Наш детский сад в Германии
Иностранные детские садыВот и закончился наш довольно сложный период адаптации в детском саду. Теперь, когда и я и сын садом довольны, расскажу, как устроены сады в нашей стране проживания. Очень много букв.
Поступление в сад
Детские сады берут деток от двух лет. Но это на бумаге. Потому что устроить двухлетку в сад практически нереально. В субсидируемый государством. В частный - пожалуйста, с года. Но таких садов не так много, и количество мест в них тоже ограничено. Приоритет - семьи в которых оба родителя работают полный день.
С трех лет садик вам дать обязаны. Но и тут иногда возникают сложности, потому что в саду по месту жительства вам тоже может не хватить мест. Возникают ситуации, когда первый год родителям приходится возить детей на другой конец города. Приоритет - опять же семьи с работающими родителями.
Процесс организован следующим образом: вы подаете заявку в марте во столько детских садиков, во сколько хотите. А они уже в каждом садике отдельно выделяют места. Порядок приоритетов такой:
1. Мать- или отец-одиночка
2. Уже есть брат-сестра в этом детском саду (то есть второго двухлетку в сад отдать уже легко)
3. Работающие мама и папа
4. Ребенку уже исполнилось 3 года (в марте)5. Место жительства
6. Религия или ее отсутствие
Но нам с Каем повезло. Повезло прямо крупно. Потому что во-первых, подать заявку в марте мы не успели (потому что мы только готовились к переезду и еще не знали, в каком районе и вообще городе будем жить). А во-вторых, наш приоритет был только третьим. Несмотря на то, что наш район "богат" на садики (мы подали заявку в 8 садиков, и все они были в пешей доступности), взяли нас только в один. И только потому, что они открыли новую группу. В итоге - попали в сад, хотя я даже и не надеялась честно говоря. В 5 минутах ходьбы.
Здесь нужно еще добавить, что садики бывают религиозные (разных религий) и обычные. Мы живем в Северной Вестфалии, это, наверное, самый религиозный регион Германии. Ну разве что Бавария может еще более религиозна. Поэтому из 8 садиков 5 были религиозными. Я никого не обманывала, и когда подавала заявку, написала, что ни к какой религии мы не принадлежим. В итоге попали мы в протестантстский садик. В который также ходит один мальчик-мусульманин, двойняшки-корейцы и мальчик-француз. Остальные вроде бы немцы)
Адаптация
Адаптация в саду начинается еще с лета. Когда ребенок три раза может придти и поиграть часок в саду, после "закрытия". То есть все новенькие детки приходят и играют, привыкают к обстановке, знакомятся с воспитателями. Родители тоже знакомятся между собой. Интересно, что посмотреть детский садик до того, как вас туда взяли, вы не можете. То есть, кот в мешке. Но мне сад наш сразу понравился, воспитатели - тоже негатива не вызвали.
С августа начинается процесс адаптации уже серьезный. Но каждую неделю в группу приходит только один новый ребенок. То есть, несмотря на то, что по контракту садик начинается с августа, Кай первый раз туда пришел только в последнюю неделю. И это нам еще повезло) Некоторые начинают сад только с октября. Это опять же, им пришлось ускорить адаптацию и брать по два новых ребенка в неделю, из-за того что набрали сразу целую группу новых детей. Всю это неделю за новым ребенком закрепляется конкретный воспитатель, который смотрит исключительно за этим ребенком.
Итак, в первый день, ребенок приходит вместе с мамой на час. Мама может с ним поиграть, или посидеть рядом. Во второй день - то же самое. На третий день мама так же приводит ребенка на час, сидит-играет с ним минут 15 и уходит. Ребенок может помахать маме из окошка. Обычно, редко кто плачет на этом этапе. Четвертый день - то же самое, но смотрят по ребенку, нам разрешили уже побыть два часа. Пятый день - опять же два часа.
Далее, новая неделя. Вот тут в понедельник после выходных обычно начинаются капризы. Нас предупреждали, и так и получилось. Пришлось оставить Кая орущего на руках у воспитательницы. Забрала я его через два часа, он быстро успокоился и хорошо играл, поэтому нам предложили остаться на обед. Я согласилась) Всю эту неделю я забирала Кая после обеда, утром слез уже не было. Но были капризы, которые мы решали еще дома. То есть, после выхода из дома, Кай в садик уже бежал.
Третья неделя выдалась сложная. Кай полностью отказался от дневного сна (до садика спал регулярно, первые две недели - стал потихоньку отказываться, спал через день, и к третьей неделе отказался напрочь). В итоге смена режима + стресс от садика сделали свое дело. Кай истерил дома каждое утро, истерил когда я приходила его забирать, и потом еще и дома истерил. Но при входе в сад - бежал играть, отказываясь даже махать мне из окошка.
