Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Семейное образование

ЗАПИСЬ

Надежда 16 апреля 2018, 17:17 , Саратов ···

Состав числа. Как объяснить ребенку в игровой форме.

Ох уж эти школьные программы, ох уж эти учителя, которые просят детей зазубривать "состав числа" и учить таблицу сложения (да, я не описалась, не таблицу умножения, а таблицу сложения.) 🤓

Как-то на катке встретилась я с мамой первоклассника, она объясняла мне что уже сейчас я должна учить своего сына составу числа да так, чтоб "его ночью разбуди - он все рассказал!" 😤


Этой маме посчастливилось записать своего ребенка в лучшую школу нашего района ( а может быть даже города), вот она и учила меня ( не зная, что я математик).

- Учите с ребенком как стихотворение, 8 это 7 плюс 1, 6 плюс 2, пять плюс 3, 4 плюс 4 ... ноль плюс 8. И тогда у ребенка с математикой будет все отлично!

И тут я ей сказала какое у меня образование. Женщина смутилась, уточнив, что это учитель так требует.
А я ей объяснила, что зазубривание "состава числа"-это не гарантия того, что ребенок будет знать математику, что математика - это не только арифметика.Что гораздо лучше развивать логику у ребенка и пространственное воображение.

На что мама ответила мне, что пятерки ставят за "стишки про состав числа."

Им важнее пятёрки, чем знания ребенка. ☹️

Почему пишу "состав числа " в кавычках. Потому, что на самом деле число, к примеру, 10 состоит не только из 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, ..., 10 и 0. А десять можно записать как:
10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,
10= 8+1+1
10=7+1+1+1 = 7+2+1 и еще много таких примеров можно привести.

Так зачем же ограничивать ребенка и не давать ему полные представления о математике?

А если ваш ребенок знаком с дробными числами ( даже не с числами, а с понятиями "половина", "треть", "четверть"), так он с легкостью может сказать, что если к 9 яблокам добавить половинку и еще половинку, то получится 10 яблок, т.е 10= 9+ 1/2 +1/2. И тут еще добавляется множество вариантов "состава" числа.

Когда я училась в школе, то мы не учили никакой состав числа и никакую таблицу сложения.
Но тогда были совершенно другие программы.

У тех, кто учится на семейном обучении есть отличный выход - просто не зазубривать состав числа, а просто играть в полезные настольные игры, играть в магазин с ребенком, готовить с ним еду ( взвешивать, нарезать на порции, выкладывать столовые предметы), брать его в магазин.

А если ваш ребенок обучается в школе, тогда я расскажу, как помочь ему не вызубривать состав числа, а просто понимать его.
И это будет в игровой форме! И для этого не нужно покупать дорогих настольных игр.

Все дети любят фокусы. Скажите, что вы научите ребенка показывать фокусы. Фокус называется "рентгеновское зрение" - фокусник может видеть кубик насквозь. Но у каждого фокуса есть секрет и этот секрет нам с тобой нужно запомнить.


Для этого необходимо взять кубик , а если дома нет кубика, тогда склейте его из картона. Скачать развёртку куба можно здесь

[​IMG]

На каждой стороне кубика необходимо нарисовать точки. Нечетное количество, например, синим или черным фломастером, чётное -красным.
Т.е 1, 3, 5- синим, а 2,4, 6 - красным.
Теперь самое главное - расположение точек на кубике.
Покажу на составе числа 7.

Секрет этого фокуса заключается в том, что на противоположных сторонах кубика всегда находится число, сумма которого при сложении с другим дает 7.
Если фокусник видит число 4 на передней грани кубика, то спрятанное число должно быть равно 3.
Таким образом, ребенок научится решать простейшие уравнения: 4+x=7


[​IMG]

Рисуем на одной грани кубика одну точку, а на противоположной стороне рисуем шесть точек.

На одной грани 4 точки, на противоположной грани 3 точки.

На следующей грани 2 точки, на противоположной 5 точек.

[​IMG]
А можно рисовать не точки, а звездочки, сердечки, машинки и танки. Можно наклеить мелкие наклейки.



Перед тем, как показывать фокус друзьям или родственникам необходимо потренироваться. Ребенок берет в руки кубик, смотрит на одну грань (видит при этом, например, 4 точки), кубик неподвижен в его руках и держать кубик необходимо так, чтобы зрители видели количество точек на другой грани. Ребенок видит 4 точки, мысленно считает, что до 7 необходимо еще три точки и говорит "Три!". Поворачивает кубик другой гранью, видит, например, 1 точку, а говорит "Шесть!"

