаточно.
27.02.2020
Что вы предлагаете сделать с пофигистичными родителями, как их заставить быть в контакте со школой? Подозреваю, что РК везде разный. Верю, что у вас другой.
27.02.2020
В теории, как и с РК - представительство родителей, работа с конфликтологами-фискалами всех сторон и административные санкции, скорей всего на уровне школы вплоть до отчисления ребенка и пометок в ЛД, типа "с таким отношением мы закроем вам дорогу в приличные заведения!". Я вообще верю во власть советов. Либо в жесткие разграниченные сферы, в которые никто не суется - как раньше, но это мне не близко.
27.02.2020
А на практике? В реальных условиях?
27.02.2020
А я и пишу, что сейчас на практике это "никак" - для того, чтоб работало надо починить все краники, либо, что делается, привыкать как они капают. Просто краник "родители" сейчас не имеет никакого контроля, а краник "учителя" имеет, пусть и не всегда работающий. Даже сменить учителя можно, а вытурить из класса ребенка.... такое.
27.02.2020
Я поняла вашу позицию.
27.02.2020
Это заблуждение. Что тогда учителя были умнее и интеллегентнее родителей. Как и то, что люди, дети были здоровее.
27.02.2020
Ну конечно. Крестьянско-рабочая семья ж обязательно читала Толстого с Достоевским, на досуге решала интегралы, говорила на паре иностранных языков и могла объяснить непонятливому дитю, что такое митохондрия.
27.02.2020
Кстати, да, читали больше. Не все, но большинство. И в театр ходили рабочие, стихи писали и пишут. У меня подруга работала в дк, так рассказывала, что балерины интеллегентные курят и матерятся, как сапожники. Я одну женщину знаю, она всю жизнь работала на заводе, умная и очень воспитанная женщина, стихи пишет, но стесняется их читать.
27.02.2020
50-70 лет назад у вас подруга в ДК работала? Театры прям во всех деревнях, селах и колхозах водились, и домашние библиотеки. Ага. И читали в эти годы прям запоем. Вы, по-моему, путаете 50-60е годы в стране с 80ми годами в крупных городах и городах спутниках.
27.02.2020
вы и сами не жили 50-70 лет назад. Моя подруга не в селе, но в маленьком городе живёт. А балет приезжал из большого города. Знакомая 63 г. рождения. Вы же понимаете, что педагогика не стоит на месте и на много ранее могли ребёнка плёткой ударить, а кто-то был более лояльным. Разные были и учителя и отношение к ним. Зато родители не лезли в школу, не потому что доверяли, отношение просто было другое. К тому же наше общество было другим, когда воспитывали всех в союзе, когда были пионеры, октябрята, когда было стыдно что-то плохое делать, стыдно было детям, родителям. А сейчас никому не стыдно, отношение совсем поменялось, координально. Если взять до военное время, так многие не получили образование, кто-то только 2-3 класса, кому как повезло. Но это не значит, что эти люди не умные и не воспитанные. Не принято было лезть в школу, не принято было не работать, много чего не принято было и порицалось обществом. Не считаю, что сейчас время свободы слова и действия, напротив, сейчас хуже 90-х. Пока что в обществе происходит бисбаланс слоёв. Но идёт некое восстановление общественных связей. Люди друг от друга закрылись, оградились. Сейчас постепенно люди восстанавливают баланс и пытаются найти гармонию. Если вернутся к педагогике, то не всё плохо, она развивается вместе с обществом. Никто не вернётся к революционным методам воспитания, никто не вернёт наказания. Но то, что человек ищет пути - это уже хорошо. Мне не нравится инклюзия. Люди к особенным относятся нормально, хорошо в обществе, многое сделано в хорошую сторону. Но очень много и недостатков.
27.02.2020
Я не жила, а родители мои - да. А мне нравится инклюзия. Но не нравится, что она не сопровождается необходимой поддержкой: как обучением учителей, так и обеспечением тьюторов.
