Искусство общения с детьми: примитивизм или фанатизм?
ПолиглотыПредставьте, что вы решили поиграть с 9-месячным ребенком. Итак: «малыш, хлопай в ладошки, наклонились! дотянулись до носочков! хорошо! ты мой сладкий! давай потанцуем с мамой! сделаем ручками вот так (фонарики), фонарики зажглись и мигают, сжимаем и разжимаем наши кулачки, можешь так сделать вместе с мамой?» А теперь стоп! Вы сейчас фильтровали свой русский язык? Вы думали, какое слово сказать сначала, а какое потом? Вы не сомневались в том, что вы используете слишком сложные слова для такого малыша? А вдруг он не понимает, что такое фонарики? Или наклон? Правда еще не понимает? А почему вы делаете такое исключение для английского языка? С чего вы решили, что слова «bend» или «clench your fists» жутко сложные? Просто потому, что вы их нигде раньше не слышали и не использовали?
Не надо думать, что ваш малыш родился с встроенным русским языком в голове. Когда он родился, он еще не знал, на каком языке он будет говорить. Все зависело от мамы, от того языка, который он слышал каждый день. Поэтому мы не будем ничего упрощать. Наши дети - лингвистические гении, у них есть особый раздел в мозгу (речевая матрица), отвечающий за усвоение языков, не важно, кстати, скольких. Ему жизненно необходимо их выучить, чтобы выжить, чтобы общаться, чтобы получить то, что ему нужно и понять окружающих. Функция речевой матрицы - вычленить звуки речи, расшифровать, научиться их воспроизводить. Поэтому не надо с ними общаться на примитивном языке: «Это кошечка, кошечка, мяу-мяу, кооошечка» и думать, что все остальное они понять не способны. Да, сразу понять и осмыслить, конечно, не способны. Но потом вы удивитесь, сколько они всего понимают, не будучи еще способны говорить. Дело в том, что детскому мозгу не лень учиться всегда и везде. Речевая матрица изучает язык на слух, естественным образом, путем повторения за взрослыми, чем раньше, тем лучше.
«В определенном возрасте дети начинают все повторять, и им все равно, повторять на родном языке, или на английском, или на двух языках. Речевая матрица не знает понятия «лень» или «устала». Марина Романенко
Об этом очень подробно рассказала детский психолог Марина Романенко:
И кстати, есть доказанные исследования, которые говорят, что умственные и лингвистические способности ребенка во многом зависят от того, сколько (в словарном объеме) и какими сложными и красивыми выражениями мама разговаривала с ребенком в первые три года! Именно в тот возраст, когда мы считаем, что не надо усложнять свою речь и вообще малыш еще ничего не понимает!
Объясню подробнее. Американцы Харт и Рисли провели исследование, в ходе которого выяснилось, что дети из профессиональных семей слышали в среднем 11 миллионов слов в год, а дети из бедных семей - только 3 миллиона. К тому времени, как малышам исполнялось 4 года, разница в количестве слов, услышанных от родителей из семей с разным благосостоянием, составляла 30 миллионов (!) слов. Далее исследователи наблюдали прямую связь между количеством слов, которые ребенок слышал до трех лет, и его успеваемостью в школе, общей способностью учиться и ростом его личного словарного запаса. Другой американский профессор Дана Саскинд заинтересовалась этим исследованием и разработала программу-директиву, чтобы помочь родителям успешно общаться со своими детьми. Ее книгу «Тридцать миллионов слов» можно почитать и в русском переводе.
Эксперты из Harvard Grduate Scool of Education пошли еще дальше, они уверены, что дело не в количестве, а в качестве.
«It is the quality of the input that matters most, not just the quantity,» said Dr. Rowe.
Профессора Barbara Alexander Pan, Judith Singer,Catherine Snow и Meredith Rowe провели исследование языкового общения уже в семьях с одинаковым доходом. Выяснилось, что у матерей, которые использовали много разнообразных и сложных слов в общении с малышом до трех лет, дети отличались быстрым ростом словарного запаса и его активным использованием. А это, в свою очередь, влияло на их успехи в дальнейшем обучении.