Не забывайте хвалить своего фокусника и во время тренировки и во время самого фокуса.




Для других чисел необходимо больше граней, поэтому нужно брать больше кубиков.
Только перед тем, как показывать фокус договоритесь с ребенком, какой кубик будете показывать ( какова должна быть сумма чисел), чтобы фокусник не ошибся.


Игра 2.

Эту игру открыл для себя мой сын, но на самом деле, когда он еще был маленьким, то я играла с ним в математические прятки. Недавно утром готовлю завтрак, а сынок залез под стол и что-то там шепчет. Прошу попросить, выходит и говорит, что придумал игру. Показывает мне кусочек картона с 8-ю точками.


и говорит мне:

-Можешь угадать, сколько точек я спрятал?!

Я угадывала, потом мы поменялись местами.

При чем, точки можно закрывать не только с одной стороны. С 8-ю точками я сначала закрывала одной рукой точки, а потом начала закрывать точки с разных концов: пальцами одной руки 2 точки, а пальцами другой руки 3.


Потом нарисовали 10 точек на карточке, потом 15, потом 20. В такие угадалки можно играть долго.



Игра 3.

Можно взять мешочек с мелкими игрушками, бусинками, ракушками, каштанами, камушками, конфетами, сушками с кусочками шоколада [​IMG] (с чем-то сладким детям нравится больше).

Дать посчитать количество предметов и все сложить в непрозрачный мешочек, контейнер, под тарелку. Достать, например, 2 предмета и спросить, может ли ребенок угадать сколько там осталось?

Если говоришь, можешь ли "предположить", то это не так загадочно или интересно, как "угадать". Хотя ничего страшного не будет, если попросите предположить. А-то ведь есть школьники, которые думают, что математика -это такая угадай-ка. Я бы рекомендовала чередовать слова, а лучше дублировать: "Можешь предположить, угадать, сколько там осталось?"

А можно взять заранее прозрачный контейнер, пакетик, брать некоторое количество мелких предметов в руку и просить угадать, сколько вы держите в руку, например, кукурузных хлопьев, виноградинок, ягодок , шоколадных подушечек, колечек и пр.

[​IMG][​IMG]

Здесь уже интереснее всего съедать угаданное количество лакомств.


Если у вас есть подобные игры, то поделитесь, пожалуйста.
Источник здесь.
1

КОММЕНТАРИИ

Аник 30 апреля 2018, 21:23 , Москва
                                    

Очень классные идеи!
Хочу упомянуть об одной своей. И младшему и старшему объясняла одинаково и математика у нас началась с королевы цифр 10-ки ))) Ну так вот, у старшего всё было ок, а младший забуксовал с вычитанием. Он очень любит всякие истории , сказки и разные эмоциональные, напряженные моменты в них. И я думала как встроить вычитание в эту любовь. И не долго думая, разыграла драматичную сцену, как у большого числа вор своровал его часть и она бегает и ищет эту часть и в конце концов находит, справедливость восстановлена! И это помогло ))) Думала сын уже забыл об этом, но недавно слышала как он сидя над ДЗ бормотал - ага... это вор забрал, значит нужен минус...

Ответить
Надежда 2 мая 2018, 20:06 , Саратов
                                    

Как здорово Вы придумали!
Спасибо, что написали! Я уверена, кому-нибудь такая сказка пригодится.

Ответить
Инна 26 апреля 2018, 12:34 , Новочеркасск
                                    

Я сама обожаю математику!!! Но моя дочурка пока малышка, и я игр предложить не могу. Но точно распечатаю ваши и вклею в книжку Жени Кац ) спасибо большое, что делитесь!

Ну мне тоже очень интересно что за кружочки то в тетради?)

Ответить
Надежда 27 апреля 2018, 02:07 , Саратов
                                    

Инна, рада, что Вам пригодятся мои рассказы о наших занятиях.

Женю Кац обожаю, тоже занимаемся по ее пособиям.

А кружочки на фото это задание для сына, такой лабиринт: необходимо попасть в центр лабиринта, набрав столько очков в сумме, какое число написано в центре.