Четвертая неделя - и дела пошли на поправку. Кай и мы привыкли к новому режиму (мы укладываем его в 19:30, просыпается иногда в 7:30, иногда в 8-8:30, в саду нужно быть до 9, мы его не будим). Кай стал просить забирать его попозже. В итоге, сейчас он ходит чаще всего с 8 до 14.
Еще недельку-другую он истерил ближе к вечеру (скорее от смены режима, чем от сада). На этой неделе - ни одной истерики. Плюс, я могу с определенностью сказать, что адаптация закончилась, потому что Кай начал рассказывать с удовольствием что он делал в садике, что он ел, с кем и во что он играл. Первый месяц он отказывался что бы то ни было рассказывать.
Организация садика
День в саду организован следующим образом:
В 9:00 у них "утренний круг". Все дети садятся в круг и обсуждают какую-то тему. Кай пока что не может рассказать, что обсуждали, потому что немецкого он пока не знает. Ну хотя уже может пообщаться с детьми. Об этом позже)
После получасового общения - завтрак. Каждый приносит его с собой. Обязательно здоровая пища - бутерброд с куриным мясом, помидорками, сыром плюс нарезанные ломтики свежих овощей. Это то что даю я. Пьют в садике исключительно воду, ребенок может выбрать - с газом или без. С этого года - нововведение: каждый ребенок приносит с собой бутылочку, в которую может сам налить воду или попросить воспитателя, и может носить ее везде с собой.
После завтрака - свободная игра. В нашем садике два этажа, и на нашем этаже 4 тематических комнаты для игр: комната для ролевых игр, где стоит кухня, корабль и необходимые аксессуары; комната для развивающих игр - конструкторы, мозаики, игры на логику и внимание; комната-мастерская - там можно рисовать, лепить, клеить, мастерить из дерева и комната-библиотека. Ребенок свободно перемещается между комнатами, в каждой комнате по воспитателю. Всего на этаже - 2 группы, 40 человек по списку, но они получается смешанные. Дети разновозрастные, то есть на нашем этаже дети от 3 до 6 лет включительно. На деле я больше 20 детей на этаже не видела. Конечно, есть всевозможные машинки и дороги для них, может что-то еще, я не вдавалась в подробности. Иногда детям выдают музыкальные инструменты - маракасы, барабаны, дудочки, ксилофон, треугольник. Иногда воспитатели сами играют на гитаре и поют (говорю о том, что я лично видела). Однажды к ним приезжал кукольный театр. Еще есть спортивный зал со шведской стенкой, матами, мячами, скакалками. Но как часто туда ходят - я честно говоря не поняла)
Поиграв, они чаще всего собираются на улицу. Детский сад в Германии обязан выводить детей вне зависимости от погоды раз в день на прогулку не менее часа. В нашем саду они выводят либо до обеда, либо после, либо два раза. На улице - мячи, песочница большая (точнее вся площадка - одна больная песочница), машинки-каталки, экскаваторы, другие игрушки для песка, скакалки, домик, бревнышко по которому ходить. Гуляют все группы вместе. И после, если дети из разных этажей сдружились, они могут свободно перемещаться и между этажами (но это уже касается деток постарше).
После прогулки - обед. Готовят прямо в садике. Все 5 дней - обязательно разнообразие. Один день говядина, другой день рыба, третий день вегетарианское меню, потом другой свинина и потом курица. Ну и разные гарниры. Если сегодня говядина - то не обязательно гуляш, это может быть например пирог с фаршем, или тефтельки и т.д. И всегда обязательно свежие овощи - паприка, морковка, сельдерей, огурец нарезанные ломтиками.
После еды - либо прогулка, либо организованная игра (когда деток собирают в несколько подгрупп и они что-то делают вместе - например, играют на музыкальных инструментах, или мастерят что-то вместе, или играют в настольные игры с воспитателем) Я забираю Кая в 14, вообще садик открыт до 16:30 (это норма для Германии, частные открыты допоздна).
Мероприятия
Время от времени, детей вывозят куда-то всем скопом или только старших. В музеи, в какие-то интересные места и т.д. Пока что Кай не ездил еще никуда, только в церковь, а старшие куда-то ездили.
Плюс, начиная со второго года, все детки распределяются на подгруппы. И каждая подгруппа готовит какой-то проект. На следующий год группы меняются. Тут я еще не знаю деталей, расскажу в следующем году.
