Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Семейное образование

ЗАПИСЬ

Надя 21 января 2019, 18:14 , Саратов ···

Письмо. Ребенок не любит прописи. Часть 2.

Пост в большей мере для родителей СО-шников, но если вы находитесь в поиске альтернативных подходов к обучению ребенка и хотите по-другому решить проблему с письмом, то, наверное, и вам будет полезен мой рассказ. Добро пожаловать под кат.

Здесь напишу своё мнение, которые на данный момент у меня сформировалось.




Когда я подводила итоги нашего пробного года на СО о том, что письмом дела обстояли туго.

Потом я написала пост о том, как мне удалось мотивировать на письмо сына, о том,как мы создали альбом и начали в нем коллекционировать буквы.

Мотивировать-то удалось, а дальше?

Если еще в в июле Тигран сам (!) просил позаниматься письмом и говорил:
-Мама, я хочу довести букву "В" до идеала.

То уже уже в середине сентября интерес погас.


Сынок даже стал писать в прописях, немного, но стал. Но сам задания в прописях не просил. И писал без желания. А потом у меня что-то ёкнуло: ну не хочет ребенок писать, нужно сделать так, чтобы у него самого появилось желание.


Он у меня быстренько разузнал как пишутся все буквы, понял как их соединять.


И... и все, прописи писать не захотел.


Я распечатала наклонную разлиновку, взяла за основу советские прописи

вот так он писал:

Один раз даже разрыдался над ними😭, хотя я не ругала, а просто просила потренировать ручку - прописать от 2 до 5 строк.


Конечно, можно найти интересные прописи.

Может, кому пригодятся ссылочки:

Здесь можно скачать интересные прописи.


Забавные прописи «Хулиганскую тетрадь» Ники Дубровской можно скачать здесь



Я находила интересные варианты прописей. Но дело было не в прописях. Или мне ещё не попались те прописи, которые заинтересуют нашего ребенка. Они вообще существуют?




И на какое-то время я решила не предлагать ему прописи.

Мы купили перьевую ручку и ручку-кисть ( браш-пен / brush pen).


Тигран пописал ими 2 раза, понял как они устроены. И? И всё.

Никакого интереса. Я пишу этими инструментами, чтобы на своем примере показать, но никакого интереса у ребенка они не вызывают.


А вообще нужно ли чтобы ребенку родители подавали личный пример? Тигран в 4 года встал на ролики ( я встала на ролики после сына, у мужа роликов нет ), в 5 лет сынок встал на коньки катается так, будто родился с ними (у нас тоже нет коньков), в этом году научился кататься на лыжах (я вообще на лыжах ни разу не стояла и лыж для взрослых в доме нет). Наверное, в некоторых моментах нужен личный пример, а в некоторых достаточно собственного желания ребёнка.



На момент написания данного поста дела обстоят следующим образом.

Тигран каждый день пишет что-нибудь печатными буквами.

Подписывает свои рисунки, особенно любит рисовать животных ( подписывать части тела, внутренние органы)


Не заставляю его, он сам пишет свои сказки, рассказы.

Покажу самые большие по количеству страниц самодельные книги Тиграна.

Выдумал милых зверьков - пушОников и написал про них книгу с иллюстрациями.
Написал историю про бумагоедиков.

рисует и подписывает реплики в комиксах,





элементы в поделках и календарях стал оформлять в виде письменных букв.


инструкции к лего,



Любит делать карты парка, нашего района, придумывать города и название улиц:

Выпустил несколько своих газет:


маленьких и больших.

Периодически делает карты разного масштаба


выписывает с карты Росии города (сортирует их по алфавиту, по численности населения, по расположению),


делает зарисовки и подписи в аудио сказкам:


составляет расписание: записывает свои сны.



Составляет списки покупок, записывает свои желания. Сначала записывал свои желания на листочках, потом завел отдельную тетрадь.


делает настольные игры и пишет к ним правила. Оставляет записки другу, пишет послания мне и папе, подписывает открытки и подарки:

Переписывает рецепты из книг, придумывает свои рецепты и тоже записывает их.

И все это печатными буквами.


Вот на этом фото все-таки есть прогресс. В прошлом году на листе А4 записал сон ( посмотрите, какие буквы), а в этом году перед Новым годом купил себе ежедневник и ведет в нём записи. Уже и буквы поменьше и поровнее и в строчку попадают.


А дальше?




А дальше я успокоилась, переосмыслив данный вопрос.

Что мне помогло успокоится:

статья "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

видео - выступление М.Н. Безруких

"Психофизиологические особенности обучения письму и чтения" 

Недавно я смотрела выступление М. М. Безруких "Школьные трудности. Кто виноват и что делать" на саммите, который проводила команда https://freefromschool.ru, так вот её выступление дало мне больше ясности в данной теме и успокоения.