27.02.2020
мне мама ничего особенного не рассказывает. Напротив, что была предвзятость. Что её папа что-то не смастерил и кто-то ставил оценки ниже, кто-то из-за чьё-то ошибки подумал на маму и всю школу имел предвзятое отношение. А было и наоборот. Всякое было. Мама активистка была, в отличии от меня. У папы по изо трояк был, а я рисую. Все 8 детей учились по разному, дальнейшее обучение зависело от них самих.
27.02.2020
А что значит неконкретизируемая ссылка на cm? Ссылка выше недостаточно конкретна разве?
27.02.2020
Ссылка на теоретический материал без апробации в наших условиях не конкретна.
27.02.2020
Почему вы решили, что она не апробирована? Даже в мои школьные годы были учителя (у меня именно), которые эти способы реализовывали. Это не нечто новое Ниже ссылка на часть того же материала от работающих педагогов.
27.02.2020
Потому, что вы так и не ответили мне, что делать если я не хочу идти на диалог.
27.02.2020
Ничего вы не сделаете. Можно обратиться в опеку, можно к кпдн, но если родитель не хочет идти на диалог, ничего не сделать. Именно поэтому изначально надо строить диалог с родителями так, чтобы был шанс, что вас услышат. Тут либо диалог, либо репрессивные меры. В идеале: сначала диалог, в случае его беспооезности - меры. Репрессивные меры нашим законодательством предусмотрены. В опеку школа может обращаться хоть с первого класса.
27.02.2020
В опеку с вопросами воспитания обращаться бесполезно. Штука именно в том, что нежелание идти на диалог - норма, и не только среди неадекватов, это в принципе нежелание разбирать вещи, которые отданы на откуп школе. Это то самое "права без обязанностей". Вы вот настаиваете, что учителя травят детей, но объективно и статистически на учителя приходится больше проблемных детей, чем проблемных учителей на ребенка. И я, как и многие тут, не видела примеров травли учителем ребенка. Не говорю, что этого нет, но утверждаю, что примеров травли ребенком учителя больше. Просто "травля" слишком громкое слово, зачастую это банальное неуважение, в противовес уважению, которое прививается родителем и поддерживается учителем, только вместе. А я помню из своей школьной жизни массу случаев, совершенно не криминальных, но явственно указывающих то как дети считывают отношение родителей к школе и учителям. Сейчас и в работе это наблюдаю.
27.02.2020
В опеку не за воспитанием обращаются, а родителей расшевелить только что. Вы ж спрашиваете, что делать, когда не хотят родители действовать. Я не настаиваю, что учителя травят учителей. Я говорю, что это бывает и не редко. И говорю о том, что репрессивные методы не решат ситуацию, а лишь увеличат разрыв между учителем и родителем. А его уменьшать надо. Уменьшать можно только однии способом - налаживанием контакта. А вы кем работаете?
27.02.2020
Я репетитор. Опека не расшевелит родителей из за таких "мелочей" - да, в сознании населения это мелочи, и в этом проблема. Про налаживание контакта - я как бы говорю о том же, однако, убеждена, что одними методическими приемами там не обойдешься, это должен быть сложный проработанный комплекс административных, методических и в каком-то смысле идеологических мер. И мне очевидно, почему у нас этим не занимаются, у нас простейшие вещи сделать не могут, а тут такое.
27.02.2020
Да, абсолютно согласна, что большая проблема упирается в администрацию школы, которая не хочет ни во что ввязываться. Те же Штаты: там нет вроде особых законов о защите учителя. Есть просто школьный регламент с четкими указаниями, что делать в случае того или иного правонарушения. У нас если такой регламент разработают даже в рамках действующего законодательства и будут его придерживаться, уже часть проблем решится со временем. Но главное именно четко его исполнять. А для этого администрация школы должна занять соответствующую принципиальную позицию. И учителю спину прикрывать.