Ответить
Анастасия 18 апреля 2018, 20:41 , Собинка
                                    

Как раз сегодня задали целую таблицу именно выучить на сложение до двадцати. Бедные дети, моя никак не выучить не может, она считает в уме и некоторые комбинации считает долго. Мы учили раньше в свое время в школе умножение, но не сложение. Да что бы так что ночью разбуди и ответь! Я попробую в игровой форме, а есть ещё какие методы этого решения? Да и про состав числа, у них в учебнике например состав числа двенадцать начинают от 9+3, 8+4,7+5,6+6. И всё, я говорю дочке а 10+2 и 1+1+1++1+1+1+1+1+1+1+1+1? Это что, не состав числа 12. Молчит. Как их учат сейчас странно, значит пример 10+2=12 есть, а состава числа 10+2 =12-нет?

Ответить
Лилия 26 апреля 2018, 14:23 , Москва
                                    

Мой первоклашка тоже сейчас проходит состав числа. Он тоже не учит их, а просчитывает в уме. Зубрить его не заставляю, т к интуитивно знаю , что пустая трата времени, запоминание приходит путем осознания. Как могу, тоже объясняю ему что к чему. А состав числа они таким образом проходят, чтобы можно было в уме быстрее считать. Например, 16 - 7. Раскладывешь в уме 16 - это 9 и 7. Значит, 9+7-7= 9. Но детям это еще тяжелее на мой взгляд.

Ответить
Надежда 18 апреля 2018, 21:54 , Саратов
                                    

Анастасия, сейчас другие методы и другие цели обучения. Мы с вами учились по другим программам ( рекомендую посмотреть видео в конце этого поста, если Вам интересно понять, почему деткам сейчас учится труднее) .

Детей жалко, их не учат понимать не дают ситуаций, когда дети сами открывают для себя новые, а учат зубрить, не осознавая что из чего следует.

Может и есть какие-то методы быстрого запоминания таблицы сложения, но я за то, чтобы таблицу не учить, а просто понимать что из чего следует

А навык счета он придет, просто кому-то необходимо больше времени, кому-то меньше.

Нейрофизиологи говорят о том, что в 1 кл могут оказаться 7 - летние дети ( паспортный возраст), а на самом деле они могут отличаться 1,5 годами друг от друга ( как в +1,5, так и -1,5). В школе, к сожалению, не учитывают ни эту возрастную разницу, ни индивидуальную особенность детей.

Я использую с сыном эти игры и сама сочиняю смешные задачки, которые он с удовольствием решает. Потом меняемся местами- он мне задачки придумывает, я решаю( иногда заведомо ошибаюсь), а он меня "подлавливает" на ошибках.Уж больно этот процесс нравится ему!

Конечно, попробуйте в игровой форме.Желаю вам успехов.

Ответить
Марина 18 апреля 2018, 09:53 , Москва
                                    

Хоть у меня и логческое мышление (а может, именно поэтому) никогда даже в голову не приходило запоминать состав числа.(и в школе не помню, чтоб учили)
Мне кажется, это говорит о деградации логики, а потом и вообще мышления. Т.е. человек будет размышлять не "почему же это следует из этого, это точно так?" а "это так, потому что так, потому что так знает мама, знает учитель и теперь знаю я".
Воспитание роботов с заложением готовых программ без анализа.
Вся надежда на сознательных родителей.

Ответить
Надежда 18 апреля 2018, 15:04 , Саратов
                                    

Марина, согласна с этим.
И меня так не учили, конечно были задачки на отработку этого навыка, но никто не произносил "состав числа" и не требовал его выучивать.

Ответить
Марина 18 апреля 2018, 10:06 , Москва
                                    

И сейчас еще на эту тему подумала, думаю, что все-таки есть связь между интеллектом и логикой-чем ниже интеллект,тем меньше логики. И предполагаю,развитие логики развивает интеллект.

Сужу по своей умственно отсталой золовке (диагноз дебильность) ей 38, но по уму 5-7 лет.
Пазлы она собирает только путем подбора "сцепляются ровно или не ровно" при этом вообще на картинку не смотрит "волосы к волосам, здесь платье,нужно искать розовый кусочек" и потом она запоминает именно положение "замочков". Так же и с математикой, уже месяца 4 даю ей задания примеры на сложение и вычитание до 20. И считать нужно по камушкам (в уме не умеет) сначала она писала ответы наугад (перебирать камни лень), потом все же ей пришлось считать с камушками, сейчас, так как повторение примеров уже было достаточно многоразовым она именно запомнила положение цифр (как раз вот состав числа)-если написать ей 3+2 она уже быстро напишет 5, а если спросить то устно ответит правильно со второй попытки.
Но логика у нее так и не развиается от собирания пазлов и решения примеров-лишь память, и то, если определнный набор пазлов не собирает 6 месяцев, то потом ей нужно гораздо больше времени на его сбор.