видео
психолога Елизаветы Пархоменко

Очень рекомендую книгу, о которой говорит в своем видео Елизавета - "Мальчики и девочки -два разных мира" авторы: Еремеева В.Д, Хризман Т.П . Я её прочла, книга заслуживает отдельного поста.Пока скажу, что она мне очень понравилась, много нового и полезного узнала для себя.



Хочется к вышеперечисленным статье и видео роликам добавить следующее: сейчас в гонке участвует весь мир (ну, или почти весь) и своих детей в этот поток берут многие родители. Сейчас у младших школьников столько дел, что они просто отдыхать не успевают.

Именно перегруз учебной программы обычной школы лишней информацией и бессмысленными заданиями, совершенно безобразное качество современных учебников и учебных пособий заставляет некоторых родителей, заботящихся об образовании для своих детей, переводить детей на семейную форму обучения. Но у тех, у кого нет такой возможности, вы можете, хотя бы не торопить своих деток ( особенно мальчиков), не тащить их в школу с 6 лет, а подождать 7, а лучше 8 лет. Кстати, у нас в вами по закону есть такое право-не отправлять ребенка в 1 класс до 8 лет без объяснения причины.

Раньше детей отдавали в гимназии с 8-9 лет. В Советской школе дети обучались с 7 лет, они очень долгое время писали палочки, а первый год писали карандашом. Перо разрешали тем, у кого уже хорошо получалось писать карандашом.


Поэтому я отстала от ребенка, пусть пишет так. Главное, чтоб желание не отбилось.

А если гнаться за письмом только как за единственным источником развития моторики, тогда можно и невроз заработать (если ребенок не готов к письму).


Что же с развитием моторики у нашего сына?

Все в порядке: сынок лепит из пластилина,

вырезает,


делает аппликации,


в этом году полюбил раскраски.


конструирует ( вот такой подарок подарил папе на Новый год)




Ну, и конечно же, пишет, манускриптом, зато пишет.


Единственное, что теперь я знаю о необходимости зрительно-пространственного восприятия. Неправильное написание цифр и букв для дошкольников колы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7-8 лет - это уже отклонение, требующее коррекции. Тиграну в январе исполнилось 8 лет и он буквально на моих глазах стал меньше зеркалить буквы.

Возможно, что такое отзеркаливание некоторых букв связано с тем, что Тигран родился

с доминирующей левой рукой, но я ( по незнанию) дала ему ложку, карандаш в правую руку.

Нашла информацию, что если ребенок не переученый левша,но он зеркалит цифры и буквы, то у нарушено восприятие пространства, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. У сына с эти все в порядке. Поэтому пока делаю вывод о возможности того, что я его переучила с левой руки на правую.

Или возможна еще одна причина- раннее обучение навыкам письма..

Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7-8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка. Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма.

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер.




В заключении хочу обратиться ко всем взрослым.
Дорогие родители, бабушки и дедушки, прислушивайтесь к своим детям, знайте, у ребёнка нет негативного намерения. И если он что-то делает "не так" ( как маме хочется, учителю, школе), то на это есть причины. Нам, как родителям, нужно в этом разобраться.






1

КОММЕНТАРИИ

Екатерина 28 января 2019, 14:43 , Щекино
                                    

У нас дочке почти 6 лет. Писать не пробуем. Один раз попробовали прописи, у неё не получилось, она сидела рыдала!!! Я не ругала, не заставляла- ей самой захотелось, еле успокоили с мужем вдвоём и уговорили убрать пока прописи. Сейчас занимаемся по тетрадкам рабочим разным- обвести нужно, у неё не очень получается- держит карандаш неправильно, как с этим быть- не знаю. Читает сама уже год

Ответить
Надя 30 января 2019, 20:05 , Саратов
                                    

Екатерина, здравствуйте!
Как хорошо, что чутких родителей появляется больше и больше! Хорошо, что Вы отложили прописи, увидели, что Василисе еще рано и не давите на неё.
Некоторые бы начали давить, чтоб отточить навык.


Посмотрите в youtube.com видео про правильное положение ручки.
с помощью салфетки,
с помощью пластилина,
с помощью резинки

У нас была вот такая ручка была. Помогла понять сыну, как необходимо ставить пальчики. Такие ручки есть для праворуких и леворуких детей. А можно отдельно насадку купить для ручки.


Ответить
Екатерина 31 января 2019, 09:43 , Щекино
                                    

Такая ручка была, потеряла дочка, надо купить новую. Спасибо!