27.02.2020
Закон хороший, но без камер плохой. Ребенка тоже можно довести. Тем более у нас инклюзия, но тютеров не дали, школьный психолог защищает интересы школы. Что таким детям делать? Уходить на семейное? А родителям оплачивать семейные школы (по цене частных)? А как же инклюзия? И будут этих родителей держать под жабры: "Мы пошли вам на встречу в прошлом месяце, когда ваш опять вспылил, не сообщили куда надо, не заставили платить штраф, вы за это сделайте это и это, и терпите все молча". Буллинг происходит каждый день с тем или иным ребёнком, он может в какой-то конкретный день сорваться. Но про буллинг родителю не расскажут, а про срыв да. Камеры. Только так. И пусть видео могут увидеть родители, а не как у моей знакомой. Дить вернулся с синяком на руке от большой взрослой руки (в частном детском саду), которая его ручку сжимала. Мама потребовала видео, не дали. Сказали, что ребенок чуть не упал в яму и воспитательница схватила его сильно. Мама поскандалила, ей сказали правду, воспитательницу уволили, но видео все равно не показали. Там само видео мог увидеть любой родитель, но только онлайн. Т.е. он должен сидеть 24/7 и наблюдать за процессом. Если отошёл, пропустил какой-то случай, то все. Вот пусть запись будет доступна любому родителю. Камеры. Доступ к он-лайн. Доступ к записям. Тогда я за штафы. Ах да, для сложных детей пусть тютера приведут, или отменят инклюзию.
26.02.2020
У нас сложные дети - не всегда дети с ОВЗ. Поболтал с соседом = сложный :D Я давно за камеры. И профнепригодных учителей на выход. Во весело будет. Соот-но, и штрафы для родителей тогда ввести можно.
26.02.2020
А я еще за психологов, которые будут рассматривать поведение учителей на этих видео, и которые на стороне ребенка. Не родителя, не учителя, а ребенка. Тогда, возможно, учителя вдруг узнают, как можно было отреагировать в той или иной ситуации, чтобы не усугубить и быстро добиться желаемого результата. Но тогда и с учителей надо снять бюрократическую нагрузку и уменьшить количество детей в классе. Вот тогда будет круть.
26.02.2020
Учителей изначально нужно учить не наказывать, не подлавливать, не давить, а создавать учебную атмосферу. Учить работать с детьми. И быть на их стороне. Многие учителя говорят, что не учат этому в вузах. С другой стороны, я слушаю вебинар по управлению классом от молодых учителей Летово: очень грамотно все объясняют. Вопрос: почему их научили, а других учителей нет?
26.02.2020
У меня на руках тоже синяки появляются, почти не откуда, никто не бьёт, чуть сжать и синяк. Кожа такая. Я иногда и сама не знаю откуда синяки. А у дочки все ноги всегда в синяках. Мама один раз рассказывала, что я спряталась за дверью, она меня за руку потянула и выдернула случайно. Я из-за этого своих детей за руки боюсь тянуть, когда они крутятся, вертятся
26.02.2020
Камеры бы решили эти проблемы.
26.02.2020
Синяк синяку рознь, конечно. У меня брат чуть скандал в саду не затеял из-за шишки на лбу у сына. Думал, что упал сильно, ребёнок тогда маленький был. А оказалось, что это реакция на укус комара. У моей дочки тоже шишки от укусов были большие. А у племянника, правда, было похоже на шишку. Мне не нужны камеры следить за сыном на уроке. Не интересно совсем. Во первых, он мне сам рассказывает многое, иногда я знаю от учителей. Я знаю, как ведёт себя сын и с него спрошу. И с учителем иногда разговариваем, если мне что-то не ясно. Я не со всем с ней согласна, но не указываю, как работать. По английскому тоже не всё гладко, но мы стараемся приспособиться и учить. Мне действительно не встречаются учителя о которых вы пишите и о травле именно учеников.
26.02.2020
Мне тоже не надо следить. И никому не надо: у всех свои дела. Это надо, когда вышел конфликт, вы садитесь с учителем, директором и смотрите запись.
26.02.2020
Это мы с вами понимаем, что смотрят, когда конфликт. Но многие хотят смотреть процесс, за что оценка, как спрашивают и т.д. я это уже несколько раз читала, не только в этом посте про камеры. Для большинства камера - это способ контроля, у кого-то ребёнка, у кого-то учителя.
