Всем привет!
Давайте знакомитьсяУже несколько месяцев я читаю, изучаю и думаю насчет домашнего-семейного образования для своего сына. Ему пока что 2,5 года, но вопрос уже возник, так как в Голландии школа начинается в 4. В крайнем случае - в 5 лет.
Далее много под катом.
И я и мой муж кандидаты наук, при том разных. Успешно учились в школе и в принципе своим образованием довольны. Недовольны другим. Будучи прилежными учениками и потом студентами, мы оба так и не нашли себя. До сих пор. Обладая и талантами, и трудолюбием, и кругозором - недовольны своей работой. Хотя она вроде бы и творческая в какой-то мере. Грубо говоря, делаем не то что хотели бы. А чего хотели бы - не знаем.
Рассуждая об этом, я нахожу проблему в школьных годах и школьном образовании. Будучи успешной во всем, когда под успешностью понимается "успеваемость", а не реальное знание, понимание, интерес, мне всегда было сложно понять, в чем же я действительно хороша. Все давалось одинаково легко. Схватывала быстро то, что было необходимо понять, а то, что было необходимо заучить - запоминала тоже довольно легко. Проблема возникла в 9 классе, когда было необходимо выбрать профиль обучения. Я вот как сейчас помню - совершенно не знала, куда же пойти. Совсем. У меня не было никаких предпочтений. На семейном совете решили что раз я совсем не знаю, то идти надо в гуманитарный и в случае чего стану юристом как мама. На всякий случай уточню - никакого давления никогда не было, даже намека на него. Я действительно не знала. Позже кстати поступила на программиста, так как появились друзья-программисты и я считала что этот круг общения мне ближе (до сих пор так считаю=).
У мужа история в чем-то похожая. В школе разделения у него не было, были просто предметы по выбору. После школы он сначала закончил бакалавриат по исторической литературе (грубо говоря изучал саги скандинавские), а потом еще один - по химии. Сейчас закончил аспирантуру по химии и хочет уйти в анализ данных.
В целом и у него и у меня есть какая-то неудовлетворенность жизнью. Я сейчас - к 30 годам - понимаю что я бы наверное хотела делать что-то ближе к людям. Когда смысл твоей работы более очевиден. Врач, учитель, психолог, да даже тренер по танцам. Муж же хочет более полезного для общества и менее научного - в последний раз была идея что можно анализировать данные для составления пронозов погоды) Ему важнее приносить пользу обществу, всему сразу. Но это я что-то углубилась. Понятно, что можно пойти, переучиться, и так далее. Но гарантии что это новое не окажется так же по каким-то причинам нам неугодным никто даст не может. Поэтому мы решили что пока что хватит обучения и переучивания. Дело не в этом. Совсем. Дело в том, что мы не хотим-не можем-не умеем заинтересоваться чем-то действительно глубоко. Интересно все, но по чуть-чуть. И корни этого я вижу в школьном образовании.
Читая, изучая, даже разговаривая - идея семейного обучения нашего сына кажется мне очень заманчивой. Каким оно будет конкретно у нас - мы еще не определились. Чего мы от него ждем - помимо всего прочего - настоящего проекта. Важного для нашей самореализации в том числе. Наверное, это может показаться эгоистичным - хотим использовать своего ребенка для самореализации. Но тогда наверное сама идея иметь детей - эгоистична. Разве не так?)
Что меня во всем этом волнует - та самая пресловутая социализация. Нет, я не боюсь что у сына не будет друзей. Будут. Мы это устроим) Скорее меня волнует, что сын будет считать себя изначально особенным, не таким как все. Даже если это будет в позитивном ключе. Предположим, у нас все получится. Он будет знать больше других, он будет более самостоятельным. Он будет принимать более взвешенные решения. И т.д. Но не станет ли это поводом для выбора в пользу одиночества и книг, вместо глупостей и ошибок с друзьями? Праздное шатание, абсурдные идеи, странные игры - лучшие (по-крайней мере самые яркие) воспоминания моего подросткового возраста. А когда мы создали свою группу и не умея толком играть, пытались разучивать великие для нас произведения панк-рока? Старались, усердничали и были очень горды результатами между прочим. Друзья которых я нашла в школе - со мной на всю жизнь. Несмотря на то что живем в разных странах. Потому что несмотря на то, что мы были очень разными, у нас был один общий знаменатель. Нам было скучно и мы искали способы себя развлечь. Без скуки нет развития, нет изобретательности и креативности. Или если нет подходящей компании. Понятно, что друзья и общение у него будет. Найдут где встретиться. Но вот будет ли необходимая скука?..
Есть ли в сообществе мамы подростков на домашнем обучении? Поделитесь своими мыслями на этот счет. Как грубо говоря "отрываются" ваши дети? Что для них - яркие впечатления? Что они делают с друзьями (без мотивации взрослых, сами)? Как пример - мой муж со своими школьными друзьями во время летних каникул от скуки построили катапульту. Трехметровую и действующую.