Ответить
Стелла 23 января 2019, 23:08 , Тбилиси
                                    

Спасибо большое за пост! У нас идёт в игнор любое задание даже отдалённо похожее на прописи) мы, правда, ещё маленькие. Плюс к этому держим карандаш в кулаке😔 и упорно отказываемся взять правильно(

Ответить
Надя 25 января 2019, 13:03 , Саратов
                                    

Пожалуйста!
Конечно, еще маленькие.
Лепите больше из пластилина, глины, играйте с крупами и разными материалами, мелкими игрушками, занимайтесь аппликацией.

Ответить
Светлана 22 января 2019, 00:21 , Братск
                                    

Надя, во-первых, хочу сказать большое спасибо, что делитесь своим опытом! Благодаря вам купила книгу из серии "Читаю сам" и дело сдвинулось с мёртвой точки! Сейчас уже дочь очень хорошо читает самостоятельно и самое главное с желанием!

Во-вторых, ваши карты это просто чудо какое-то! Как вы начинали знакомиться с географией? Очень интересно!

И в-третьих, для меня стало открытием, что можно в школу с 8-ми лет)

Книгу "Мальчики и девочки - два разных мира", к сожалению, вообще нигде не найти!

Ответить
Надя 22 января 2019, 16:10 , Саратов
                                    

Светлана, спасибо за комментарий и тёплые слова!

Про "Читаю сам" согласна, отличная книга. Рада,что помогла сдвинуться в чтении!

Про географию напишу отдельно ( даже в планы себе записала), покажу книги и карты.

"Мальчики и девочки- два разных мира" вот здесь можно скачать. 😉


Ответить
Самисусами 21 января 2019, 22:50 , Молоково
                                    

Это очень интересная тема! И больной вопрос. Я знакома с современным объёмом письменной работы в первом и втором классе общеобразовательной школы. Это бедлам, ИМХО. Поэтому Лида пишет крючки. Хочу хоть как-то уберечь её от разочарования в себе. Потому что сомневаюсь, что потяну домашнее обучение. Пока сомневаюсь и боюсь, но готовлюсь. Я мотивирую дочь путём отмечания достижений. В строчке мы вместе выбираем самую удачную закорючку и рисуем ей корону, которую она потом раскрашивает. Так же она берёт лист А4 и без линовки пишет буквы, из которых выбирается "королева". Сама она пишет печатными буквами. Я замечаю, что он становятся всё более одинаковыми по высоте и всё ровнее строчки.

И таки да, согласна с первым комментатором- левшу переучить- это надо постараться. Моя так же как и Тигран, левой ручкой много что делала, мы думали, что будет левша, как папа, но потом стала сама есть правой и писать ею же. Мужа переучивала бабка жёстко, чуть ли не руку к стулу привязывала- не вышло. Мне тоже говорили, что у меня "скрытое левшество", потому что я ношу сумку, как левша, ведущая нога левая, но я правша. Видимо, владение левой осталось от занятий фортепиано.

И ещё, по поводу печатных букв- мой папа пишет "шрифтом чертёжника", а ему уже за 60 лет. И все говорят, как же здорово, что всегда можно понять, что написано. Так что каллиграфический почерк не так уж и важен, как я думаю, главное- грамотно и понятно оформленная письменная работа, способная донести смысл написанного. А у вашего мальчика это получается не просто отлично, а превосходно!

Спасибо большое за полезные ссылки!

Ответить
Надя 22 января 2019, 16:16 , Саратов
                                    

Спасибо за добрые слова!
У нас папа мужа пишет очень красиво, как в прописях. Его учили писать ещё гусиным пером. Но, видимо, он будет один из нашей семьи, кто так умеет писать ( если мы не родим еще). При этом дедушка медлительный, аккуратный, а Тигран, наоборот, как прабабушка, как бабушка и как папа очень шустрый. Поэтому с такой скоростью работать с пером - не вариант.
Про лево- праворукость, возможно Вы правы.ь У меня тетя переученная советской школой. Она писала левой, но переучили. Сейчас она работает в университете, пишет много и пишет правой рукой, зато, например, хлеб режет левой. Теперь левой писать не может, т.к в детстве за это сильно учителя ругали. Наверное, стресс получила. Но я-то не привязывала ручку сына, не ругала.
Хотя по тестам, которые есть в книге "Мальчики и девочки",выходит, что предрасположенность к левой стороне у него больше.

Про папу своего вы так хорошо написали. У меня прямо в глазах всплыл момент, как на доске писал тему наш школьный чертежник. Ах, если бы все врачи писали так же.
Спасибо Вам за комментарий!