26.02.2020
Этот вопрос просто решается: отсутствием трансляции.
26.02.2020
Не все дети говорят. Я не говорила, дошло до перевода в другой класс. Родители узнали только тогда, когда я стала пропускать уроки. У всех детей характер разный. Многие дети вообще агрессию воспринимают, как норму. Я, задним числом, понимаю, сколько несправедливости было со стороны учителей, а тогда это казалось нормой. И к этому мышлению меня приучали с детского сада. До сих пор не все вытравилось. Меня в саду запирали в туалете в одних трусах на тихий час, потому что не спала. Отнимали вещи, запрещали задавать вопросы. В школе учителя занижали оценки, обвиняли в том, что сама виновата, когда у меня воровали одежду и др вещи. Не давали выйти в туалет, не разрешали отойти, попить воды, не верили в плохое самочувствие. При том, что я была отличницей до средней школы, старательной, исполнительной девочкой. Просто стеснялась, не могла постоять за себя и маму старалась не нервировать своими проблемами. Я бы хотела видеть процесс в любой момент, чтобы определить, достоин ли этот учитель зарплаты, которую платят из налогов. Не освободить ли это место для учителя, любящего свою работу, изучающего психологию, готового найти подход к каждому ребёнку.
26.02.2020
Вы не поняли. На руке был синяк от взрослой руки. Это как надо было схватить ребенка, чтоб там все пальцы от печатались?
26.02.2020
почему не поняла, всё поняла. Знаю, что кожа у детёнышей ещё нежнее, хватать там не надо отпечаток остаться может. Если есть сомнения в воспитателе, то это и без камер выльется. Мою дочку никто не обижал в саду, но я знала, что воспитатели не очень хорошие. Но перевела не сразу, жалела. Но не жалею, что вообще перевела, воспитатели сейчас замечательные. А как мама меня мелкую схватила за руку, что выдернула? Я не помню этого вообще, но факт этот меня пугает, что у детей руки могут выскакивать. Лучше ребёнка не хватать, конечно. Синяк получается и без особого сжатия.
26.02.2020
У того ребенка синяки на пустом месте не появляются. У моего тоже, например. По факту, того ребенка схватил взрослый, чужой отец, который был зол на него, ибо тот на прогулке обидел его деточку. Он попросил воспитателя вывести пацана из группы, что та и сделала. В результате ребенок остался наедине с большим, злым мужиком. Тот прижал ребенка к стенке, сдавил руку до боли и бычил угрозами до победного. Еще раз повторяю, у ребенка отпечаток всех пальцев на руке, это при том, что он не покрывается синяками от каждого пука. Молодец мама, что обратила внимание на синяк. Потом ребенка к психологу водила, за свои деньги. А воспитательницу уволили, и правильно сделали. Но запись все равно не показали т.к. понимали, если мать эту картину увидит, она вообще весь сад разнесет. Именно поэтому я за возможность просматривать запись. Как минимум, можно было бы требовать оплату психолога.
27.02.2020
Оль, а как это выяснилось, если запись не смотрели?
27.02.2020
Так она требовать стала, сказала, что не верит в историю с падением. Тем более дить зашуганный стал. Давила, что с полицией придёт и плёнку изымут. Они сели с директором и ещё кем-то и те ей рассказали. Мол, мы сначала сами не знали, не разобрались, а вот теперь знаем, но вы не волнуйтесь, воспитателя уже уволили.
27.02.2020
Какой-то криминальный мужчина. Даже без камеры нашли виновников и наказали. Ужас!
27.02.2020
камеры бы подключили и вывели родителям на просмотр - и стало бы понятно, что делать дальше. А так, деньги получили, все лето проводили провода, потом мыли и красили, а камеры не подключили - учителя пошли в протест, будут типа увольняться... О чем говорит? Плохие ученики, бывают, не спорю, ну ставьте камеры и посмотрим как орут они на детей Мне, например, тоже очень интересно что происходит в классе каждый день. Как урок преподают, как другие дети отвечают, как оценки выставляют и многое другое. А не так, что ребенок только обязан...