Память важна, но без развитой логики пользы от нее, как я поняла, мало.

Ответить
Надежда 18 апреля 2018, 15:06 , Саратов
                                    

Марина, сочувствую.
Это хорошо, что у вас есть силы и желание заниматься с ней.

Ответить
Марина 18 апреля 2018, 18:54 , Москва
                                    

Благодарю за сочувствие мне, а не ей)


Все в жизни имеет две стороны, она вот с другой стороны является для меня дополнительным стимулом изучения психики и сознания человека и является некой "контрольной " группой.


И я точно могу говорить о пользе развития ума , как раннего, так и позднего)

Ответить
Светик 17 апреля 2018, 18:57 , Домодедово
                                    

У нас с сыном бегемотики разноцветные. Мы складываем их по цветам в семейки, раньше по 3 члена семьи, потом все больше. Один убирает сколько-то, другой потом считает и отгадывает, каких не хватает. Очень хорошо развивает счет в пространстве.

Ответить
Анечка 17 апреля 2018, 10:00 , Донецк
                                    

У мамы был плакат с разложением числа, а заинтересовала сына старшая сестра, она учила, а Миша помогал ей. Ну а потом в магазине что-нибудь купить и получить сдачу, самая лучшая тренировка была.

Ответить
Alina 17 апреля 2018, 00:10 , Москва
                                    

Надя, спасибо! Очень интересный полезный пост! У нас папа математик, и уроки с детьми обычно делает он. (я часто перестаю понимать после слова задача... 🤣, а муж нам частенько дает задачки порешать... То олимпиадные то школьные, то с подковыркой:))

Кубик можно еще сделать обклеив коробку от чашки :))

Не поняла совсем вторую игру...

В третьей можно использовать киндеры :))

А что за кружочки с цифрами у вас в тетради?

Я в школе совсем не понимала дроби... Выросла дошло :) своим уже четвёртый набор на дроби заказала!

Ответить
Надежда 18 апреля 2018, 15:00 , Саратов
                                    

))) как здорово, что Ваш муж занимается с детками!
Про вторую игру. Рисуем точки на картоне, пересчитываем и один из игроков прячет какое-то количество точек пальчиками, задача второго сказать, сколько спрятано точек.


Ответить
ИринаС. 16 апреля 2018, 18:59 , Москва
                                    

Про игры правильно написано, но вот все эти

10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,
10= 8+1+1
10=7+1+1+1 еще хлеще чем просто сотав числа понять и запомнить.

Ответить
Надежда 16 апреля 2018, 23:12 , Саратов
                                    

Ирина, так и не надо заучивать это все. Это надо просто понимать.

Ответить
ИринаС. 17 апреля 2018, 08:49 , Москва
                                    

А я разве писала, что это надо заучивать?! я говорю о том, что путаются они со всеми 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1. Проверено на опыте, так как Америка здесь не открыта, у нас в учебниках и обычный состав числа есть, и вот такой.

Состав числа тоже понимать надо, просто быстрее считать, когда его наизусть помнишь, когда навык автоматизирован. Другой вопрос как ты его выучишь, просто зазубривать будешь, или как в учебнике, этих играх, или каких-то других, которых тоже не мало, или просто в быту, запомнишь в игровой форме.

Ответить
Надежда 18 апреля 2018, 14:56 , Саратов
                                    

Вы написали что все эти "10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,10= 8+1+1,10=7+1+1+1 еще хлеще чем просто состав числа понять и запомнить." Вот я и поняла Вас так.

Ведущая деятельность у ребенка в этом возрасте- игровая, поэтому я и пишу, что лучше понять и отработать это в играх, чем зазубривать, без понимания. Часто дети знают стишок про состав числа, а вот применять не умеют. Родители ставят самоцелью заучить, зазубрить с ребенком, а потом удивляются, почему у него не пятерка, почему он знает состав числа, а решать задачи не умеет.
Я пытаюсь донести, что математику не зубрить надо, а понимать.

Ответить
Дина 16 апреля 2018, 19:46 , Тверия
                                    

Да просто поиграть в магазин, разложить продукты на кучки и потом сосчитать общее количество. Купим ка мы яблоко, ой нет, надо еще 2 яблока и еще 7 яблок, вот у нас три захода к полке с яблоками, соответственно 3 кучки, а на кассе нам все в одну кучу объединили и вышло 10 яблок.

Я ни разу не математик и понимаю только бытовую логику(

Ответить