Так же, старшие дети ходят в дом престарелых, играют с бабушками-дедушками в настольный теннис или карты. А так же, другая организация - для активных пенсионеров - приходит в садик и рассказывает детям о жизни в прошлом, о войне, быте и т.д. как-то в игровой форме, в виде представления наверное (не очень поняла этот момент пока что).
Еще в садике весной выращивают овощи и потом устраивают благотворительную продажу этих самых овощей. Деньги идут в фонд садика. Ну и свои поделки так же дети могут продавать в июне на специально организованной ярмарке. Опять же, все деньги собранные идут в фонд. Участие по желанию.
Религия
То что я знаю - дети благодарят Бога за еду перед обедом и время от времени их водят в церковь неподалеку. Кай мало что пока понимает, когда мы шли мимо церкви этой, он сказал, что он там был в высокой башне, и что там была тетенька-музыкант и дядя-врач. Видимо, за врача он принял священника (точнее, у протестантов это не священник, но я не знаю как он называется). Им иногда рассказывают истории из Библии. Ну и здесь нужно понимать, что это протестантство - религия довольно ненавязчивая, без фанатизма. Недавно мы ели яичницу, и Кай сказал, что мы должны поблагодарить курицу за яйца) А, еще иногда они проводят совместные с родителями и детьми походы в церковь в выходные, и потом во дворе церкви можно поиграть, пообщаться, перекусить. Можно прийти и только на эту часть во дворе, без службы. Но у нас все время пока не получалось присоединиться, что-то совпадало.
Родители и дети
Что меня радует в нашем садике, наверное, больше всего, это "качество" родителей, и соответственно детей. Но это вытекает из "качества" района, в котором мы живем. Грубо говоря - настоящий немецкий средний класс, большинство мам подрабатывает, сидя с детьми, папы работают.
Финансовые вопросы
В Дюссельдорфе по распоряжению мэра садики субсидируются государством 100% для детей старше трех лет. То есть, за садик мы не платим вообще. Но мы платим за еду и за работу персонала кухни, так как это город не субсидирует. 75 евро в месяц по желанию. Если мы не хотим - мы может давать ребенку свою еду с собой (понятное дело не горячую).
Все оснащение садика происходит за счет благотворительного фонда. В фонд родители опять же по желанию перечисляют по 15 евро в год. Что удивительно - из примерно 90 семей платят в фонд 76. И многие родители продолжают перечислять и после того как их дети закончили ходить в сад. Плюс, перечисляют средства не только родители, но и другие, просто сторонние люди.
Родители и сами дети могут писать свои пожелания на специальной доске, что бы они хотели еще иметь в садике. Два раза в год все, кто перечисляет взносы в фонд, собираются (по желанию) и решают, что из этого покупать. О любой покупке более 200 евро соообщается письменно всем, и каждый имеет право вето. То есть, даже если меня не было на собрании, но они решили там купить что-то, а я не согласна, я могу просто обжаловать, и это не купят.
Заключение
За чуть более месяца в саду, включая адаптацию, Кай начал говорить по-немецки. Немного, но он может предложить другому ребенку поиграть вместе или побегать, знает названия игрушек, может спросить как другого ребенка зовут и представиться сам. Все дети в садике знают его имя, и знают, что я его мама. Я прихожу - и первый попавшийся ребенок говорит мне, в какой комнате играет Кай. Воспитательницы тоже его хвалят, говорят, немецкий он усваивает очень хорошо и быстро. Проблем никаких нет. Кай о садике рассказывает только хорошее. Хотя я вижу, что, например, они делят игрушки с другими детьми, или толкают друг друга. Мне он говорит что они так играют (Кай при этом толкает не меньше, чем другой мальчик=).
Однажды Кай пришел домой с большим синяком на бедре. Я спросила - он сказал что его кто-то пнул. Я спросила, кто пнул-то. Он сначала говорил "не знаю", потом сказал что воспитательница. Понятное дело, в это я не поверила, скорее всего, просто не знал имя мальчика, кто пнул. На следующий день с утра я рассказала об этом воспитательнице, в качестве шутки. А еще на следующий день меня попросила подойти поговорить заведующая. Оказывается, даже если я сказала это в виде шутки, должен быть заполнен протокол со всеми подробностями, включая размер и местоположение синяка. И я должна подписаться, что я претензий не имею. Ну или имею. Заметьте, что об этом случае заведующей сообщила воспитательница. Любимая воспитательница Кая, кстати: как только он приходит в сад - сразу бежит ее искать, даже забывает со мной поцеловаться иногда (поэтому я на 100% уверена, что пнула его не она=)
В общем, настала у меня просто райская жизнь. И очень рада, что младший сынок сможет пойти в садик пораньше, в 2.5, под крылышко к старшему брату.