25.02.2020
Мне понравилось про видеорегистраторы у учителя) Сейчас контролеры в общественном транспорте такие носят. И ведь работать регистраторы будут точно на учителя, думаю, что многие родители увидели бы своих детишечек с совершено другой стороны) Вспоминаю свою советскую школу. Учителя были разные. Идеальных и откровенных самодуров не было, все люди плюс-минус. Но, я прекрасно помню некоторых учеников-выродков (у на таких было около 5 в классе) которые специально доводили учителей до слез, до срывов. В наше время, когда онжеребенок всегда прав, мне очень жалко учителей.
25.02.2020
Я за..штрафы это хорошее решение. Немного осадят они вседозволенность. Думаю в нынешней ситуации,когда школа сфера услуг фактически..это заставит хотя бы чуть чуть думать родителей и детей. Больше чем уверена, работать это будет слабо,но хоть чуть чуть заставит думать. А то разносить пол класса можно..,и после этого раз и увольняется директор..а родителей даже заставить к психиатру сводить ребенка нельзя.. Мне в общем то относительно плевать на учителей) Но страшно за детей в школе иногда,придет какое нибудь чудо которому все можно...и неизвестно с чем придет. Сегодня на учителя накинется,завтра на детей. Штрафы хоть чуть вменяемости внесут возможно..но сдается мне что работать будет плохо)
25.02.2020
Свет, а правда ли нельзя заставить? Ведь когда ученик разносит класс, никто не мешает учителю вызвать скорую психиатрическую помощь.
25.02.2020
Можно конечно..но с разрешения родителей!) Обычную можно,психиатрическую..учителя потом засудят. У нас в стране с 2007 года законом запрещено принудительное лечение, оказание помощи без неотложного состояния и обследование. Те что бы оказать такую помощь законный предствитель должен подписать согласия. Вызвать скорую можно если упал и кровь..ну и тд. А если бесится,разносит класс,бьет учителя или детей это не неотложное состояние.. психиатр не подойдёт к ребенку без законного представителя... Даже если у ребенка признан психиатрический диагноз,он может ходить в обычную школу а родители могут его не лечить. Так же как сами могут не лечится от сифилиса и туберкулёза психиатрических заболеваний и приходить за ребенком в школу) Так что засудят учителя за превышение полномочий,врача оказавшего психиатрическую помощь, а родители и ребенок будут сидеть довольные..
25.02.2020
Поняла, спасибо за объямнение.
25.02.2020
столкнувшись уже не раз с неадекватными родителями и их "уникальными" детками считаю что очень даже хороший закон Деньги отправлять в фонд школы, а для доказательств, может наконец-то в классах установят камеры
25.02.2020
Во! Камеры это супер идея на сегодняшний день. Годовой фонд класса за неделю соберется, если штрафовать будут и детей, и учителей. Не везде правда, адекватные учителя останутся без фонда.
25.02.2020
Комменты не читала, сорри. Аналогично не плохо было бы контроль наоборот. Гнобящие детей учителя с профдеформацией не редкость. Буквально недавно мне рассказывали про учительницу, которая специально каверкает фамилию ребёнка, буквально каждый раз. Даже записывает в своём варианте... Вызывает к доске на необъяснённую тему, ожидая, что не решит. А когда ребенок справился (так как девочка практически отличница), в лицо с издёвкой говорит, что оценку не поставит, так как тему они ещё не проходили. А не справилась бы - влепила б плохую оценку. Ну и в том же темпе постоянно. Естественно, что это не столица, а обычный небольшой городок. Никто из-за одного - двух учеников не будет "хорошего" учителя журить и тем более с места гнать. Я не против, что сейчас учителя не защищены зачастую от издевательств. Но про учеников было бы неплохо не забывать. А закон... ну, надеюсь, что будет толковый.
25.02.2020
Бред какой-то.Как это доказывать собираются?Ведь учителя часто бывают предвзяты,недолюбливать ученика или родителей. Камеры учителя тоже ставить не хотят,как же тогда? В общем , больше вопросов чем ответов.
25.02.2020
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Таблица умножения Организованные мероприятия