Занятия на семейной форме обучения. Наш режим дня.
Организация обучения домаЗдравствуйте!
По многочисленным просьбам рассказываю о нашем режиме дня на семейной форме. В прошлом году я показывала наше расписание (можно подробнее почитать здесь)
Занятия у нас были сразу же после завтрака. Прошло время и мы поняли, что нет смысла бороться со своей природой и перестроили расписание под себя.
А еще мы с мужем пересмотрели наш рацион питания, исключили перекусы и оставили двух-трёх разовое питание. Но об этом напишу отдельно, если кому-то будет интересно.
Вот такое расписание висит у меня на кухне:
Теперь же план таков:
Сынок просыпается, идет в туалет, умывается, заправляет постель, самостоятельно выполняет задания ( в тетрадях или пособиях), которые я с вечера приготовила для него и оставила на столе. После этого завтрак, а если задания выполнил и осталось время до завтрака, то он может поиграть.
На бумаге нанесены основные пункты, понятно, что после туалета сынок моет руки или после каждого приема пищи, чистит зубы, это он уже делает на автомате, поэтому в распорядок дня это не попало.
Тигран для себя удобные ему словами написал такой распорядок дня:
Утром у нас "три П"
1. Проснулся
2. Пописал
3. Постель (заправил)
Вместо "пописал" можно, конечно написать "туалет", но тогда слово не будет начинаться с буквы "п", а нам это необходимо, чтобы ребенку легче запомнить эти пункты.
Итак, после "трех П" переходит к "трём З" (Задания, Завтрак, Занятия)
Задания - это самостоятельное выполнение заданий.
Завтрак,
Занятия ( с мамой) - занимаемся с сыном предметами.
Я постепенно приучаю ребёнка к самостоятельному обучению (ключевое слово "постепенно"). Поэтому наши занятия теперь разделены на 2 этапа.
1) Утреннее занятие
2) Вечернее занятие.
Самостоятельное выполнение заданий (до завтрака).
Я вечером кладу на столик несколько пособий, книг или листов в заданиями. Для этого я использую цветные закладки клеевым краем.
Очень удобно: вечером в пособия, учебники клею закладки, ставлю галочки около тех заданий, которые нужно выполнить. Утром сынок открывает книги на нужной страницы и выполняет задания. При этом, если страничку случайно закрыл, то закладка на клейкой основе снова подскажет, где расположено задание.
Сынок сам читает условия задачи и выполняет задания. Если что-то непонятно, откладывает и приступает к следующему.
Если я в это время уже встала (обычно встаю раньше), тогда он может спросить непонятное задание у меня.
Недавно перед сном сынок сказал мне, что когда он приходит в комнату после утреннего туалета, то его расстраивает тот факт, что необходимо сначала заправить постель, потом выполнить задания, а только потом можно приступать к своему любимому лего.
И верно, он же еще маленький.
Обсудив эту проблему, мы поняли, что нам необходимо найти такое решение, которое бы удовлетворяло и его интересы (хочется сразу играть) и мои (нужно учиться самостоятельно выполнять задания) и при этом было ему посильным.
Поняли, что его отвлекает конструктор и игрушки в детской и сынок пришел к выводу, что лучше делать задания не в комнате, а например, в спальне родителей (у нас там есть стол) или на кухне.
Но по прошествии нескольких дней, сынок понял, что уходить из комнаты ему не требуется. А все потому, что я немного снизила планку и стала давать чуть меньше заданий на самостоятельного выполнения. Он их быстренько выполняет и занимается своими делами.
К чему это я отхожу от темы? А к тому, что многие родители неосознанно завышают требования к ребенку и не хотят разобраться в истинных причинах происходящего. Нам часто кажется, что ребенок ленится и не делает то, что ( по нашему мнению) может делать.
Нужно осознать проблему, признать свои действия неадекватными, поговорить с ребенком и давать ему посильную работу.
Что я этим хочу сказать? То, что нужно слышать ребенка и договариваться с ним. Возвращаюсь к теме.После самостоятельного выполнения заданий у нас завтрак, после завтрака Тигран составляет посуду с обеденного стола и идет чистить зубы.
После этого у него 1-2 часа свободного времени.
Далее по плану у нас прогулка, затем приготовление обеда. Часто сынок помогает мне на кухне (чистит картошку, режет овощи для салата). Он очень любит готовить.
Наши занятия не длятся 40 минут от звонка до звонка, и за партой мы постоянно не сидим ( хотя если есть такая необходимость, то садимся за стол).
Не все наши занятия происходят за столом. Вот, например, Тигран занимается математикой по пособию "Мне в сотне тесно" ( методика Н.А. Зайцев
А когда мы работаем с пособиями Н.А. Зайцева, которые развешаны на стенах, то работаем стоя.