Ответить
Самисусами 22 января 2019, 18:56 , Молоково
                                    

Мои взрослые тоже в большинстве своём пишут замечательно! А сейчас только и слышишь, какой у нынешних школьников отвратительный почерк. Так если посмотреть советские прописи, там объём тетрадочки давался на год. 30 страниц. На год! Для второго класса! Несравнимо вообще с тем, что предлагается сейчас. Как дети вообще чему-то умудряются "научаться", я не понимаю решительно. А сейчас получается, что вводят новые методики, урезая время для обучения по старым , точнее, по остаткам старых, а успешность обучения измеряют по ним же, по старым. Дети шли в школы в полных семь лет, т.е. зимним было 7,3 минимум. А летним- восемь лет. Одна из страниц прописей 1948 года. 28-я из 30 ти. Для работы 8-9-летнего ребёнка. Пером! Темп работы можно представить. И что на выходе, тоже можно представить- уверенный, ровный почерк. Можно сравнить с прописями ФГОС.

А сейчас- срезовая контрольная по письму в конце второй четверти первого класса. Шесть с половиной-семь лет детям. *долбится головой о стену. Так что наши дети не просто "так всё делают", а вопреки всему школьному дурдому делают всё так.

Ответить
Надя 23 января 2019, 00:28 , Саратов
                                    

Согласна с Вами.
Вы видели видео Л.А. Ясюковой?
И фильм об образовании
Константина Сёмина и Евгения Спицина "Последний звонок" и «Последний звонок». 2-я серия.
Помогает понять "почему"?

Ответить
Самисусами 23 января 2019, 09:22 , Молоково
                                    

Ясюкову смотрела, помнится. Я одно время её лекции штудировала и книги. А вот "Последний звонок"- нет, посмотрю, спасибо!

Ответить
Ирина 21 января 2019, 20:33 , Москва
                                    

Надя, какой у вас творческий ребенок! Географические карты меня покорили))

Скажите, а в каком возрасте вы научили сына читать?

P.S. Первая ссылка ведет на Лабиринт, а не пост.

Ответить
Надя 21 января 2019, 21:11 , Саратов
                                    

Ирина, спасибо большое! Ссылку исправила.
А картами просто болеет. В прошлом году у деда Мороза заказал карту Росии. Наш папа Мороз весь город оббегал ( в интернете такого большого формата карты не нашли).

В этом году на день рождение ему бабушка карту мира подарила.

В 2 года знал все буквы, начал сливать слова в 2 г 11 мес.

Никак его не заставляли, просто стало интересно самому. Буквы мы рассматривали(1 год и 8 мес) в такой старенькой книжке(которую отдала нам бабушка).



Ответить
Ирина 22 января 2019, 23:47 , Москва
                                    

Читает практически с трех лет!! Браво. Поди перечитал все книги в доме?)

После вашего поста вспомнила своего одноклассника. Он писал печатными буквами в старшей школе быстрее, чем мы прописными.

Ответить
Надя 23 января 2019, 00:19 , Саратов
                                    

Ирина, если у нас будет второй ребенок, то не буду его так рано учить буквам.

Тигран читает, но только то, что надо ему. Больше своих книг пишет.

У нас бабушка настаивала, чтоб именно к 4 годам читал. Зачем? Почему именно к 4-м?

Сейчас я уже такую глупость не совершила бы. Конечно, мы не настаивали, ребенку и самому было интересно, но все же книгу с буквами родители ведь показали. А уже потом он сам просил прочитать снова и снова, видимо, ему так бурно аплодировали, что ему нравилось нас радовать.😐

Ответить
Мама Наташа 28 января 2019, 09:50 , Арзамас
                                    

Мой сын тоже рано проявил интерес к буквам .Знал все в1.5 года. Читает тоже в свои 6 только то что интересно, если предлагаю свою литературу читает не переставая зевать))К картам так же неравнодушен) А дочь младшая в почти 4 года ни одной буквы не знает .ей просто не интересно это пока.да и заниматься с ней не получается так как сыном,характеры разные))

Ответить
Кнопка (постельное бельё, подушки, одеяла) 21 января 2019, 19:36 , Москва
                                    

Знаете, про «возможное переучивание левши» хочу сказать, что вряд ли вы это могли сделать. Левшу очень сложно переучить. Сколько раз я давала ребёнку карандаш-ложку в правую руку, ровно столько же раз она перекладывала все эти предметы в левую. Левшей до конца не переучить и это всегда сразу очень видно.

И это я очень старалась переучить, но там дело не только в карандаше и ложке...






Ответить
Надя 21 января 2019, 21:03 , Саратов
                                    

Возможно, Вы правы. Но иногда я у Тиграна тоже замечаю, что другой рукой некоторые дела ему удобнее получаются выполнять, нога у него ведущая тоже левая.
Какая у вас милашка на фото!😍

Ответить
Кнопка (постельное бельё, подушки, одеяла) 21 января 2019, 21:18 , Москва
                                    

Спасибо:)

Левши вот прямо всё-всё делают левой, даже большой пальчик маленькая сосала на левой руке. А так, мне бы хотелось одинаково развить ребёнку обе руки.

Ответить