Я уже показывала наше занятие по математике, там сынок скачет на большом мяче. Двигаться на наших занятиях не не запрещается.
Бывает так, что на улице очень хорошая погода (особенно зимними вечерами, когда стихает ветер) мы идем на вечернюю прогулку и пока гуляем можем порешать задачки или примеры. Или поиграть в города (с проговариванием написания названий) или с уточнением расположения названного города, позаниматься ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Так мы повторяем русский язык и географию.
Но пока я писала пост (а пишу я очень долго, т.к. не могу много времени уделять блогу, ведь на мне еще приготовление пищи, уборка, поиск учебного материала), наш план претерпел изменение.
Теперь мы оставили утреннее и вечернее занятие. Т.к днем перед прогулкой сынок торопится на улицу, в его голове уже прогулка и планы,. он не такой собранный, как хотелось бы. И чтобы не накалять обстановку нашей семьей было принято решение: перенести занятие на вечер. Вечером в нашей семье у всех просыпается желание что-то делать (может мы совы, а может быть, просто привыкли). Так вот вечером Тиграна уже не зовет улица и при этом он еще не устал, у него еще много сил и мы садимся заниматься.
Позднее мы слушаем аудиосказки, Тигран при этом рисует или мы вместе занимаемся раскрасками.
Перед сном обязательное чтение ( я читаю сыну).
Бывает так, что днем обед готов и у меня еще есть свободное время,тогда я сама читаю сыну какую-нибудь литературу по географии, окружающему миру или истории и мы обсуждаем.
А если у нас на вечер есть какие-либо планы, о которых известно заранее, то мы делаем занятие с утра (сразу после завтрака) или днём.
Меня часто спрашивают, помогает ли мне муж в обучении сына?
Помогает. Он много времени уделяет обсуждению истории, психологии, астрономии.
С приходом тепла наш график изменится, ведь мы будем больше времени уделять прогулкам. Но летом мы не перестаем заниматься, конечно, темп занятий снизится, но они так же будут регулярными.
Преимущества семейного обучения в том, что мы всегда можем варьировать время прогулок и занятий в зависимости от физического и эмоционального состояния.
СОВЕТЫ.
И еще, что я бы хотела добавить для тех, кто никак не может наладить режим дня на семейной форме образования .
1) Не гонитесь за кем-то, не смотрите на чужой режим дня.
Особенно на тех, кто встает в 6:00, завтракает, тащит ребенка на тренировку, потом на английский, затем они на бегу перекусывают, потом 4 часа занятия дома за партой, затем едут в бассейн, потом мчатся на какой-нибудь кружок и так до упада.
Почему я не советую брать пример с любой семьи на СО? Потому, что у каждой семьи свои приоритеты, кому-то важно, чтоб ребенок высыпался, был здоров, счастлив и развивался в своем темпе. А кому-то важна гонка, из которой сами не могут выйти и ребенка в неё затягивают.
2) Всегда спрашивайте ребенка, хочет ли он идти на секцию или кружок? И еще один важный вопрос: почему он хочет, что ему там нравится? Если он туда хочет только потому, что мама его туда ведет, потому что "надо", тогда стоит задуматься.
Конечно, полезно читать чужие рассказы о режиме дня на СО но только с той целью, чтобы что-то полезное подсмотреть ( в хорошем смысле этого слова) для себя, а не копировать все подряд.
3) Посмотрите в интернете, сколько требуется ребенку спать в зависимости от его возраста, а сколько реально необходимо ему часов для сна, чтобы он чувствовал себя добрым и веселым. Все мы люди разные, у каждого свой оптимальный режим сна. И дети - не исключение, каждому ребенку необходимо спать определенное количество часов, но все же родители должны знать нормы сна детей в зависимости от возраста.
Детям в 7-10 лет нужно 10-11 часов сна в сутки.
Как вы уже заметили, в нашем режиме дня нет места ни спортивным секциям, ни кружкам. При этом ребенок физически развит: умеет подтягиваться, лазать по канату, ходить по "рукоходу", достаточно быстро бегает, катается на велосипеде, скейте, роликах, коньках и лыжах. Никуда мы его не водим, все это он делает в свое удовольствие.
Психологи не рекомендуют отдавать (ужасное слово) ребенка до 2-3 класса в какую либо секцию или кружок. Ребенок должен привыкнуть к новым условиям, к новому режиму дня с обязательными заданиями. Нужно дать ему время привыкнуть.
Вроде все рассказала. Если у вас остались какие-нибудь вопросы на данную тему, то задавайте в комментариях.
Если у вас есть другие вопросы о СО, оставляйте их здесь или на форуме www.solegko.ru
Спасибо за внимание!